Ирина ИНОЗЕМЦЕВА,
методист детского сада № 210, г. Ярославль
Рисунки Дмитрия Майстренко
ПУТЕШЕСТВИЕ С СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧИКОМ
Конспект занятия по ознакомлению со
строением глаза
Цели:
1. Закрепить знания детей о внешнем
строении глаза.
2. Познакомить детей с внутренним строением
глаза. Дать первоначальное понятие о функциях
роговицы, радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки,
зрительного нерва, глазных мышц, головного мозга.
3. Вызвать у детей интерес и желание познать свой
организм.
4. Учить детей беречь свои глаза.
Предварительная работа: Дети уже
ознакомились с внешним строением глаза, знают
правила охраны зрения. С помощью художественной
литературы они познакомились с особенностями
зрения у некоторых животных и птиц.
Оборудование и материалы:
— схема «Внешний вид глаза»;
— макет глазного яблока;
— настольная лампа;
— фонограмма (спокойная музыка);
— мяч мелкого размера;
— костюм и шапочка солнечного Лучика;
— ковер;
— мольберт.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель (В.): Ребята, вы любите
чудеса? А где они чаще всего происходят? (В
волшебных сказках.) Скажите, а вы когда-нибудь
мечтали вдруг сами очутиться в такой волшебной
сказке, где происходят всякие приключения и есть
добрые герои? А вам известно, что самые добрые,
самые замечательные волшебные сказки живут
рядом с нами? Но многие их даже не замечают. А ведь
это совсем нетрудно. Просто нужно немножко
пофантазировать.
Посмотрите внимательно вокруг! Сегодня
прекрасное весеннее утро! И солнышко в небе уже
проснулось. Его золотые лучики заиграли повсюду!
Смотрите, и в нашу группу заглянул золотой Лучик
Солнца!
Лучик (Л.): Здравствуйте, ребята! Вы
меня узнали? Я каждое утро заглядываю к вам в
окошко. Вот и сегодня я опять с вами. Целый день я
заглядываю в окошки разных домов и весело прыгаю
по чьим-то коврикам и игрушкам! Для меня это
легко, ведь я умею проходить сквозь стекло.
Знаете, ребята, быть Лучиком так весело! Ведь у
меня каждый день столько путешествий и
приключений! Столько новых друзей! Хотите, мы
поиграем вместе? Тогда рассаживайтесь поудобнее
на ковер и закрывайте глаза.
(Звучит музыка.)
Теперь и вы тоже — маленькие солнечные
лучики! Вы заглядываете в окошки и веселитесь на
полу и на стенах комнат. А может, даже и на
потолках. Ну что, получается? Правда, здорово?
А теперь открывайте глаза. Я приглашаю вас в
очень интересное, но очень необычное
путешествие. Вы готовы? Тогда подойдите все ко
мне. Сначала отгадайте мою загадку:
(Глаза)
Воспитатель выставляет на мольберт
карту-схему «Внешний вид глаза».
В.: Ой, ребята, смотрите, какое
необычное окошечко! Но на что же оно похоже? (На
глаз человека.) Точно, да это же и есть глаз!
Посмотрите, у него, как у обычных окошечек, есть
свои ставни. Когда их закрываешь, наступает
полная темнота. (Предлагает детям попробовать
закрывать и открывать глаза.) А как эти ставни
называются? (Веки.) Для чего нужны веки? (Они
предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света.)
Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из
вас знает, для чего нам нужны брови? (Они
помогают защищать глаза от пота, который
появляется в жаркую погоду на лбу.) Молодцы, все
правильно вспомнили. Посмотрите, в этом
необычном окошке есть свое «стеклышко».
Л.: Оно называется «роговица». Это
прозрачная оболочка, через которую Лучики, как
сквозь стеклышко, заглядывают внутрь.
В.: Ой, да здесь и шторки тоже есть!
Л.: Они круглые и называются
красивым словом «радужка». Они бывают разного
цвета: коричневые, серые, зеленые и голубые. А
знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в
комнату не попадал слишком яркий свет.)
Правильно, вот радужка и контролирует яркость
света. Если свет очень яркий, радужка оставляет
для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она — в центре радужки.
Называется она «зрачок». Именно через зрачок
свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный
свет слабый, радужка оставляет для лучей большое
круглое отверстие — зрачок увеличивается.
