Вместо вывода
Елена СМИРНОВА, доктор
психологических наук, преподаватель Московского
психологического института:
Мне представляется, что здесь
наметились три блока проблем, достаточно
самостоятельных, но внутренне связанных. Я бы их
обозначила так: педагог — трудный ребенок,
педагог — родитель, педагог — психолог.
Начну с лозунга «Принимать ребенка
таким, какой он есть». Мне он тоже представляется
сомнительным. Если мы воспитатели, наша задача
заключается в том, чтобы ребенка воспитывать. Уже
одно это означает не «принимать его таким, каким
он есть», а видеть его будущее, видеть его
идеальный образ, видеть его возможности. Когда мы
пытаемся чем-то заинтересовать ребенка, увлечь,
направить, мы уже его куда-то ведем. Значит, не
принимаем его таким, какой он есть, на его
исходном уровне, а пытаемся сделать его, с нашей
точки зрения, лучше, богаче, интереснее. Поэтому
принятие — неподходящее слово. Мы можем говорить
о понимании, о любви, но не о принятии как таковом.
Теперь то, что касается понятия
«трудный ребенок». Тут совершенно четко были
разведены две категории трудных детей. Первая —
это дети больные, с задержкой развития, с
трудностями в обучении. И тут нужно выбирать один
из двух путей для их образования: либо
изолировать таких детей, то есть помещать в
специализированные учреждения, либо
интегрировать в среду нормально развивающихся
сверстников. Проблема старая, многократно
обсуждавшаяся и до сих пор не решенная. Я не знаю,
решаемая ли. И в том, и в другом случае есть свои
плюсы и свои минусы. Могу сказать о безусловных
плюсах и для нормальных детей, и для детей с
задержками. Я сейчас наблюдаю один такой
интегративный детский садик, где есть дети с
даун-синдромом, есть аутисты и нормальные дети,
определенное количество. На группу в двадцать
детей два ребенка-дауна, два аутиста. Это важная
пропорция. На мой взгляд, это чрезвычайно полезно
и для «особых» детей, и для детей нормальных.
Нормальные дети привыкают видеть других. Это то
самое, что называют толерантностью, терпимостью.
В подобным образом организованной среде они
вырастают естественно, без всяких нотаций и
праздных призывов со стороны воспитателей.
Конечно, у детей с даун-синдромом можно отметить
значительно более существенный прогресс в
развитии, чем если бы они сидели в специальном
интернате или одни дома. Я беру крайний случай, но
думаю, что в нормальном саду дети с задержками
тоже будут лучше развиваться, чем если они были
изолированы в специальных учреждениях. Вообще
тенденция к изоляции у нас сейчас доминирует — у
воспитателей, во всяком случае. Хочется
избавиться от этого ребенка, хочется спихнуть
его куда-нибудь. Но каково работать с двадцатью
недоразвитыми детьми? Мне кажется, это очень
тяжело. В этом смысле нормальное сосуществование
более способных и менее способных, которое есть
везде в обществе, должно сохраниться в группе
детского сада.
Западное общество четко
сориентировано на интеграцию. Но они могут
каждому такому трудному ребенку обеспечить
помощь психолога.
