Сказки отличника
Шарля
В ряду сказочников,
«легализовавших» сказку в серьезной литературе,
самое первое и почетное место отводится
французскому писателю Шарлю Перро. Мало кто из
наших современников знает, что Перро был
маститым поэтом своего времени, академиком
Французской академии, автором знаменитых
научных трудов. Но всемирную известность и
признание потомков принесли ему не его толстые
серьезные книги, а прекрасные сказки «Золушка»,
«Кот в сапогах», «Синяя Борода».
Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика
была озабочена образованием своих детей, и в
возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж.
Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная
биография Перро — биография типичного
отличника. За время обучения ни он, ни его братья
ни разу не были биты розгами — случай по тем
временам исключительный.
После коллежа Шарль в течение трех лет берет
частные уроки права и в конце концов получает
диплом юриста.
В двадцать три года он возвращается в Париж и
начинает свою карьеру в качестве адвоката.
Литературная
деятельность Перро приходится на то время, когда
в высшем обществе появляется мода на сказки.
Чтение и слушание сказок становится одним из
распространенных увлечений светского общества,
сравнимых разве с чтением детективов нашими
современниками. Некоторые предпочитают слушать
философские сказки, другие отдают дань сказкам
старинным, дошедшим в пересказе бабушек и
нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти
запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые
им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция
постепенно начинает переходить в письменную.
Однако Перро не решился опубликовать сказки под
своим именем, и на выпущенной им книжке значилось
имя его восемнадцатилетнего сына — П.Дарманкура.
Он опасался, что при всей любви к «сказочным»
развлечениям писание сказок будет воспринято
как занятие несерьезное, бросающее тень своей
легкомысленностью на авторитет серьезного
литератора.
В основе сказок Перро — известные фольклорные
сюжеты, которые он изложил с присущим ему
талантом и юмором, опустив некоторые детали и
добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего
эти сказки подходили детям. И именно Перро можно
считать родоначальником детской мировой
литературы и литературной педагогики. |