Хотите это проверить? Тогда давайте поиграем с
нашими глазками в игру «Светло — темно» (с
использованием настольной лампы).
В.: Вот мы и посмотрели, как радужки
то сужаются, то растягиваются при разной яркости
света. Чем светлее, тем зрачок меньше, и наоборот.
Воспитатель выставляет макет
Глазного яблока.
Л.: А теперь мы вместе заглянем
внутрь этой необычной маленькой комнатки,
которая называется «Глазное яблоко». А почему
оно так называется? (Оно круглой формы, как и
яблоко.) Посмотрите: снаружи глазное яблоко
покрыто плотной белой оболочкой, которая не
пропускает свет. Для лучиков остается лишь
маленькое круглое отверстие — зрачок.
В.: Значит, Лучик проникает внутрь
через зрачок. Что ж, посмотрим, а что же внутри? (Раскрывает
макет.) Ой, да тут какое-то маленькое стеклышко!
Л.: Это не стеклышко! Это очень
важный житель глазного яблока. Зовут его
Хрусталик. Это потому, что он прозрачный, как
хрусталь. Когда мы, лучики, попадаем в гости к
Хрусталику, он, как гостеприимный хозяин,
приглашает нас пройти внутрь. Он располагается с
внутренней стороны зрачка и направляет лучи в
глубь, на самое глазное дно (так называется
внутренняя часть глазного яблока). Хрусталик,
ребята, очень необычный хозяин. Если глаз смотрит
вдаль, то он становится плоским и худеньким. А
если мы посмотрим на что-нибудь рядом с собой, он
становится круглым и толстеньким.
В.: Ребята, а давайте поиграем с
Хрусталиком в игру «Близко — далеко». (Демонстрирует
попеременно то плоский, то выпуклый хрусталик.
Дети смотрят то вдаль, то перед собой на
Хрусталик.)
Л.: Давайте продолжим наше
путешествие. Хрусталик направил нас с вами
внутрь глазного яблока на глазное дно.
В.: Посмотрите-ка, да оно все сплошь
устлано каким-то желтым ковром!
Л.: Этот ковер называется
«Сетчатка». На нем отдыхают все лучики,
заглянувшие в ваши глаза. Вот здесь, в самом
дальнем месте коврика-сетчатки, напротив зрачка,
и происходит главное волшебство. Лучик, попавший
в это место, передает сигнал нашему головному
мозгу — в его зрительный центр, который
превращает отдельные сигналы в картинку.
В.: Но как же это происходит? Ведь
внутри глазного яблока нет телефонов!
Л.: Этот сигнал передается с
глазного дна по специальным проводкам —
зрительным нервам. И только уже в зрительном
центре головного мозга происходит превращение
сигналов от лучиков, попавших на сетчатку, в
живую картинку.
В.: Вот поэтому-то мы и видим все
вокруг! Ой, что это случилось? Почему закачалось
глазное яблоко?
Л.: Не пугайтесь! Это просто
натянулись канаты, которые в шести местах
прикреплены к глазному яблоку. Эти крепкие
канаты называются «мышцы». Когда один из них
натягивается, а другие ослабевают, то глаз
поворачивается: то в одну сторону, то в другую. И
тогда вы можете увидеть, что находится справа от
вас, слева, вверху и внизу, не поворачивая при
этом голову и не сходя с места.
В.: Давайте-ка попробуем это
проверить.
Игра «Что увидел слева...»
Л.: Молодцы! А как вы думаете, почему
так важно, чтобы мышцы работали дружно, слаженно?
(Чтобы глаз поворачивался в нужную сторону.) А
что же может произойти, если какая-нибудь мышца
натянется сильнее, чем другие, или, наоборот,
ослабнет? (Глаз повернется не туда, куда нужно.)
В.: И тогда он будет смотреть не прямо
на предмет, а косо. И глазу может угрожать болезнь
— косоглазие. Но с помощью специальных аппаратов
и тренировок эту болезнь можно вылечить. Вот
почему необходимо заботиться о глазах, оберегать
их от слишком долгой и напряженной работы, почаще
давать им отдых.
Л.: Что ж, давайте отдохнем и
поиграем в игру «Зачем нам нужны глаза?». Я буду
по очереди кидать вам мой солнечный мячик, а вы
отвечайте...
