Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2002

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Читаем лицо как открытую книгу

Непреодоленная детская эгоцентричность может стать одной из серьезных причин неумения человека вступать во взаимодействие с окружающими, налаживать дружеские связи и партнерские взаимоотношения. Человек настолько сосредоточен на себе, что не может адекватно оценить душевное состояние другого, понять реакцию на свои поступки.
Способность точно воспринимать состояние другого человека психологи обозначают термином «сензитивность». Развитие сензитивности является важнейшим аспектом педагогической работы. Конечно же, это очень непростая задача — развивать в ребенке душевную чуткость. В первую очередь здесь играет роль умение самого педагога проявлять необходимый такт и внимание к состоянию детей.
Но небесполезным окажется в этой работе и знакомство малышей с основными элементами «мимической грамоты».
Еще в XIX веке немецкий анатом К.Пидерит сделал рисунки, на которых показал, что выразительность лица достигается изменением положения рта, глаз, бровей, носа. Позже психологи Тайер и Шифт создали модели, на которых душевное состояние человека передается при помощи изменения положения бровей и губ.
Человек высоко поднимает брови, если он не верит тому, что услышал; поднимает наполовину, если удивлен; сохраняет в нормальном положении, если нейтрален; слегка сдвигает брови к переносице, если недоумевает; брови сильно сдвигаются вниз, к переносице, когда человек сердится или охвачен жестокостью. Уголки рта поднимаются вверх, когда человек доволен, и опускаются, если он огорчен.
Если у наших читателей есть опыт использования детьми карточек настроений, ждем писем с описанием их творческих находок.

Материал подготовлен с использованием книги
Б.Ольшанского «Практическая психология для учителя» («Онега», М., 1994).

Рейтинг@Mail.ru