Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2002

ЛИЧНЫЙОПЫТ

Уроки фонетики для взрослых

Слово фонетика происходит от греческого слова phone — «звук». Наука фонетика изучает звуки языка — их образование, их функции, их поведение в речи.

Урок первый. Звуки

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки складываются в слова. Мы отличаем одно слово от другого, потому что они состоят из разных звуков. Даже если слова различаются всего одним-единственным звуком, они имеют разные значения. Сравните: ком и кот; дом и дым, сом и сам. В этом и заключается главная функция звуков — отличать одно слово от другого.
Чтобы фиксировать звучащую речь, мы пользуемся буквами. С помощью букв мы переводим слышимое, но невидимое в видимое, но неслышимое.
Однако в русском языке запись слова может не соответствовать точно его звучанию. Произнесите слово сад: в конце слышится глухой звук [т]. А в слове леса второй звук, обозначаемый буквой е, звучит как [и]. Это несовпадение связано с особенностями русской орфографии.
Для передачи точного звучания слова пользуются специальными значками в квадратных скобках — фонетической транскрипцией.

Слово сад звучит так: [с а т].
Слово леса звучит так: [л’ и с а].

Рейтинг@Mail.ru