Молодцы! Все знаете! Но, похоже, солнышко прячется
за тучку. Значит, и мне пора. Да и вам пора уже
возвращаться обратно. Скорее садитесь на ковер,
закрывайте глаза и все вместе считайте до трех. А
на счет «три» я исчезну, а вы окажетесь в группе.
Но, пожалуйста, помните о нашем путешествии. До
свидания!
В.: Вот мы и снова в группе! Лучик
исчез, но просил нас не забывать о волшебном
приключении. А запомнили ли вы, как все это было?
Что нового и интересного вы узнали о той,
внутренней, стороне глаза? Что увидели и с кем
познакомились?
РОЛЬ ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КАК ВИДЯТ
ЖИВОТНЫЕ.
Конспект занятия
Материалы: объемный макет глаза
человека и схематическое изображение его
строения; таблица «Восприятие цвета человеком и
животными».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям
внимательно рассмотреть свои глаза, а потом
посмотреть в глаза соседу.
— У людей по два глаза, расположенных
на некотором расстоянии друг от друга. Человек не
может одним глазом увидеть другой глаз.
Дети рассказывают, как выглядят глаза.
Воспитатель загадывает загадку: «Два братца
через дорогу живут, а друг друга не видят».
Воспитатель спрашивает: «А зачем человеку глаза?
Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?» (Для
большей убедительности можно предложить детям
закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.)
Воспитатель читает стихотворение Н.Орловой
«Ребятишкам про глаза»:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно...
Очень много неизвестного,
Очень много интересного
Разузнаешь ты из книг.
Вот представь себе на миг:
Ты прочтешь про все на свете —
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд,
Как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском,
Как построен каждый дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили...
Но, чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас
Нужно пару зорких глаз!
Женя хочет быть пилотом —
Править быстрым самолетом;
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей — парашютистом,
Станет снайпером Илья...
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья,
Всем необходимо зренье!
Чтоб отправился в полет
Реактивный самолет,
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли,
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Рассказ воспитателя
Природа заботливо оберегает наши
глаза: они расположены в особых углублениях —
глазницах. Глаз закрывается «дверцей», которая
называется «веко». Если со лба потечет пот, его
остановят брови. Ветер понесет в лицо пыль — ее
задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз,
то их «слизнет» мигающее веко, так как с
внутренней стороны веки влажные. Их работа
похожа на работу стеклоочистителей-«дворников»
на смотровом стекле автомобиля. А если появится
опасность, веки могут мгновенно захлопнуться.
Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они
находятся в покое. Когда же глаза открыты,
человек постоянно рассматривает то, что
находится перед его глазами. Они движутся то
влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы
ощупывая изображение.
Обычно мы можем видеть только переднюю часть
глаза. Сам глаз по форме похож на шар и называется
глазным яблоком. Снаружи и под веками глазное
яблоко покрыто прозрачной пленкой, которая
предохраняет его от инфекции, грязи и пыли.
Снаружи мы видим белковую и радужную оболочки
глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета. А
в самом центре радужной оболочки находится
зрачок. Именно через него в глаз попадают свет и
изображение предметов. Внутри глаза темно,
поэтому снаружи зрачок у всех людей черного
цвета. Под действием света зрачок может то
сужаться, то расширяться благодаря специальным
мышцам.
Далее свет проходит через особую прозрачную
линзу — хрусталик. Этот хрусталик крепится на
специальных мышцах и может изменять свою
кривизну — быть выпуклым, плоским или вогнутым.
Кривизна хрусталика зависит от того, на каком
расстоянии от него находится рассматриваемый
объект.
На противоположной стороне глазного яблока
находится очень важная оболочка — сетчатка. На
сетчатке есть два вида светочувствительных
клеток — одни похожи на палочки, другие — на
колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они
могут это делать только тогда, когда светло. Днем
работают колбочки, а палочки отдыхают. А с
наступлением сумерек колбочки отправляются на
покой и их сменяют палочки. Поэтому когда мы
входим в темную комнату, то можем только
различать предметы, но не можем определить их
цвета. А если включить свет, то колбочки сразу
проснутся и примутся за работу, чтобы мы могли
определить, что какого цвета.
