Марина ПАВЛОВА,
учитель-дефектолог
Центра психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Развитие»,
г. Ярославль
Гиперактивный ребенок
Высокая двигательная активность, в
силу психофизиологических причин, свойственна
всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных
случаях она достигает патологической степени
выраженности, что затрудняет социальную
адаптацию ребенка, мешает его развитию и
обучению.
Повышенная двигательная активность является
симптомом нарушения психической деятельности
ребенка при различных нарушениях развития и чаще
всего — последствием раннего органического
поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют
гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной
двигательной активности, основным дефектом в его
структуре является дефект внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ) представляет исключительно актуальную
проблему в связи с его высокой
распространенностью среди детского населения.
Социальная значимость проблемы определяется
тем, что без своевременной и квалифицированной
помощи у таких детей к подростковому возрасту
может наблюдаться нарастание нарушений
поведения.
1. Портрет ребенка с СДВГ
Проявления СДВГ беспокоят родителей с
первых дней жизни ребенка: дети часто имеют
повышенный мышечный тонус, чрезмерно
чувствительны ко всем внешним раздражителям
(свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), плохо
спят, во время бодрствования подвижны,
возбуждены.
В 3—4 года отчетливой становится неспособность
ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо: он
не может спокойно дослушать сказку, играть в
игры, требующие даже минимального уровня
произвольности деятельности.
Ребенок с СДВГ любопытен, но не
любознателен. Он на все смотрит, все слушает,
трогает, пробует, но беспорядочные сенсорные и
моторные акты не складываются в необходимый
опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения
очень поверхностны, поскольку основополагающее
детское «почему?» удовлетворяется первыми
словами без попыток постижения сути. В
результате ориентация сводится к поверхностным
представлениям о предметах и явлениях, к
упрощенному пониманию социальных и
межличностных отношений.
Ребенок с СДВГ всегда выбирает самые
шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во
время приема пищи. Его руки постоянно в движении:
что-то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы,
отковыривают краску на стене. На нем «горит»
одежда и обувь. Он все теряет. Действует, не
задумываясь о последствиях. Часто проявляет
агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит
обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками,
тут же мирится с ними. От избытка чувств не
говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в
коллективе.
Пожалуй, никакое другое нарушение при
СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны
родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая
расторможенность и отвлекаемость. Такому
ребенку более всех грозит неприятие, так как он
способен вывести из себя даже самых спокойных
взрослых. Никого столько не укоряют, не
наказывают, не одергивают, сколько его. В
результате ребенок ожесточен и часто становится
лидером в группе детей и подростков с
демонстративно отклоняющимся поведением.
2. Основные проявления СДВГ
По международной классификации
выделяют три формы СДВГ.
В первой форме гиперактивность
сочетается с нарушениями внимания. По
распространенности это самая частая форма СДВГ.
Во второй форме преобладают
нарушения внимания (однако нарушения внимания,
как правило, имеют место и у детей с неврозами и
невротическими состояниями; в этом состоит
трудность диагностики).
В третьей форме преобладает
гиперактивность. Последняя форма встречается
наиболее редко. В большинстве случаев, если у
ребенка есть только гиперактивность, это скорее
всего связано с его индивидуальными
особенностями, в частности с темпераментом, и
здесь не всегда можно говорить о патологии.
СДВГ относят к группе минимальных
мозговых дисфункций (ММД). Симптоматика СДВГ
почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года.
При этом средний возраст при обращении к
специалистам — 7—8 лет, когда школьная
неуспешность вследствие указанных причин
становится очевидной.
СДВГ практически не выявляется при
обычном неврологическом обследовании. Только
при проведении электроэнцефалограммы
становится возможным обнаружить очаги
патологической активности в коре головного
мозга.
3. Диагностические критерии СДВГ
Поводом для обращения к специалистам
могут быть приведенные ниже проявления. Детям
дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом
обращении специалисты обычно не ставят, а
наблюдают за ребенком несколько месяцев, в
течение которых симптомы должны сохраняться. Это
позволяет избежать диагностических ошибок.
