Как найти травушку-муравушку
Экскурсия на природу
Цели:
— познакомить детей с одной из дат
народного земледельческого календаря — 7 июля —
днем Ивана Купалы, после которого следует
собирать лекарственные растения;
— научить детей различать и правильно называть
растения и познакомить с их лечебными
свойствами;
— дать понятие о простой народной мудрости:
«Благополучие природы — залог долгой жизни
человека».
Подготовительная работа:
— рассматривание вместе с детьми
иллюстраций лекарственных растений и
последующее нахождение этих растений в природе;
— чтение произведений: Н.Сладков «Знахари»,
И.Синявский «Зеленая аптека», Н.С.
Соколов-Микитов «Лесные картинки», былина «Илья
Муромец и Соловей-разбойник»; рассказывание
сказки «Иван-царевич и серый волк»;
— знакомство с потешками «Травушка-муравушка со
сна поднялась» и «Травинушка», загадками о
цветах и травах;
— заучивание скороговорки «Ты коси, моя коса,
пока на травушке-муравушке роса».
Мы с детьми приходим на лесную поляну,
и я загадываю им загадку:
Мы по ковру идем,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал.
(Цветы)
Несколько минут любуемся цветами на
полянке.
— Ой, прислушайтесь, кто это так горько плачет? (Дети
видят на пеньке медвежонка.) Медвежонок
порезал лапку. Как помочь медвежонку? Да, в лесу
есть растения, которые помогут животным и
человеку вылечиться. Узнайте одно из таких
растений: растет вдоль дорог, листья буроватые,
плотно прижаты к земле, цветочки в виде колоска, и
венка из них не сплетешь. Что это за растение?
(Дети находят подорожник.)
Почему его зовут подорожником? Почему
подорожник может расти у дороги? Люди топчут
подорожник, а он растет да растет. В чем же секрет?
Дети срывают по листочку, разминают
его, пробуют разорвать, делают вывод: листья у
подорожника прочные, крепкие.
Дети «лечат» медвежонка, прикладывая листок к
лапе.
— Но есть у подорожника и другой
секрет. Потрогайте землю возле другой травы и под
листьями подорожника. Что вы почувствовали?
Верно, земля вокруг другой травы теплая и сухая, а
вот под листьями подорожника — влажная и
холодная. Догадались, почему? Правильно, плотные
листья подорожника прижаты к земле и не дают воде
испаряться на солнце. Так подорожник сохраняет
влагу и для себя, и для других растений.
— А ведь вы, ребята, знаете и о других
лекарственных растениях леса...
Сережа рассказывает о растении с
желтыми цветочками — зверобое. «Если случится
беда, обожжешь руку — приложи к этому месту
листик или цветок зверобоя, и боль пройдет».
А Кристине нравится ромашка: «Она как солнышко и
сильно пахнет. Настоем ромашки полощут больное
горло. А если отваром ромашки пополоскать волосы,
то они станут мягкими и пушистыми. Про ромашку
есть загадка:
Стоят в поле сестрички —
Желтый глазок, белые реснички.
Алена вспоминает: «Первыми на полянке
появляются цветочки мать-и-мачехи. Нижняя часть
листа теплая, покрыта волосками. Кажется, что
щеки коснулась ласковая рука матери. Верхняя
сторона листа гладкая и холодная. Кажется, что
прикоснулась мачеха, неродная мать. Вот и назвали
это растение — мать-и-мачеха. Листья
мать-и-мачехи заваривают как чай и пьют от кашля».
А вот еще одна загадка:
Ах, не трогайте меня —
Обожгу и без огня!
Конечно, ребятишкам хорошо знакомо это
растение, они наперебой хвалят крапиву: «Сок
крапивы останавливает кровь. Отваром крапивы
полощут волосы, тогда они растут быстрее. Из
крапивы варят вкусный суп. А если крапиву
добавить при заваривании чая, то получишь
витаминный напиток».
От тропинки бежит Настя: «Посмотрите, какую я
траву нашла. Она невысокого росточка, а листики
мелкие».
Вместе вспоминаем: «Это трава-мурава. Но есть у
нее и другое название — топтун-трава. Ее можно
встретить и в городе на газонах, и на берегу реки,
и даже на площадках детского сада. Как только не
топчут траву-мураву! Ходят по ней люди, в деревнях
гоняют стада овец и коров. А травке все нипочем:
растет да растет. Она богата витаминами и лечит
человека.
