Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2002

РАЗНЫЕ ДЕТИ

Тамара БУБНОВА,
дефектолог, детский сад № 78, г. Ярославль

Говорите только по делу

Методы работы с детьми с нарушением внимания

Еще в начале XX века французские исследователи Ж.Филипп и П.Букнер в книге «Психические аномалии среди учащихся» описывали детей с нарушением внимания.

«В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остается за ними до тех пор, пока воспитатель не заметит, что все их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность прямо-таки изумительна: они никогда не сидят на одном месте и каждую минуту без причины вскакивают из-за стола. Играя, они быстро переходят от одной игры к другой. Их умственная подвижность ничуть не меньше: едва принявшись за чтение, они уже хотят писать и считать».

Высокая двигательная активность обычно свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает такой степени выраженности, что нарушает адаптацию и мешает обучению.

Болезненно выраженная активность, сочетающаяся с дефицитом внимания, интенсивно изучается современными медиками и физиологами. Причинами дефицита внимания и гиперактивности могут быть: отравление свинцом, алкогольные интоксикации, родовая травма и асфиксия, неблагоприятное течение беременности, задержка созревания лобных структур головного мозга. Однако не всегда в анамнезе детей, страдающих подобными нарушениями, можно обнаружить перечисленные вредности.

Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. Однако в настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивность обычно уменьшается с возрастом, дефицит внимания и импульсивность снижаются в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время — лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия непременно принесут свой результат. Эти дети нуждаются в медицинской, психологической и педагогической помощи.

Могут ли лекарства разрешить проблемы таких детей? Как правило, нет. Попробуем рассмотреть действие медикаментов при попытке устранения трех основных симптомов рассматриваемого нарушения.

1. Повышенная активность. Правильно подобранные медикаменты могут оказаться чрезвычайно эффективными.

2. Психологические трудности. В данном случае только на лекарства полагаться нельзя. Они могут несколько облегчить для ребенка задачу приспособления к жизни в обществе, но сами по себе ее не решат.

3. Проблема визуального восприятия. Это отклонение в работе центральной нервной системы, выражающееся в затрудненном восприятии, практически не поддается лечению медикаментами. Более целесообразно использовать в данном случае специальные упражнения.

Совершенно очевидно, что медикаментозное лечение не является панацеей. Оно должно сочетаться с альтернативными методами обучения и конкретными усилиями родителей.

Дети с проявлением гиперактивности и нарушенного внимания нуждаются в том, чтобы к ним относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом их специфические трудности и создавая условия для их преодоления.

Помимо неспособности справиться со своей двигательной активностью, такие дети сталкиваются, как правило, со следующими проблемами.

Неприятие этих детей сверстниками. Исходящая от такого ребенка нервная энергия раздражает не только взрослых, но и ровесников. Кроме того, его эмоциональная реакция часто непредсказуема — с неожиданными и немотивированными перепадами от смеха к слезам, что кажется его сверстникам странным и ненормальным. Короче говоря, такой ребенок легко может заработать комплекс неполноценности и нервное расстройство, проистекающее из негативного отношения к нему других детей и низкой самооценки.

Во-вторых, гиперактивному ребенку часто плохо дается учение. Для него трудно, если не
невозможно, усидеть на месте во время всего занятия и сосредоточиться на предмете. Он сплошь и рядом не может ответить, о чем шла речь.

Есть и еще одно обстоятельство, затрудняющее для гиперактивных детей процесс обучения, — это проблема зрительного восприятия. Такой ребенок может иметь абсолютно нормальное зрение, но мозг оказывается неспособным обрабатывать соответствующие сигналы. У такого ребенка может быть искаженное «видение» букв и цифр, и, естественно, ему трудно наравне с другими детьми научиться читать и писать, поэтому он обречен на постоянные неудачи и отставание в учебе.

Гиперактивные дети часто бывают раздражительными. Раздражительность удается снять относительно слабыми стимулами, например, если удивить или смутить их. Часто они являются эмоционально подвижными, легко переходят от смеха к слезам, настроение у них переменчиво и непредсказуемо. Характерны импульсивность и неспособность отложить получение удовольствия. Часто с ними происходят несчастные случаи. В школе быстро справляются с заданием, но способны ответить только на два первых вопроса. Они не могут ждать, когда их вызовут, и отвечают за других. Нередко у них встречаются сопутствующие эмоциональные нарушения.

