Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2002

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дмитрий ДОБРОТИН,
Марина АРОМШТАМ

Последняя капля

Опыт не столько экологический, сколько психологический

-Ты переполнил чашу моего терпения! Это последняя капля!
Как часто вы в гневе произносите эти слова. Всегда ли они понятны детям и что должно последовать за ними? Вы позволите своему гневу вылиться наружу? Пообещаете безрадостное времяпрепровождение в одном из близлежащих углов? Или в очередной раз эти слова станут пустым сотрясением воздуха?
А может быть, для начала надо попытаться объяснить детям, что, собственно, вы имеете в виду? Что это значит — «переполнить чашу последней каплей»? И не словами, которые надоели ребенку и которые он уже благополучно научился игнорировать, а, например, при помощи… опыта.

Для этого вам понадобятся:

1) Две небольшие емкости. Одна — произвольной формы и размера. Другой может стать баночка из-под йогурта, небольшой стаканчик или рюмочка вместимостью 50—100 мл.
2) Крышка для консервирования или розеточка с достаточно широким донышком (она заменит чашку Петри, которую обычно трудно обнаружить в домашнем хозяйстве).
3) Обыкновенная (но чистая) пипетка.

Хорошо, если бы рюмочка или стаканчик были из тонкого материала, без утолщения по верхнему краю, какое бывает у баночек из-под майонеза. Желательно, чтобы они имели цилиндрическую форму, без сужения или расширения.
Предложите ребенку наполнить емкости водой: первую — произвольно, а рюмочку или стаканчик — так, чтобы до края осталось примерно 0,5 см.
Последняя емкость помещается в перевернутую на манер блюдечка крышку или розетку (чашку Петри).
А дальше надо взять пипетку и, не торопясь набирая в нее воду из первой емкости, по каплям добавлять во вторую — в ту, где, казалось бы, до края осталось совсем немного.
Драматургия действия целиком зависит от вас. Пока ребенок выдавливает капли из пипетки, вы можете:

1) наблюдать процесс молча;
2) комментировать происходящее умными фразами о волновых явлениях на поверхности воды;
3) приговаривать: «Стаканчик, мой хороший — это мое терпение. А водичка — это твои дурные поступки. Вот так они накапливаются — капля за каплей. Посмотри, как много нужно капель, чтобы стаканчик наполнился!»

Ребенок капает. Вы приговариваете или молчите. Продолжается это довольно долго. Быть может, пять минут или даже семь. Здесь очень важно и вам, и ребенку быть последовательными и настойчивыми, чтобы довести процесс до необходимого результата — до той самой капли, которая окажется последней.
Чем ближе долгожданный момент, тем больше возрастает нетерпение и невозможность дождаться конца эксперимента. Кажется, вот она, последняя капля! Ан, нет — еще не конец: вода горбится, нависает над краями рюмочки, но все-таки остается внутри!
Вдруг одна из очередных капель нарушает ставшее уже привычным равновесие, и вода устремляется за пределы стаканчика. (Вот зачем нужна была чашка Петри!)
В этот момент вы в соответствии с выбранной вами манерой поведения:

1) как и прежде, храните молчание, оставляя ребенка наедине с его эмоциями и мыслями по поводу происходящего;
2) произносите заранее заготовленную наукообразную фразу о силе поверхностного натяжения, тем самым еще раз блеснув перед ребенком своей эрудицией;
3) восклицаете: «Вот так последняя капля переполняет чашу моего терпения!»

Убирая «лабораторное» оборудование, обратите внимание на количество воды, бурным потоком выплеснувшейся из стаканчика. И это — из-за какой-то малюсенькой капельки, добавленной в емкость ничего не подозревавшим ребенком! А ведь размеры вашей внутренней «рюмочки» ему неизвестны. Как, впрочем, и вам самим…

Рейтинг@Mail.ru