Ольга ОСОКИНА,
воспитатель-методист ДОУ д/с № 66 «Радуга»,
г. Электросталь
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩЕСТВАХ?
Цикл игровых занятий с детьми старшего
дошкольного возраста
I. Превращения веществ
Педагог: Ребята, как вы думаете,
знают ли кошки, что они кошки? Но вот многие мышки
уж точно знают про себя, что они мышки. И собаки
никогда не ошибаются при встрече с кошками. Никто
не путает кошку с мышкой, зайца с собакой. А ведь у
всех этих животных по четыре лапы, одному хвосту,
пушистая шерстка и усы. И не путаем мы их потому,
что у каждого из них есть свои признаки, присущие
только ему. Если мы будем сравнивать хвосты, лапы,
шерсть и усы, то сразу убедимся, что это разные
животные.
Так и вещества. Среди них есть похожие, а есть
совсем не похожие. Но каждое вещество имеет свои
собственные свойства. Одни свойства веществ
легко определить на глаз. Какие свойства
вещества вы можете определить, только посмотрев
на него?
(Ответы детей.)
Правильно. Каждый человек почти без
труда различает окружающие его вещества по
цвету, вкусу, запаху, прозрачности и некоторым
другим признакам.
А что еще мы говорим о веществах? Верно, вещества
или материалы делятся на твердые, жидкие или
газообразные. Что вы можете рассказать о них?
Назовите, какие вы знаете твердые вещества, газы,
жидкости.
(Ответы детей.)
У меня на столе размещены различные
материалы. Выберите из них жидкие, твердые
вещества и газы. Что вы можете сказать о них?
(Ответы детей.)
Правильно. Твердые тела сохраняют свою
форму и бывают твердыми и мягкими, жидкости
принимают форму сосуда, в котором находятся, а
газы не могут оставаться даже в своем сосуде;
если его открыть, они улетучиваются и
распространяются по всему помещению.
Вы уже знаете, что многие материалы изменяются,
если они нагреваются или охлаждаются. Поговорим
о воде. Вода из крана, какая она? Жидкая. Как мы в
этом убедимся? Давайте проведем опыты.
Опыт 1
Раздаточный материал на каждого
ребенка:
Педагог: Из мерного стаканчика мы
наполним водой разные емкости и увидим, что вода
принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Давайте проверим. Вы видите, что в какую бы
емкость вы не наливали воду, она принимает ее
форму.
Опыт 2
Раздаточный материал на каждого
ребенка:
Педагог: Сейчас у каждого из вас на
столах стоит емкость с крышкой. Откройте ее. Что в
ней находится? Лед. Как мы его получили?
Правильно, мы заморозили воду. Как можно сказать
по-другому? Верно, мы охладили воду. При какой
температуре вода замерзает и превращается в лед?
(Ответы детей.)
Вода была жидкой, но при охлаждении она
превратилась в лед. Изменила она свое состояние?
Да, она стала твердой. Что будет со льдом, если мы
его оставим в помещении? Правильно, он растает и
опять превратится в воду. Переложите его в миску,
и пусть он постоит при комнатной температуре.
Опыт 3
Демонстрационный материал:
Педагог: Ребята, скажите, при
какой температуре вода кипит? Что происходит с
водой, если ее сильно нагреть и довести до
кипения? Правильно, она превращается в пар.
Давайте убедимся в этом.
У меня на столе стоит чайник. Вода в нем только
что закипела. Я наливаю ее в емкость. Что вы
видите? Вода превращается в газ, который
называется паром. Он распространяется по всему
помещению. Но почему мы не чувствуем его запаха?
Правильно, потому что вода не имеет запаха.
А сейчас я накрою емкость стеклом. Скажите, что мы
увидим?
(Ответы детей.)
На стекле будут образовываться
капельки воды. Почему?
(Ответы детей.)
Правильно. Сейчас вода не кипит, пар
остывает и опять превращается в воду. Это
изменение называется конденсацией.
Вывод: вода может изменяться
при охлаждении и нагревании, но может и опять
превратиться в воду.
Опыт 4
Демонстрационный (или раздаточный)
материал:
Педагог: А теперь я покажу вам
восковую свечу. Как вы думаете, какой это
материал? Твердый. Что произойдет, если мы его
нагреем? Давайте посмотрим.
Вы видите, что при нагревании воск становится
жидким, то есть тает. Но что происходит с ним
потом? Он застывает.
