Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2002

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ!

ее смысл и возможности

В четыре года у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Образы — это уникальные мыслительные конструкции. Как же они возникают у маленького человека?
Мозг младенца реагирует на внешний мир только эмоционально. Эмоция в переводе с латинского — потрясаю, волную. И действительно, она похожа на волну: пробежала по телу, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла.
По мере развития мозг малыша уже способен запомнить воздействия разных источников. Однажды дотронувшись до горячего чайника, ребенок уже больше этого не сделает.
Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, мы называем чувством. Постепенно мозг осваивает более сложную операцию. Вызвав в памяти чувство, он его закрепляет в виде образа. Образ может быть описан разными способами, но главное, что любое его воспроизведение по сути своей является творчеством.

На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. С помощью сказки, которую я использую на этих занятиях как чудесную шкатулку для драгоценностей — образов, дети могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над своей мыслью, расширять и уточнять ее.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

Сказочное повествование, в которое мы вписываем наши образы, выстраивает их в логическую цепочку, и они следуют один за другим. Это закладывает основу логического мышления. Если всмотреться повнимательнее, то в сказках можно найти основы и самого высокого мыслительного процесса, позволяющего людям совершать величайшие открытия мышления.

В сказках, которые мы сочиняем с детьми, ребята описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Такое описание при помощи аналогии называют метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие головного мозга. Ученые считают, что, кроме процесса создания и хранения образов, эта часть мозга заведует и нашим здоровьем.

«Исследованиями установлено, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же в большей мере, чем левое отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления, — пишут известные американские психологи Д.Милле и Р.Кроулин в своей книге «Терапевтические метафоры для внутреннего мира ребенка». — Считается, что психосоматическая симптоматика зарождается в правом полушарии. Эриксон и Росси предположили, что поскольку симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследование метафор позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке».

Представьте себе ребенка, угнетенного страхами, испытывающего состояние стресса. Вы наверняка видели таких детей. Они часто капризничают, с трудом воспринимают новых людей, новые события, не хотят играть сами, им все не так. Дело в том, что длительное психическое напряжение, вызванное страхом, приводит к продолжительному дисбалансу в организме ребенка, а это, в свою очередь, вызывает недомогание и в конце концов болезнь.

Вот почему мы сочиняем с детьми сказки. То, что вызывает дискомфорт у ребенка, «записано» у него в правом полушарии мозга в виде чувства. В сказочной форме мы начинаем разговаривать с детьми на языке правого полушария, на языке аналогий и метафор, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и просим мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образа.

Когда страшилка готова, мы изменяем ее: делаем поменьше, посимпатичнее, «попушистее», наряжаем в красивые или смешные одежды, придумываем веселый нрав. Постепенно негативное чувство, вылившееся в отрицательный образ, меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет радовать детей, закрепляя доброе чувство в их душе.

Наши сказки похожи на все сказки, которые дети так любят, но могу утверждать, что свои сказки дети любят больше и запоминают надолго, так как они вобрали в себя не чьи-нибудь, а их собственные переживания и радости.
Сказка, как водится, начинается с присказки. Это такие веселые ключики-небывалочки, которые помогают правому полушарию вступить в диалог. Дети старшего возраста сочиняют их сами. Звучат они примерно так:

«Как у наших у ворот котик песенки поет,
На высокой крыше стихи читают мыши,
А на печке в валенке сидит сказка маленька.
Кто ее найдет, тот и сказку поведет».

Когда присказка готова, мы начинаем придумывать героя.
Дети средней группы очень любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков.
Со старшими детьми мы берем более сложные образы героев старинных сказок: принца, принцессу, фею, Ивана-дурака, Марью-Красу...
Дети 6—7 лет любят сочинять героев, впрямую похожих на них.
В любом возрасте дети одевают героев по своем вкусу, поселяют их в дом, который хотели бы иметь сами, кормят их своими любимыми угощениями.
В сказках мы всегда стараемся снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки — злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.
Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот не быстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью. Сказка помогла наладить и нравственный климат в группе. Ребята стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

В 1998 г. на базе нашего детского сада была образована группа здоровья, куда принимались дети «группы риска», то есть часто болеющие, с хроническими заболеваниями, нуждающиеся в помощи психолога. В группу набирали по 10 детей сроком на 1 месяц. Вот состав одной из таких групп. У Алеши и Сережи сильный насморк, Алеша вдобавок кашляет так, что не может уснуть в тихий час. Кроме этих неприятностей, Алеша страдает энурезом. Кашляет Рома. У Людмилы на третий день случился страшный приступ с рвотой и тяжелым общим состоянием. Оказывается, она страдает такими приступами регулярно 1—2 раза в неделю. Родители посоветовали мне не обращать серьезного внимания на детский кашель, насморк и даже на приступы, поскольку все меры по их излечению были уже опробованы.