Про эту траву люди давно знают: говорится о ней в
сказке «Иван-царевич и серый волк» и в потешках:
Травушка-муравушка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайцы — за капустку,
Мыши — за корочку,
Детки — за молочко.
Дети читают другую потешку по ролям:
«Ты, трава ль моя, травинушка,
Ты, трава моя, шелковая,
Да кто ж тебя, травку, притоптал?» —
«Притоптали меня, травинушку,
Да все детушки, да все малые,
В зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи».
Ребенок читает отрывок из былины «Илья
Муромец и Соловей-разбойник»:
Засвистал-то Соловей да
по-соловьиному,
Закричал злодей-разбойник по-звериному.
Так все травушки-муравушки уплеталися,
Да лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.
Пришло время отдохнуть, рассаживаемся
на траве, и я предлагаю посоревноваться в умении
четко проговаривать слова в скороговорке:
Ты коси, моя коса,
Пока на травушке-муравушке роса.
А какая же прогулка без игр?
Подвижная игра «Угадай травку»
Водящего в игре выбираем считалкой, в
которой упоминается трава-мурава:
Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет и берет
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет —
Вон пойдет!
Игроки стоят в кругу, передают
корзинку с травами по кругу, поют:
Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет.
Тот, на ком заканчивается песня,
достает травку и называет ее.
Игра с лекарственными растениями
«Найди отгадку»
Отгадку
дети находят на поляне. Вот какие загадки дети
отгадывали:
Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Не огонь, а жжется.
(Крапива)
Цветок найдешь ты у дороги,
Там, где топчут его ноги.
Но, когда придет беда,
Поможет он тебе всегда.
(Подорожник)
Говорят, я злой,
Для зверей плохой.
Не брани меня,
Пожалей меня.
(Зверобой)
Я предлагаю детям попробовать чай из
лекарственных растений.
— Какой он на вкус? (Горьковатый.) В этот чай я
добавила полынь. Это лекарственное растение.
Полынь улучшает аппетит. Она горькая на вкус,
поэтому чай горьковатый. Все растения по-другому
называются «фито». Поэтому такой чай называется
фито-чай. Как вы думаете, полезен ли фито-чай для
здоровья?
Пока дети угощаются травяным чаем, я
рассказываю:
— О лекарственных травах люди знают очень давно.
Это сейчас можно пойти в аптеку и купить нужное
лекарство, а раньше аптек не было и люди лечились
только травами. Сбор лекарственных трав
начинался на Руси после дня Ивана Купалы, 7 июля. В
старину верили в особую силу цветов и трав,
собранных после дня Ивана Купалы. Считалось, что
к этому дню травы набирают силы. Вот и мы с вами
сегодня соберем лекарственные травы и составим
гербарий. Вспомните, какой обычай был на Руси,
связанный с травами? (Из трав люди плели венки и
загадывали заветные желания. Венки хранили всю
зиму как обереги.) Давайте и мы сплетем венки из
трав.
Дети плетут венки из трав, надевают на голову,
загадывают желания.
Игра «Венок»
Двое играющих детей берут в руки
венок и поднимают его вверх, образуют ворота.
Остальные дети проходят в «ворота» и поют:
Березка девочкам кричала, к себе
призывала:
— Идите, девочки, на луг гуляти,
Зеленые цветочки заплетати.
— Мы тебя, березка, не согнем,
На тебе веночки мы завьем.
— Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веночек я совьюсь,
Завивайте веночки зеленые,
Будьте весь год веселые.
Играющие, которые образуют «ворота»,
кидают кому-нибудь на голову венок и командуют:
«Венок-венок, спрячься в теремок». И тут же
участник игры, который получил венок, убегает и
прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый
найдет венок, забирает его себе.
В конце мы совместно решаем, можно ли делить
растения на полезные и вредные, обсуждаем, что бы
случилось, если бы на земле исчезли травы. И
благодарим лес за его богатство.
Г.БЕРЕЗОВСКАЯ,
воспитатель детского сада
№ 58 «Родничок»,
г. Северск, Томская обл.
|