Воспитатель предлагает детям провести
опыты, чтобы определить реакцию зрачков на
различное освещение. При этом воспитатель
подчеркивает, что дети сами будут выступать в
роли исследователей.
Опыт 1
Детям предлагается рассмотреть зрачки
друг друга сначала в освещенной комнате, а потом
в полумраке (при задернутых шторах) и отметить
происходящие со зрачком изменения. Дети
самостоятельно приходят к выводу, что в
освещенной комнате зрачки сужены, а после
пребывания в затемненной комнате в течение
нескольких минут зрачки расширяются.
Воспитатель объясняет, что расширяются зрачки
для того, чтобы уловить свет и восстановить
способность различать предметы в полутьме.
Воспитатель подчеркивает, что, находясь в темной
комнате, дети могут различать предметы, которые
там располагаются, но не могут определить их
цвет. Это обусловлено работой особых
светочувствительных клеток — палочек.
Рассказ воспитателя
Прямо напротив зрачка на сетчатке
находится так называемое «желтое пятно», в
котором очень много колбочек. Поэтому именно в
этой части сетчатки получается наиболее четкое
изображение. От сетчатки по зрительному нерву
сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с
желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено
палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение
попадает на это место, мы не видим того, на что
смотрим.
Опыт 2
Цель: доказать, что при попадании
изображения на слепое пятно человек перестает
видеть данное изображение.
Материал: карточка, в левом верхнем
углу которой нарисован крест, а в правом нижнем —
два круга (маленький и побольше).
Ребенку предлагают смотреть одним
глазом на крест, а второй глаз закрыть ладошкой.
При этом в поле зрения находятся два круга. Затем
дошкольника просят попеременно приближать и
удалять эту карточку, не переводя взгляда с
креста. В какой-то момент один из кругов
перестает быть виден. Это значит, что его
изображение попало на слепое пятно.
Рассказ воспитателя
У
разных представителей животного мира глаза
устроены по-разному. Это связано с тем, что глаза
приспособлены к тому окружению, в котором живут
их обитатели. Даже растения воспринимают свет,
поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей есть так
называемые «глазки». Но эти «глазки» не способны
воспринимать изображение, они лишь реагируют на
свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные
вблизи. А у берегов Юго-Восточной Азии живет рыба
иглобрюх, у которой есть специальные
«солнцезащитные очки» желтого цвета. Стоит рыбе
всплыть на поверхность, на яркий свет, как
специальные клетки желтого цвета начинают
«расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто
иглобрюх надевает очки.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы
рассмотреть неподвижный предмет, ей самой
необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных
антеннах-стебельках, они выдвигаются далеко
вперед и могут вращаться, когда сам рак
неподвижен. И еще у него есть особый глаз на
хвосте, который помогает ориентироваться, когда
рак пятится назад. А вот у морских звезд — по
одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные,
зато голова вращается по полному кругу. Эти
ночные птицы видят только в темноте.
Вопрос: Каких специальных
зрительных клеток — палочек или колбочек —
больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только
нижней частью глаз. Верхняя половина всегда
смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо
заметна.
А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких.
Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета.
Например, пчелы не опыляют красные цветы, потому
что красный цвет они воспринимают так же, как
человек воспринимает черный цвет.
В отличие от животных, человек может
видеть и различать предметы разных цветов и даже
оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они
страдают болезнью, которая называется
«дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 г.
Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в
результате которого погибло много людей.
Оставалось непонятным, как мог машинист повести
поезд на красный свет. Объяснение оказалось
неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту
показали мотки цветных ниточек и установили, что
он не различает цвета. Это явление цветовой
слепоты изучил английский ученый Джон Дальтон,
который сам страдал этим недугом, и болезнь
неразличения цветов — дальтонизм — была названа
его именем.
Обобщающая беседа о зрении
Цель: выявить имеющиеся у детей
знания; подвести их к пониманию того, как нелегко
живется слепым людям; формировать гуманные
чувства по отношению к инвалидам.
Материалы: комплект кубиков с
выпуклыми буквами русского языка (или буквы из
магнитной азбуки); платок или шарф.
Воспитатель предлагает детям ответить
на ряд вопросов:
— Как называют человека, лишенного
зрения?
— Как вы представляете жизнь таких людей?