Особенности поведения:
— появляются до 8 лет;
— обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах
деятельности;
— не обусловлены психотическими, тревожными,
аффективными, диссоциативными расстройствами и
психопатиями;
— вызывают психологический дискомфорт и
дезадаптацию;
— наличие невнимательности или гиперактивности
и импульсивности (или всех этих проявлений
одновременно), не соответствующих возрастной
норме.
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя
бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
1) Неспособность сосредоточиться на
деталях.
2) Ошибки по невнимательности.
3) Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
4) Неспособность доводить задания до конца.
5) Низкие организаторские способности.
6) Отрицательное отношение к заданиям, требующим
умственного напряжения.
7) Потери необходимых предметов при выполнении
задания.
8) Отвлекаемость на посторонние раздражители.
9) 3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя
бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
1) Ребенок суетлив, не может сидеть
спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и
т.п.
2) Вскакивает с места без разрешения.
3) «Влезает» в разговор старших, занятия других
детей.
4) Не может играть в тихие игры, отдыхать.
5) Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
6) Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки:
— нарушения координации (выявляются
примерно в половине случаев СДВГ), тонких
движений, равновесия,
зрительно-пространственной координации;
— эмоциональные нарушения (неуравновешенность,
вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
— нарушения отношений с окружающими вследствие
«плохого поведения»;
— парциальные задержки развития при сохранном
интеллекте;
— нарушения сна.
4. Рекомендации для родителей и
педагогов
Чтобы предупредить социальную и
школьную дезадаптацию, с расторможенностью
ребенка необходимо бороться еще до того, как он
научится ходить, четко разграничивая
целенаправленную активность и бесцельную
подвижность.
Поскольку
врожденные особенности нервной системы не
позволяют ребенку обуздать избыточную
двигательную активность, ее надо четко
направлять и организовывать с раннего возраста.
Именно организация двигательной активности
является фундаментом обуздания
расторможенности. Вся организация деятельности
гиперактивного ребенка (игровой, трудовой,
учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что
требует значительной самоотдачи от педагогов и
родителей. Таким детям очень полезно заниматься
ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно
играть с ребенком в спортивные игры с правилами
(кроме травматичных видов), поскольку они требуют
достаточной организованности и подчинения
точной цели. Постановка цели, действия по плану
для такого ребенка буквально спасение, так как
при этом происходит превращение бесцельной
подвижности в целенаправленную активность. И так
должно быть до тех пор, пока целенаправленная
активность не станет привычкой.
Когда ребенок устал от беготни, его
следует сажать с собой за стол, занимая делом в
соответствии с возрастом. При этом давайте
ребенку только одно задание, чтобы он смог его
завершить. Поощряйте ребенка за все виды
деятельности, требующие концентрации внимания.
Он может строить, конструировать, лепить,
рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия
так же интересны, как и подвижная игра.
Усидчивость постепенно станет для него
привычкой. Оберегайте ребенка от утомления,
поскольку оно приводит к снижению у него
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Режим дня гиперактивного ребенка
выстраивается таким образом, чтобы он не
позволял ему слоняться без дела. Бесцельное
времяпрепровождение необходимо не допускать и
решительно пресекать.
Излишне говорить о том, что подход к
воспитанию такого ребенка должен быть
максимально индивидуализирован и сочетаться с
консультативной и коррекционной комплексной
медицинской и психолого-педагогической помощью.
Родителям и педагогам важно различать
патологические проявления в развитии ребенка,
связанные с состоянием соматического или
нервно-психического здоровья, и индивидуальные
особенности его развития, обусловленные
индивидуальным типом темперамента, характера,
условиями семейного воспитания и др. Помочь им в
этом смогут только специалисты.
Если родители и педагоги понимают
проблемы ребенка, совместно вырабатывают
подходы и требования к его воспитанию,
организуют своевременную коррекционную и
медикаментозную поддержку, то к началу школьного
обучения проявления СДВГ могут быть преодолены,
что в конечном итоге предопределит школьную
успешность ребенка.
Проблемы с финансами? Ищете быстрый и удобный способ заложить технику, часы, недвижимость или автомобиль? Перейдя по ссылке http://doveriegroup.ru/jewelry/, Вы получите всю необходимую информацию об условиях залога, а также получите быструю оценка предмета, который Вы хотели бы заложить. Если Вас интересует ломбард, где скупка осуществляется по выгодной цене, то Вам сюда.
|