Наш врач, конечно, помогала этим детям, как и раньше. Ребятишкам понравилось посещать нашу группу. Их заинтересовала необычная игра — сочинение сказок. Они продолжали фантазировать и на прогулке, и в разных играх, и перед сном — в любую свободную минуту. И вот уже бывший скандалист и бука Алексей — организатор развернутой творческой игры. Мальчики у него — водители и милиционеры. Они несут свою суровую службу, но при этом не забывают позаботиться и о девочках — своих сестрах и женах, отвозя их по делам и на отдых.
Даша и Людмила — два вечно конфликтующих лидера — подружились и играют вместе. Настя — очень застенчивая девочка — теперь с ними на равных. Девочка оказалась прирожденной артисткой-танцовщицей, за что получила любовь и уважение окружающих. «У вас Руслан рисует!» — поражены родители. А самое удивительное, что у детей прошли все их хронические насморки и кашли. У Людмилы больше не повторялись ее приступы. Алеша с гордостью сообщал маме на ушко, что у него и сегодня сухие трусики.
В этом оздоровлении и преображении детей во многом заслуга сказки. Она избавила детей от страхов, подарила им радость творчества и дружеского общения.

А вот еще одно доказательство, что детям необходимы их собственные сказки. Однажды в мае на прогулке ко мне подошла Инна (6 лет), которая посещала группу здоровья в сентябре—октябре. «А помните сказку, которую мы рассказывали?» — спросила девочка. Я растерялась, ведь за год мы сочинили множество сказок. Я попросила девочку напомнить, и, к моему удивлению, она подробнейшим образом рассказала сказку про «Фею Колокольчиков». Тогда я решила проверить, помнят ли свои сказки другие дети, посещавшие группу здоровья зимой. Федя вспомнил про ту же Фею Колокольчиков, Настя рассказала про Бабу Ягу, которая потом превратилась в добрую бабушку для детей, у которых не было бабушки. Миша напомнил сказку про Змея, который впоследствии стал симпатичным маленьким созданием. Марина напомнила историю про Гришу и Таню,
которых съела Баба Яга, но они не растерялись и вышли из трудного положения.
Так я поняла, что сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.
А теперь предлагаю вам познакомиться с тем, как сочинялась одна из наших сказок.

«Баба Яга»

Ноябрь 1998 г., старшая группа. Помощь взрослого в преодолении негатива.

Жила-была семья: отец, мать, сыночек и доченька. (Проблема дома и семьи была отработана нами ранее, поэтому мы сразу перешли к следующему.) Пошли как-то брат с сестрой в лес по ягоды. Забыли они, что родители велели им ягоды собирать не в лесу, а только на лугу. В лесу они заблудились. Шли они, шли и пришли к избушке на курьих ножках. Повернули они избушку к лесу задом, к себе передом. Вошли в нее. Бабы Яги дома не было. Смотрят они вокруг себя и удивляются. (Я побудила детей исследовать дом Бабы Яги.) Избушка необычная: окон нет, стола нет, посуды нет, кровати нет. В избе есть одна печка, а около нее на полу спички лежат. В печке привидения сидят, а ноги у них из печки торчат. А еще там живет маленькое черное привидение, которое все время рычит и пугает. Потолок в избушке низкий-низкий. Решили они убежать. (Самостоятельное решение части детей, но другая часть с ними не согласилась, и последовало страшное продолжение.) В это время вернулась Баба Яга. Спрятались дети за печку. (Попытка части детей спасти положение.) Она их нашла и проглотила. (Как бы завершили повествование другие? После этого наступила пауза.) «Они там живые?» — спрашиваю у детей. «Да!» — дружный ответ. «Наверное, сидят они в животе Бабы Яги и думают, как им sвыбраться? — продолжаю я. — Что же они придумали?» Стали они кричать, ногами топать, кулаками по животу стучать. Баба Яга их и выплюнула (мнение одних) в озеро (добавляют другие). «Плавать они не умеют», — уточняет Алеша. «Что же с ними случилось?» — «Они утонули», — быстро добавляет Саша. «Значит, они опустились на дно? — продолжаю я. — Что же было дальше?» Они пошли по дну, все шли, шли... (Я чувствую, что других мнений не будет. Дети зашли в тупик, и я пытаюсь помочь.) «И вышли на берег». «Нет, они не знали, где берег», — сообщает Алеша.
«Вдруг они видят: плывет рыба», — предлагаю я. «Рыбка-рыбка, где берег?» — спросили брат и сестра. «Рыбка не умеет говорить. Она уплыла», — заявляет Саша. (Вижу, что здесь серьезная проблема и нужно перенести работу, отложить на время. Сама завершаю сказку.) Вдруг навстречу детям выплывает Водяной Царь. «Что вы тут делаете одни?» — спрашивает он детей. Посадил он брата и сестру на подводного коня и отвез на другую сторону озера, прямо к дому. Пришли дети домой и все рассказали родителям. Что им сказали родители? «Будете знать, что родительское слово надо слушать и исполнять», — очень хорошо помог мне сделать вывод Рома. Его поддержала Люда, сказав, что дети могут ходить в лес только со взрослыми. После этого все почувствовали удовлетворение — проблема детей все-таки решилась, и они оказались дома.

Предстоящая работа: отработать тему «Дом» с Сашей, Алешей и Русланом; трансформировать образ Бабы Яги, предложенный Дашей и Людмилой; подробнее рассмотреть образы привидений и особенно маленького черного привидения, придуманного Ромой.
Так сказка может стать показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дать возможность спланировать работу на будущее.

Ирина БОЧАРОВА,
воспитатель ДОУ № 82, г. Ярославль

 

Рейтинг@Mail.ru