— Как вы думаете, может ли слепой человек
научиться читать? Каким образом?
Воспитатель может рассказать детям о
специальном наборе выпуклых букв для слепых
людей — шрифте Брайля — и предложить детям с
завязанными глазами узнать буквы (на кубиках с
выпуклыми буквами или на примере букв из
магнитной азбуки). Постепенно воспитатель
подводит детей к пониманию того, что у слепых
из-за невозможности видеть окружающее
обостряются другие виды чувствительности,
например, слух. Предложить детям объяснить
выражение «слепые люди видят по-своему», а затем
ответить на вопросы:
— Как бы вы помогли слепым людям, если
бы им потребовалась ваша помощь?
— Как бы вы помогли больным людям и инвалидам,
если бы были волшебниками?
— Как бы вы помогли им, если бы были
изобретателями?
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА?
Физкультурное занятие с элементами
теории
Материалы:
— шарик на палочке,
— мячи,
— запускалки по количеству детей,
— макет глаза,
— разрезные картинки,
— предметы, опасные для глаз.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В.: Ребята, вы хотите отправиться в
путешествие в страну Анатомию? Тогда вперед!
Ходьба обычная, на носках, руки вверх
(«проходим мимо страны Здоровье»), ходьба с
высоким подниманием колен, руки за спину
(«перешагиваем через сугробы»), бег обычный
(«мимо страны Дыхание»), бег змейкой.
— Вот мы с вами и пришли. В стране
Анатомии есть много разных областей, городов и
маленьких улиц. Мы сегодня попадем на улицу
Глазную.
Но, чтобы попасть на эту улицу, нужно отгадать
загадку:
«Брат с братом всю жизнь сидят рядом, видят целый
свет, а друг друга — нет».
Что же это? (Глаза.) Вот мы с вами и оказались
на улице Глазная. И поговорим сегодня о глазах.
Кто из вас знает, для чего нужны глаза? (Ответы
детей.)
Попробуйте выполнить такое простое упражнение —
достать шарик на веревочке — сначала с открытыми
глазами, а потом с закрытыми. (Обратить внимание
на то, как легче поймать шарик.)
Звучит музыка. Входит Стобед (плачет).
В.: Ой, ребята, это же Стобед! Но что
же он делает в стране Анатомии? Стобед, как ты
сюда попал?
С.: Ой, ой, ой, как болят мои глаза!
В.: Но что же случилось с твоими
глазами?
С.: Я спешил в клуб «Зоркий глаз» и
забыл умыться. По дороге мне что-то попало в
глаза, я стал тереть их руками, и теперь они у меня
болят.
В.: Стобед, а разве ты не знаешь, что
глаза нужно обязательно промывать каждый день, и
ни в коем случае нельзя тереть их руками, так
можно занести в глаза грязь, и они могут
воспалиться. Но наши ребята знают, что нужно
сделать, чтобы снять с глаз воспаление.
Дети: Нужно промыть глаза чистой
водой и протереть настоем ромашки.
С.: Но где же взять воды и ромашки? (Плачет.)
В.: Не расстраивайся, Стобед, сейчас
я позвоню Мойдодыру, и он пришлет чистой воды и
ромашки.
Звучит магнитофонная запись:
— Алло, это Мойдодыр?
Пришлите, пожалуйста, чистой водицы,
Чтобы Стобед мог скорее умыться,
И настой ромашки,
Чтоб вылечить глазки.
С.: Ой, ребята, спасибо, что помогли
мне вылечить глаза.
В.: А для того чтобы глаза не болели,
нужно каждый день делать гимнастику для глаз.
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Ходьба на месте. Отводят поочередно
руки в стороны, прослеживая взглядом.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Руки вверху, показ, фонарики,
опустить руки вниз, прыжки на двух ногах.
Лапки спрятал, оглянулся
Через правое плечо,
Повернулся, оглянулся
Через левое плечо —
Вокруг тишина и покой,
Можно бежать домой.
Руки за спину, оглянуться поочередно
через правое и левое плечо.
— Ребята, а как вы думаете, на что похож
глаз по форме? (На мячик.)
— А вы знаете, из каких частей состоит глаз? (Ответы
детей.)
— А что прикрепляется к глазу со всех сторон? (Мышцы.)
— А с помощью чего двигаются глаза? (С помощью
мышц.)