Вывод: воск — твердое вещество,
когда он нагревается, он тает и становится
жидким. Затем он застывает и вновь становится
твердым. Воск способен изменяться снова и снова.
Опыт 5
Демонстрационный материал:
яйцо,
прозрачный стакан,
нож для разбивания яйца.
Опыт 6
Демонстрационный материал:
Педагог: Посмотрите, у меня в
мисочке смесь — это тесто. Вы не один раз видели,
как ваши мамы месят тесто: муку разводят молоком.
Что будет, если тесто нагреть? Верно, получится
пирог. Сможем мы его опять превратить в жидкое
тесто? Нет. Испеченный пирог никогда не станет
снова жидким тестом, то есть жидкой смесью,
которой он был до приготовления.
Вывод: Многие материалы
изменяются, если их нагреть или охладить, но не
все могут обратиться в прежнее состояние.
II. Что мы знаем о материалах и
свойствах веществ
Часть 1
Педагог: Сегодня, ребята, я
расскажу вам сказку «Как ослик спасся».
Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка.
Один нес тяжелые мешки с солью, а другой — легкие
губки из поролона. По дороге им нужно было
переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли.
Одному было легко плыть, и он ее быстро переплыл,
а другому пришлось приложить немало усилий,
чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они
пришли домой, оказалось, что только один ослик
донес свою ношу.
Вопросы к детям:
1. Ребята, как вы думаете, кому из
осликов легко было переплыть речку и почему?
2. Почему ослику, который вез поролоновые губки,
пришлось плыть тяжелее?
3. Кто из осликов принес свою ношу домой?
Педагог: Чтобы проверить ваши
ответы, давайте поставим опыт.
Опыт 1
Раздаточный материал:
Педагог: Вы утверждаете, что соль в
воде растворилась, и ослик ничего не привез в
мешочках. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри
них находится соль. Опустите их в емкость с водой.
Что происходит?
Правильно, соль растворяется, и мешочек
становится пустым.
Опыт 2
Раздаточный материал:
Педагог: А сейчас возьмите кусочки
поролона и опустите их в воду. Что с ними
происходит? Они впитывают воду и становятся
тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось
приложить немало усилий, чтобы спастись.
Окружающие нас вещи сделаны из различных
материалов. Материалы — это вещества, из которых
сделаны все предметы. Обычно материалы подбирают
очень тщательно, чтобы они служили своей цели.
Как вы думаете, из какого материала нужно было
сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба
ослика привезли свой товар домой?
Правильно, мешки должны быть из полиэтилена,
который не пропускает воду и к тому же легкий.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови, что
из чего сделано».
У вас на столах лежит по пять карточек, на которых
изображены предметы.
Правила игры: Выигрывает тот, кто
правильно и быстро — за 1 минуту (выставляются
песочные часы) назовет материалы, из которых
сделаны предметы, и скажет, как называются все
они одним словом.
(Например: мяч — резиновый, автомобиль —
металлический, кубик — деревянный, пирамидка —
пластмассовая и т.д. — все это игрушки.)
Часть 2
Педагог: Все на свете вещества
состоят из мельчайших частиц. Они постоянно
находятся в движении, но в твердом веществе
частицы расположены очень плотно, в жидкостях им
немного просторнее, а вот в газах расстояние
между частицами еще больше.
Показ рисунка 1. Давайте поиграем в
игру «Отгадай вещество».
Рис. 1
Делимся на три группы. Каждая группа
договаривается, какое вещество она изображает, и
выполняет соответствующие движения, а другие
группы отгадывают.
(Если вещество твердое, то дети стоят плотно друг
к другу. Если жидкое, то они как бы «перетекают»
из одного места в другое. Если газообразное, то
дети «разлетаются».
Игра используется как физминутка.)
Педагог: Молодцы! Вы правильно
представили все вещества. А сейчас рассмотрите
таблицы и вспомните все свойства веществ, о
которых мы говорили на других занятиях.
1. Что мы можем определить, только
посмотрев на предмет или какой-либо материал,
вещество?
Правильно:
— состояние,
— форму,
— цвет,
— прозрачность.
2. Затем можно его понюхать и
определить запах. Не забудьте о мерах
предосторожности.
3. Если вещество съедобное, то определите вкус.
4. Плавает материал или тонет (если есть
сомнения, то педагог проводит опыт на
демонстрационном столе).
5. Растворимость.
6. Название материала или вещества.
7. Что из этого материала или вещества можно
сделать?
