Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2002

МАСТЕРСКАЯ

Театр марионеток

Сценическим пространством для спектаклей театра марионеток является стол. Декорации — красивые расписные и шелковые однотонные платки; подушки, задрапированные соответственными кусочками тканей и изображающие горы и холмы; камни, которые представляют собой сказочные валуны; сухие коряжки и веточки, изображающие лес. Если действие в сказке происходит летом, то деревца из веточек можно задрапировать в покрашенную зеленым цветом марлю, а зимою соответственно припорошить «снежком» — той же марлей, белой шерстью или ватой.

Перед началом сказки стол с декорациями накрыт большим платком. Когда будет зажжена свеча, которая не погаснет до самого конца сказки, прозвучат волшебные слова для зазывания сказки или присказка и начнется действие, платок поднимется, открывая сцену.

Куклы изготавливаются из натурального тончайшего шелка. Если вам не встретились нужные цвета, то шелк можно самим покрасить в те оттенки, которые вы задумали. Для получения нежных оттенков ткань в разбавленной краске нужно подержать совсем недолго, всего несколько минут.

Для набивки кукол и придания им объема используют натуральную шерсть или синтепон. Нужно скрутить не очень тугой, но и не слишком рыхлый цилиндр размером около 8 см и перетянуть его ниткой на уровне верхней трети, отделив, таким образом, голову от туловища (рис. 1).

Теперь кукольное тельце нужно одеть. Для нижнего слоя одежды всегда используют шелк нежно-розового или телесного цвета, вырезая из него круг диаметром приблизительно 30 см. Обрабатывать шелк нитками и иголками трудно, поэтому лучше работать ножницами с зигзагом.

Серединку круга накладывают на макушечку шерстяного цилиндра, шелк перетягивают ниткой на линии шеи, аккуратно расправляя складочки с той стороны, где будет лицо (рис. 2). С двух сторон от головы (почти противоположных или смещенных немного вперед), ближе к краю круга оставшегося свободным шелка, нужно наметить места для рук. Чтобы сделать ручки, нужно скатать два небольших шерстяных шарика, внутрь которых лучше всего вложить дробинку или кусочек свинцового грузила для утяжеления — так облегчится управление куклой, и она будет более послушно двигаться. Утяжеляющие шарики вкладывают изнутри в намеченные для рук места и снаружи туго обматывают ниткой (рис. 3).

Основа для куклы готова. Теперь ее нужно еще приодеть, на голову надеть платочек, который часто совмещают с плащиком-накидкой (рис. 4). Из-под платочка должны быть видны волосы из шерсти или ниток, которые, как и цвет накидки, служат для идентификации персонажа, принадлежности его к добрым или злым героям. Деталей лица можно не делать, чтобы не фиксировать определенное выражение лица у персонажа, которому придется и улыбаться, и плакать, а дети в нужный момент смогут «увидеть» нужное по смыслу выражение. Светлые волосы принадлежат обычно добрым персонажам, так же как и светлые плащи более теплых тонов. Цвета злых героев чаще выглядят темнее и холоднее по тону.

Для управления куклой нужно протянуть нитку (светлого ириса) через ее голову, оставив внизу с внутренней стороны узелок, а длинную часть (15—20 см) вытянуть ровно из середины головы (рис. 5). Такие же ниточки нужно протянуть через ручки, а на концах ниток завязать маленькие петельки, по размеру ваших пальцев.

Теперь вы можете учиться водить кукол. Нитку с петелькой от головы нужно надеть на указательный палец правой руки, а от ручек — на большой и средний пальцы. Попробуйте перемещать куклу — пройтись медленно, грустно, весело, с подскоками, вскинуть ручки, присесть. Развевающиеся шелковые одежды добавят выразительности движениям.

Ольга ТИТАЕВА
(из опыта вальдорфских педагогов)
исунки Ольги Титаевой

Рейтинг@Mail.ru