А руки и ноги? (Тоже с помощью мышц.)
У нас сейчас работали только мышцы глаз, а теперь
поработаем мышцами других частей тела.
С.: Что-то я замерз совсем.
В.: Пусть летят к нам в комнату
Все снежинки белые.
Нам совсем не холодно,
Мы зарядку делаем!
С.: Отгадайте-ка загадку:
Он и круглый,
Он и гладкий,
Очень ловко скачет.
Что же это? (Мячик.)
Вот так фокус — посмотри!
В руки мяч скорей бери!
Построение с мячами в два круга.
В.: Ребята, на что похожи два круга?
На какой орган? (На глаза.)
ОРУ с мячами
1) И. п. — о. с., руки с мячом внизу. 1 —
руки вперед, 2 — вверх, 3 — вперед, 4 — и. п.
Прослеживать глазами движение рук (6—8 раз).
2) Повороты.
И. п. — ноги на ширине плеч, руки с мячом перед
грудью. 1 — поворот вправо, 2 — и. п.; то же влево.
Прослеживать глазами движение рук (6—8 раз).
3) Приседание.
И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 —
присесть, мячик положить на пол, 2 — прыжком
выпрямиться, ноги в стороны, руки с мячом вверх.
Прослеживать глазами движение мяча (6—8 раз).
4) Наклоны.
И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 — наклоны
к правой ноге, 2 — и. п., 3 — к левой ноге, 4 — и. п.
Прослеживать глазами движение мяча (6—8 раз).
5) И. п. — стоя на коленях, руки с мячом
перед собой. 1 — сесть на пол в правую сторону, 2 —
и. п. То же влево. Сосредоточить взгляд на мяче (4—6
раз).
6) И. п. — сидя на полу, руки с мячом
вверху. 1 — наклониться, достать мячом до носков, 2
— и. п. Прослеживать глазами движение мяча (6—8
раз).
7) Прыжки.
И. п. — ноги вместе, мяч перед грудью. В
чередовании с ходьбой (2—3 раза).
8) И. п. — ноги вместе, руки на поясе.
Катание мяча поочередно правой и левой ногой. С
открытыми и закрытыми глазами (2—4 раза).
В.: Стобед, а помнишь, в прошлый
раз ребята подарили тебе рисунки с изображением
глаза?
С.: Да, но только мой щенок их
разорвал, и теперь я не знаю, как их собрать.
В.: Ребята, давайте поможем Стобеду
собрать картинки.
Эстафета «Собери картинку»
С.: Спасибо, ребята, вы мне очень
помогли. А вы хотите пойти со мной в клуб «Зоркий
глаз»? Тогда вперед!
— Но, чтобы стать членами этого клуба,
нужно быть очень меткими и попасть запускалочкой
в волшебный круг (2—3 раза).
— Ой, ребята, что-то там шуршит. (Достает из-под
круга картинки.) Кто-то оставил здесь картинки
с изображением разных предметов.
В.: Здесь нарисованы опасные и
безопасные предметы для глаз. И, если ими
неправильно пользоваться, можно повредить глаза.
С.: Но я не знаю, какие предметы
опасны для глаз!
В.: А ребята сейчас тебе покажут.
Игра «Покажи и назови»
Картинки с изображениями различных
предметов разложены по всему залу лицевой
стороной вниз. Дети под музыку выполняют разные
движения: подскоки, бег, прыжки. В момент
окончания музыки нужно взять ближайшую картинку.
У кого опасный предмет, поднять его вверх (2—3
раза).
С.: Молодцы, ребята! Теперь вы
можете стать членами клуба «Зоркий глаз». А мне
пора возвращаться домой. Но я оставляю вам
сюрприз. (Уходит.)
В.: Ребята, что же за сюрприз оставил
нам Стобед?
(Звонок по телефону.)
— Мне сообщили, что Стобед оставил
маленькую коробочку.
Игра «Найди и промолчи»
— А теперь нам пора возвращаться домой
(ходьба обычная).
Итог: где мы с вами побывали? Что вам
больше всего запомнилось?
