Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2002

РАЗНЫЕ ДЕТИ

Марина ПАВЛОВА,
учитель-дефектолог
Центра психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Развитие»,
г. Ярославль

Гиперактивный ребенок

Высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.
Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего — последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.

 1. Портрет ребенка с СДВГ

Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), плохо спят, во время бодрствования подвижны, возбуждены.
В 3—4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно дослушать сказку, играть в игры, требующие даже минимального уровня произвольности деятельности.

Ребенок с СДВГ любопытен, но не любознателен. Он на все смотрит, все слушает, трогает, пробует, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимый опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения очень поверхностны, поскольку основополагающее детское «почему?» удовлетворяется первыми словами без попыток постижения сути. В результате ориентация сводится к поверхностным представлениям о предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных отношений.

Ребенок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Его руки постоянно в движении: что-то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нем «горит» одежда и обувь. Он все теряет. Действует, не задумываясь о последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в коллективе.

Пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают, сколько его. В результате ребенок ожесточен и часто становится лидером в группе детей и подростков с демонстративно отклоняющимся поведением.

 2. Основные проявления СДВГ

По международной классификации выделяют три формы СДВГ.

  • В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространенности это самая частая форма СДВГ.

  • Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики).

  • В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее всего связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно говорить о патологии.

СДВГ относят к группе минимальных мозговых дисфункций (ММД). Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года. При этом средний возраст при обращении к специалистам — 7—8 лет, когда школьная неуспешность вследствие указанных причин становится очевидной.

СДВГ практически не выявляется при обычном неврологическом обследовании. Только при проведении электроэнцефалограммы становится возможным обнаружить очаги патологической активности в коре головного мозга.

3. Диагностические критерии СДВГ

Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Особенности поведения:

— появляются до 8 лет;
— обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности;
— не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами и психопатиями;
— вызывают психологический дискомфорт и дезадаптацию;
— наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

1) Неспособность сосредоточиться на деталях.
2) Ошибки по невнимательности.
3) Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
4) Неспособность доводить задания до конца.
5) Низкие организаторские способности.
6) Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
7) Потери необходимых предметов при выполнении задания.
8) Отвлекаемость на посторонние раздражители.
9) 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

1) Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.
2) Вскакивает с места без разрешения.
3) «Влезает» в разговор старших, занятия других детей.
4) Не может играть в тихие игры, отдыхать.
5) Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
6) Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки:

— нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
— эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
— нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
— парциальные задержки развития при сохранном интеллекте;
— нарушения сна.

 4. Рекомендации для родителей и педагогов

Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребенка необходимо бороться еще до того, как он научится ходить, четко разграничивая целенаправленную активность и бесцельную подвижность.

Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.

Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.

Излишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.

Родителям и педагогам важно различать патологические проявления в развитии ребенка, связанные с состоянием соматического или нервно-психического здоровья, и индивидуальные особенности его развития, обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, условиями семейного воспитания и др. Помочь им в этом смогут только специалисты.

Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления СДВГ могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка.

Проблемы с финансами? Ищете быстрый и удобный способ заложить технику, часы, недвижимость или автомобиль? Перейдя по ссылке http://doveriegroup.ru/jewelry/, Вы получите всю необходимую информацию об условиях залога, а также получите быструю оценка предмета, который Вы хотели бы заложить. Если Вас интересует ломбард, где скупка осуществляется по выгодной цене, то Вам сюда.

 

Рейтинг@Mail.ru