Тот факт, что другие дети преодолевают подобный тип поведения с возрастом, а эти нет (во всяком случае, в том возрасте, когда это наблюдается в норме), а также их непредсказуемость, непродолжительная реакция на давление на них и отсутствие умственной отсталости, которая могла бы оправдать их неправильное поведение, приводят к гневу со стороны взрослых и попыткам оказать на таких детей более жесткое давление.

Появляющаяся в результате этого негативная самооценка и ответная враждебность усиливаются еще и внутренним ощущением, что они не правы.

«Таким детям необходима психологическая и педагогическая помощь… Почти универсальным требованием является помощь педагогам и родителям в том, чтобы они поняли, что если все детям позволить, это не принесет им пользы, они должны также понять, что, несмотря на наличие определенных недостатков, дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Поэтому дети с СДВГ не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, ожиданий и планов, которые применяются к другим детям» (Г.И. Каплан, Б. Дж. Седок. «Клиническая психиатрия». М., 1994).

Крупнейший отечественный психиатр И.П. Кащенко считал, что на первом месте стоит телесное здоровье, с которым так тесно связано психическое развитие. Поэтому важно урегулировать питание, сон, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых. Крайне целесообразно физическое воспитание. Важно с ранних лет приучать ребенка верить в себя. Чтобы научить детей быть твердыми, надо самому проявлять твердую волю по отношению к ним. Физическое наказание отрицательно сказывается на нервных детях.

Среда со своими разнообразными раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы вырабатывать у ребенка мотивы ожидаемых от него поступков.

Необходимо удалить ребенка от плохо переносимого им многообразия. Уменьшая количество восприятий, мы тем самым увеличиваем их интенсивность. Ребенок видит и слышит немногое, но получает возможность глубже взглянуть на вещи, дольше заинтересоваться ими. Постепенно задерживая внимание на тех или иных интересующих его явлениях, открывая перед ним новые и новые их стороны, побуждая его не только пассивно рассматривать и понимать эти явления, но и стремиться к достижению какого-либо успеха, можно пробудить в его сознании желание что-нибудь сделать, добиться, довести до конца начатую работу, получить удовлетворение в труде, а это уже является важнейшей опорой его самодеятельности.

Первичные поведенческие нарушения, делающие ребенка неприспособленным к общепринятым стандартам социальных требований и воспитательных подходов, служат источником непонимания и недовольства со стороны окружающих.

Организация коррекционно-педагогической работы с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям. Первое — развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально-привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому условию удовлетворяет игровая форма коррекционных приемов. Второе условие — подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, поскольку известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у гиперактивного ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо для него. Даже при всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правил поведения, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени. Отсюда основное правило развития необходимых качеств у этих детей — предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

В соответствии с перечисленными принципами можно выделить три группы коррекционных игр для детей с синдромом гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета, специально организованных занятий, а также включаться в содержание свободного времяпровождения.

1. Игры на развитие внимания:

  • слалом-гигант;

  • гонка за лидером;

  • внимательное животное;

  • запомни ритм;

  • шапка-невидимка;

  • мяч в круге.

2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости:

  • скамья запасных;

  • автомобиль;

  • море волнуется.

3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности:

  • съедобное — несъедобное;

  • черное и белое;

  • скалолазы;

  • типа «угадай мелодию»;

  • личный подвиг.

Избыточные качества, например, повышенную потребность в двигательной разрядке, чрезмерную экспансивность, агрессивность целесообразнее не просто подавлять, а направлять их реализацию в социально приемлемые и развивающие организационные формы (танцы, плавание и т.д.).

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы нужно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Педагогу необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые такому ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов). При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре такому ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Природные явления и занятия трудом или просто отдых на природе способствуют «локализации» и разумному использованию гиперактивности. Компенсации гиперактивности способствуют естественность и упорядоченность условий жизни ребенка. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела делаются в одно и то же время изо дня в день.

Практика показывает, что большинство детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, после 12 лет имеют частичную или полную ремиссию состояния. Негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения. Однако нельзя не отметить, что часть детей и подростков с синдромом гиперактивности показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных личностных расстройств, возникающих в неблагоприятных социально-педагогических условиях.

Петербургские педагоги-психологи Г.Монина и Е.Лютова, работающие с такими детьми, советуют пользоваться следующими «пожеланиями детей» с нарушением внимания.

1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На 15-м слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов.

3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!

4. А вообще — замолчите: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

 

Рейтинг@Mail.ru