Педагог: Выберите из своих пеналов
предмет, который вы опишете нам, пользуясь
таблицей.
(Дети описывают по таблице различные свойства
выбранных предметов.
Если ребенок называет свойство вещества неверно,
то эксперимент ставится всеми детьми.)
Педагог: Ребята, подумайте и
скажите, что интересного вы узнали на занятии.
1. Поролон впитывает воду и поэтому
становится тяжелее.
2. Соль и поролон нужно было поместить в мешки из
полиэтилена.
3. Молоко смешивается с водой.
Демонстрационный материал
1. Иллюстрации различного состояния
веществ.
2. Игра «Что из чего сделано?».
3. Различные предметы: скрепка, гвоздь, пластмасса
3 x 5, стекло 3 x 5, стаканчик с солью, прозрачный
стаканчик с молоком, бумага 3 x 5 разного цвета.
Работа с перфокартами (под них
подложены чистые листы).
Перфокарта к материалу «Что мы знаем о
веществах»
Примеры заданий:
В пустых квадратах поставить знак «+»
напротив «горячих» предметов, знак «–» напротив
«холодных» предметов.
Игра «ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»
Материал: карточки с изображением
всевозможных предметов.
Вариант 1.
Ведущий предлагает детям показать
предметы, изготовленные из ткани, из металла, из
стекла, из дерева, из пластика, из резины и т.д.
Вариант 2.
Ребенок описывает предмет и называет
материал, из которого он сделан, а затем называет,
из каких еще материалов может быть изготовлен
такой предмет.
Вариант 3.
Ведущий предлагает детям объединиться
в группы по какому-либо признаку, имеющемуся на
их карточках, и назвать обобщающее слово.
Вариант 4.
Ведущий предлагает детям отобрать
картинки с предметами, которые плавают или тонут.
III. Что мы знаем о сахарном песке и соли,
Или определение свойств разных веществ
Раздаточный материал на каждого
ребенка:
1. 6 мерных стаканчиков (5 из них
наполнены водой, горячую воду воспитатель
наливает перед Опытом 4).
2. Лупа.
3. Оранжевый стаканчик с сахарным песком.
4. Баночка с крышкой (оранжевая) с сахарной пудрой.
5. Голубой стаканчик с солью.
6. Ложка.
7. Палочка.
8. Лист черного картона.
Игровая мотивировка:
В гости к детям приходит Незнайка. Вид
у него опечаленный. Воспитатель и дети
здороваются с ним и спрашивают, отчего он такой
грустный. Незнайка рассказывает, что он пришел
домой и хотел выпить чаю. На столе стояли два
стаканчика, он точно знает, что в одном была соль,
а в другом — сахарный песок. А как отличить сахар
от соли, он не знает. Вот он и пришел к детям, они
ведь наверняка знают это.
Воспитатель спрашивает у детей, готовы ли они
помочь Незнайке.
Педагог (обращается к Незнайке):
Не грусти, Незнайка. Ты пришел очень кстати.
Сейчас ребята будут ставить опыты и смогут тебе
многое рассказать о свойствах некоторых веществ.
Они обязательно научат тебя отличать соль от
сахарного песка.
Ребята, на столах у вас приготовлено
оборудование. Рассмотрите его.
В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и
сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему
виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ?
Верно, они оба белые.
Попробуйте осторожно их понюхать. Почему
осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества
и, определяя запах, их нельзя подносить близко к
носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли
они пахнут?
(Ответы детей.)
Вот видишь, Незнайка, ребята уже могут
сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по
цвету, но разные по запаху.
Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих
веществ и узнаем, одинаковой ли они формы.
Опыт 1
Положите перед собой черные листы
картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы?
Правильно, они в несколько раз увеличивают
рассматриваемый объект.
Из каждого стаканчика палочкой осторожно
отделите несколько кристаллов и поместите их на
разные углы черного листа.
Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные
частицы по форме? На что похожи одни частицы? А
другие?
Верно, одни частицы похожи на горошины или
шарики, а другие на кирпичики. Что можно сказать
об их величине? Правильно, горошины меньше, чем
кирпичики.
Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые
вещества нельзя. Почему? Конечно, есть вещества
горькие, а есть опасные для здоровья. Но я вам уже
сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок.
Поэтому их можно попробовать и определить, какой
вкус имеют вещества. Но сначала вспомните, какая
на вкус соль? А сахарный песок?