О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ОЧКИ
Цикл бесед со старшими дошкольниками
|
У каждой вещи есть не только
свое название, но и свой жизненный путь, своя
история. Вспомните обыкновенный уличный фонарь,
который освещал тихую улочку Копенгагена более
ста лет назад. Казалось бы, какие у фонаря могут
быть впечатления и какая тут судьба: раз повешен
на столбе — виси себе да смотри на дорогу. Однако
и ему — это весь мир знает от сказочника Ханса
Кристиана Андерсена — было что вспомнить и о чем
погоревать долгими зимними ночами.
Очки принадлежат самому человеку:
сидят на его носу и дужками держатся за уши.
Однако уже само это место позволяет очкам
находиться в центре событий человеческой жизни и
принимать в них активное участие. Но главное
преимущество очков перед другими предметами —
то, что человек смотрит на мир через их стекла.
Именно очки расширяют горизонты зрения тех
мальчиков и девочек, дедушек и бабушек, пап и мам,
которые без них видят плохо. Близорукие (плохо
видящие вдаль) мальчики и девочки с помощью очков
без напряжения рассмотрят с последней парты
буквы и условие задачи, выведенные на доске.
Дальнозоркие (плохо видящие вблизи) дедушки и
бабушки в очках без посторонней помощи прочтут
газету, проденут нитку в игольное ушко.
Выписанные по назначению врача очки не просто
полезны, они необходимы!
Самое большое счастье для очков —
приносить пользу людям. В своем желании делать
добро очки забывают о себе. Человеку с плохим
зрением они служат в метель, дождь и мороз, в
походе, на занятиях в детском саду и школе, в
театре и кино. И всюду очки держатся скромно,
стараясь как можно меньше обращать на себя
внимание. А человек настолько привыкает к ним,
что даже иногда забывает расстаться с очками на
ночь.
Есть люди со слабым зрением, которые не
могут без очков ни трудиться, ни отдыхать. И
дальние, и близкие предметы они видят словно
через пелену тумана. Очки для постоянного
ношения рассеивают пелену, и мир предстает во
всем многообразии предметов, движения, красок.
Другие люди вспоминают об очках, когда
нужно посмотреть вдаль. Близорукому без очков не
проследить полет птицы, не найти грибов в лесу, не
получить хорошей отметки в школе. Третьи
прибегают к очкам, когда, например, нужно
почитать или пошить.
Зрение — величайшая радость, а очки,
прописанные врачом, помогают преодолеть болезни
зрения.
Хотите узнать, какие тайны хранят очки? Тогда
слушайте!
В одной семье жили-были четыре пары
очков. Очки несказанно радовались этому
обстоятельству — ведь каждому приятно иметь
рядом родственную душу. Когда зажигались звезды
и все вокруг погружалось в сладкую дремоту, очки
оживали. Ночь была единственным временем в
сутках, которое принадлежало только им. Очки
потихонечку выглядывали из своих футляров,
прислушивались и, если убеждались, что все спят,
подкатывались друг к другу на оправах-колесах и
начинали неторопливый разговор.
История первая, рассказанная
бабушкиными очками
Эта
история похожа на вымысел, но ее не начнешь
словами: «В некотором царстве, в некотором
государстве...» Местом ее действия был Древний
Рим, а героем — всесильный и жестокий император
Нерон.
Почти 2000 лет отделяют нас от того дня, когда Нерон
пришел с изумрудом в руках насладиться зрелищем
боя гладиаторов. Течение поединка и причины
волнения толпы становились понятнее императору,
когда он подносил драгоценный камень к глазам. В
отшлифованную поверхность, как в крохотное
зеленое оконце, он заглядывал всякий раз, когда
хотел рассмотреть детали боя. Но изумруд только
на мгновения делал императора всевидящим: глаз
от напряжения начинало ломить, рука быстро
уставала.
Однако грозный властелин не метал громы и молнии
на головы своих слуг. Он был счастлив, словно
обрел могучие крылья. С изумрудом в руке Нерон
преодолевал расстояния, дальнее становилось
близким, невидимое — видимым.
Годы не донесли до нас имени человека,
придумавшего таким путем улучшить зрение. Может,
это был придворный ученый, а может,
изобретательный раб. Но только изумруд Нерона
известен как прародитель современных
микроскопов, телескопов и очков. Все оптические
приборы — родственники между собой.
История вторая, рассказанная папиными
очками
Сколько времени требуется человеку,
чтобы надеть очки? Секунды.
