Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2002

МАСТЕРСКАЯ

Волшебная бабочка

Детям очень нравится работать с лоскутками. Пестрое смешное и уютное одеяло, собранное из маленьких цветных лоскутков, можно рассматривать, как звездное небо, трогать руками, ощущая разную фактуру ткани... Оно может нашептать на ушко засыпающему ребенку сказку, например, такую:

«Жил-был в лесу в маленькой избушке старичок-лесовичок по имени Лоскутный колпачок. Звали его так потому, что он по всему лесу лоскутки пестрые собирал (где-то грибник за куст зацепился, оставил кусочек ткани на ветке, где-то сорока несла яркую тряпочку в гнездо, да выронила), из них он себе сшил симпатичный колпачок, жилетку, одеяло, даже половичок у его двери лоскутный лежал. Сел один раз старичок в тенек, под дуб раскидистый, да задремал. Вдруг прямо на нос ему капля упала. Посмотрел он на небо — ни одной тучки, посмотрел он на ветви дерева — а там сидит огромный муравей на дубовом листочке и горько плачет. Когда лесовичок спросил его, что случилось, муравей заплакал еще сильнее и рассказал ему свою печальную историю. Оказывается, это совсем не муравей был, а бабочка, да не простая, а самая красивая во всем лесу. У нее были большие и очень яркие крылышки. Но, к несчастью, заметил их воробей и решил бабочкой на обед закусить. Схватил он ее за крылышки, пришлось их у него в клюве оставить... Только как теперь бабочке над цветами порхать, как сладкий нектар собирать? И решил лесовичок помочь бедняжке. Бросился он в свою избушку, открыл сундучок, где у него пестрые лоскутки хранились, выбрал из них самые красивые и стал шить из них новые крылышки для бабочки. Красивые они получились или нет, пока секрет. Но если самому попробовать сделать и подарить бабочке новые крылышки из лоскутков, то можно его открыть».

А потом ребята делают эскиз своей будущей работы. Они рисуют фломастерами бабочку, разделяют ее крылышки на несколько частей и придумывают рисунок каждого кусочка ткани. Я приношу на занятия настоящие цветные лоскутки. Мы рассматриваем их, пробуем разные сочетания цветов и только потом приступаем к кропотливой и достаточно сложной работе. Даже самые нетерпеливые дети доводят ее до конца, потому что с каждым раскрашенным лоскутком бабочка становится все красивее и красивее.

Затем дети приносят из дома свои кусочки ткани, мы соединяем их вместе в большой коробке, и начинается новый этап работы. Когда все части лоскутной аппликации приклеены, а работы размещены в выставочной зоне, на них приходят полюбоваться и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Гордость переполняет души наших художников, а лоскутное одеяло уже придумывает новую сказку. Может, она будет о веселой весенней ярмарке, где ребята будут хвалить и продавать дымковскую игрушку, матрешку, посуду, расписанную своими руками, а покупателями будут их родители, заработавшие особую ярмарочную «валюту», спев песню или частушку, сплясав или поразив всех каким-то особым своим талантом. Украсят ярмарку яркие флажки (роспись по ткани) и работы, посвященные приходу весны, выполненные из окрашенной марли (объемная аппликация).

В нашем садике сказка легко воплощается в жизнь, а жизнь может плавно перейти в сказку.

Тамара СТОТЛАНД,
преподаватель изобразительного искусства
прогимназии № 286 г. Ижевска

Рейтинг@Mail.ru