Осторожно наберите на кончик палочки те
кристаллы, которые крупнее и имеют форму
кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус?
Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество?
Сахарный песок. В каком он находится стаканчике?
В оранжевом.
А можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус
будут частицы вещества в форме горошин?
Правильно, они соленые. Потому что это соль.
Теперь мы можем помочь Незнайке!
В чем сходство и различие соли и сахарного песка?
(Ответы детей.)
Соль и сахарный песок одинаковые по
цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них
разная величина частиц и форма. Значит, какое
вещество находится в оранжевом стаканчике? А в
голубом?
Незнайка радуется, что ребята ему здорово
помогли, и собирается уходить.
Педагог: Незнайка, не уходи, мы
обязательно угостим тебя чаем, но чуть-чуть
попозже. А сейчас ребята хотят рассказать тебе
кое-что еще интересное о свойствах веществ.
Педагог: Сейчас мы возьмем сырое
яйцо и перельем его в стакан. Какое оно? Жидкое.
Почему вы так решили? (Ответы детей.) Что
произойдет с ним, если его нагреть? Правильно, мы
получим яичницу. Сможет она снова стать сырым
яйцом? Нет.
Педагог разбивает яйцо в стакан, показывает
детям.
Давайте снова рассмотрим наше оборудование. У
нас на столах стоят закрытые емкоcти. Они такие же
оранжевые, как и стаканчики с сахарным песком. А
закрыты они потому, что в них находятся
мельчайшие частицы сахарного песка. Они
настолько мелки, что это вещество называют
сахарной пудрой. С ней нужно обращаться очень
осторожно, потому что эти частички могут
разлетаться от любого неосторожного дуновения.
Ребята, как вы думаете, что растворится быстрее —
мелкие частицы сахарной пудры или частицы
сахарного песка, которые крупнее их?
(Ответы детей.)
Сейчас мы проверим ваши утверждения
опытным путем. Осторожно откройте емкость, и вы
убедитесь, насколько частицы пудры мельче частиц
сахарного песка.
Опыт 2
Педагог: Подвиньте к себе два
мерных стаканчика с водой, ложечкой возьмите
сахарную пудру и всыпьте ее в один стаканчик.
Теперь этой же ложечкой возьмите сахарный песок
и всыпьте его в другой стакан. Посмотрите, что
растворяется быстрее. Почему?
Правильно, чем меньше частички вещества, тем
быстрее они растворяются, то есть частички
исчезают в воде.
Закройте емкость крышкой, отодвиньте ее от себя,
рядом с ней поставьте эти два стаканчика.
А сейчас мы посмотрим, когда сахарный песок
растворяется быстрее: когда мы его растворяем, не
мешая ложечкой, или когда перемешиваем. Как вы
думаете? Давайте поставим еще один опыт.
Опыт 3
Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и
два другие с водой. Вода в стаканчиках холодная.
Берем одинаковое количество сахарного песка, то
есть по ложке, и опускаем в каждый стакан. И сразу
же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой
сахар с водой. Что вы видите? Где сахарный песок
растворился быстрее? Значит, какой вывод мы можем
сделать? Правильно, вещество быстрее
растворяется при перемешивании.
Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где
быстрее растворяется вещество: в горячей или
холодной воде? Давайте проверим.
Опыт 4
Поставьте перед собой два стаканчика:
в одном горячая вода, а в другом — холодная.
Опустите по ложке сахарного песка в каждый
стаканчик.
Где сахарный песок растворился быстрее?
Осторожно потрогайте стакан. Какая в нем вода?
Горячая.
Значит, мы можем сделать вывод, что в стакане с
горячей водой сахарный песок растворился
быстрее, потому что частицы вещества
перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.
Вот видишь, Незнайка, теперь ты тоже будешь знать,
что в горячем чае сахарный песок растворится
быстрее, а если еще и перемешать ложечкой, то чай
сразу станет сладким.
А сейчас, ребята, давайте расскажем Незнайке о
других веществах. По каким свойствам мы их
различаем? Перед вами лежат таблицы, выберите
любое знакомое вам вещество и расскажите о его
свойствах.
(Таблица составлена произвольно.)
Педагог: А теперь, Незнайка, мы с ребятами
приглашаем тебя пить чай.
Незнайка благодарит детей за то, что сегодня он
узнал так много нового и интересного, и говорит,
что он очень доволен, что вместе с ребятами, как
настоящий ученый, проводил опыты с веществами.
|