Теперь о том, что касается трудных
детей с поведенческими проблемами. Тут мы
застряли на агрессивности, но, помимо
агрессивности, есть еще дети застенчивые, дети с
повышенной обидчивостью, у которых эта
агрессивность проявляется в скрытой, тихой форме
— такие, у которых нет повышенной энергетики,
зато есть желание подложить соседу на стул
кнопочку или иголочку в подушку. Все это,
безусловно, есть, и эти дети представляют большие
педагогические трудности. Что с ними делать,
действительно непонятно. Надо бы их изучать. Это
дело психологов. И эта тема мне очень близка,
поскольку в последнее время я специально
занималась агрессивными детьми и вообще детьми
проблемными. В результате наших экспериментов мы
пришли к выводу, что в основе детской
агрессивности лежит даже не повышенная
энергетика, не ущемленная самооценка, а особое
отношение к окружающему миру как к миру
враждебному. Такой ребенок находится в
постоянном ожидании агрессии со стороны
окружающих, относится к другому как к источнику
зла, направленного именно на него. И вот
восприятие других как потенциальных агрессоров,
ожидание, приписывание презумпции агрессии со
стороны окружающих делает этого ребенка
напряженным и готовым к удару, как правило,
превентивному, упреждающему. Откуда рождается
такое чувство, вопрос сложный. Тут каждый раз
приходится обращаться к индивидуальной истории
раннего детства, к моменту некоторой фиксации
ребенка на себе, когда ребенок ничего, кроме себя
и кроме отношения к себе, не воспринимает. Его
очень трудно чем-то заинтересовать, отвлечь,
увлечь. За совершенно нейтральными вещами он
подозревает отрицательное отношение к себе. Ты
можешь и не выражать никакого недоверия и
нелюбви. А он в тебе это видит. Ему кажется, что
все его недооценивают, что все его хотят унизить.
И тут не поймешь, где объективное, где
субъективное: тут преобладает ожидание плохого.
И это ожидание превращает фактически
нейтральное событие в выражение агрессии. Это
голая психология. Вопрос практика: что тут может
сделать педагог?
И здесь мы переходим к следующему
блоку проблем: «педагог — родитель».
Понятно, что все произрастает из семьи.
Понятно, что большинство семей наших
воспитанников неблагополучны. Что кругом
равнодушие, агрессивность, пьянство, нелюбовь и
прочие, прочие вещи. И, конечно, самое простое —
это объяснить все наши проблемы и проблемы наших
детей родительским воспитанием. Это
действительно так. Но мы-то с вами, как педагоги и
психологи, не должны списывать на родителей все
эти проблемы, а должны думать, что можем именно
мы.
Я целиком разделяю мнение, что в
Монтессори-садиках нет проблемных детей, и могу
добавить, что таких детей нет и в вальдорфских
детских садах. Там вообще нет детей отвергнутых,
нет детей застенчивых, нет детей, которые «могут
всю игру испортить». Там царит очень правильный
групповой дух. И то, что ребенок преображается в
такой группе за два-три месяца, действительно
правда. Не потому, что умный воспитатель учит его,
как себя вести, не потому что с ним занимается
квалифицированный психолог, а потому что он
оказывается в микросоциуме, где действуют свои
справедливые законы, свои порядки. Здесь дети
знают, что хорошо, что плохо, и ведут себя
соответствующим образом.
Но можно не брать такие
малораспространенные системы, а просто
понаблюдать, как обустроены педагогические
среды в различных детских садах. И тут выяснится,
что в одних детских садах почему-то все дерутся и
колотят друг друга — не удержишь. А в других
вообще нет таких проблем. Хотя оба сада находятся
в одном микрорайоне и обслуживают детей из семей
одинакового уровня социального развития.
Получается, что та или иная методика и даже
конкретный воспитатель каким-то образом могут
перекрыть негативное влияние общества. Если
общество мы поменять не можем, то искать какие-то
воспитательные стратегии, позволяющие снизить
уровень этой самой агрессивности и как-то
организовать отношение детей в группе, можно.
Ну, и последний блок — «педагог —
психолог».
У меня возникают некоторые сомнения по
поводу того, что с трудными детьми должен
заниматься по преимуществу психолог. Мне
кажется, что, работая с детьми раннего
дошкольного возраста, каждый педагог должен быть
психологом. Как и каждый психолог должен не
просто ставить диагноз, а думать, что нужно
делать с ребенком, как ему помочь, — то есть быть
педагогом. И то, что сейчас дошкольная психология
и педагогика пытаются объединиться, кажется мне
совершенно закономерным и правильным. Заметьте,
что авторами большинства педагогических
программ сейчас являются психологи. И наоборот,
все педагоги стремятся получить психологическое
образование или как-то приблизиться к
психологии. Возможно, в этом залог успеха в
решении наших проблем. В том числе и проблем
«проблемных детей». |