А сколько времени, чтобы догадаться сделать это?
Столетие.
В 1285 году появились линзы из драгоценных камней.
Они прикреплялись к шлему воина на уровне глаз.
Только через 100 лет эти линзы стали очками —
такими, какими их все знают: с дужками, которые
закрепили очки за ушами и на носу.
История третья, рассказанная мамиными
очками
Все вы знаете нашего Петеньку. Мальчик
как мальчик. Не хуже других. Но вот с некоторых
пор стали с ним разные истории приключаться.
Например, начинает он переписывать с доски буквы
— и обязательно допускает ошибку.
Даже гвозди и крючки против Петеньки ополчились.
Раньше пробегал он мимо них благополучно, но с
недавнего времени как ни повернется, так клок
одежды вырвет. Ребята его на смех поднимают,
«тридцать три несчастья» прозвали. «Что
случилось? Уж не заболел ли ты?» — спрашивают
родители.
А у Пети и вправду болезнь. Голова кружится,
болит. Тошнота. Перед глазами будто маленькие
точечки вьются.
Мама повела сына к врачу. Петя думал, что его в
больницу положат. Да врача-то Петины опасения
только рассмешили. «Чудак-человек, — сказал он. —
Очки тебе носить надо, а не на постели
разлеживаться». А на прощание добавил: «Если
некоторые ребята назовут тебя очкариком, не
принимай близко к сердцу. Не от ума они это. В
очках — великая сила».
И что же вы думали? Петины очки от близорукости
помогли ему разом от тридцати трех несчастий
избавиться...
Ночь кончалась. Забрезжил рассвет. Очки
заторопились к своим домикам-очешникам.
«Минуточку внимания, — остановили старших
товарищей Петины очки. — Вчера в школе мы увидели
очки, с которыми познакомились еще в аптеке. Их
надел мальчик, который дразнил Петю очкариком».
Советы, как сохранить зрение
Усидчивым
Заниматься с перерывом. Самый лучший
отдых после зрительной работы — активное
движение. Посидел час за рисованием или чтением
— разомнись, посмотри вдаль. Так лучше отдыхают
глаза. Даже на заводе люди отрываются от работы,
чтобы сделать гимнастику.
Старательным
Не сгибаться от долгого сидения даже
над интересной книгой. Горбатишься, голову
вешаешь — плохое дело! И зрение испортишь, и
никогда не будешь стройным и подтянутым.
Постарайся выработать у себя добрую привычку
сидеть прямо.
Лежебокам
Не рисовать и не читать книгу лежа. Не
считай, что сочетаешь приятное с полезным. При
этом условии трудно выдержать необходимое
расстояние и удержать книгу или рисунок в
правильном положении.
Книголюбам
Любовь к книге — сильная страсть. И
нередко она вытесняет все другие увлечения, в
частности, занятия физкультурой и спортом.
Чтение сопровождается большим напряжением
зрения. Постоянные нагрузки на зрение, плохая
физическая подготовка, частые болезни ухудшают
его.
Особенно полезен для зрения свежий воздух.
Прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч
способствуют лучшему кровоснабжению глаз и
постоянному притоку к ним крови, обогащенной
кислородом.
Общие правила для всех
Окно — это источник света. Чем чище оно
вымыто, тем меньше устают глаза.
Большую роль в сохранении зрения играет
правильный режим дня. Не увлекайся передачами по
телевизору. Оставь время на встречу с друзьями,
игры на свежем воздухе.
Источники света при работе должны находиться
слева от тебя. (Разумеется, если ты не левша. В
таком случае свет должен располагаться справа.)
Тогда тень пишущей или рисующей руки не будет
помехой для твоих глаз.
Большую роль в сохранении зрения играют
регулярное и полноценное питание, витамины.
Побольше ешь морковки.
Правила просты. И, если следовать им, зрение можно
сохранить на долгие годы.
Плохое зрение можно сравнить со стеной: чем оно
хуже, тем выше и глуше стена, отделяющая человека
от внешнего мира. Тому, кто с раннего детства
бережет свое зрение, такие последствия не грозят.
Посвящается очкарикам
На краю полей пшеничных,
Под тенистою листвой,
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится —
Небо, звезды, облака...
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо-родники,
А во мраке, поздним вечером
Их скрывают колпаки.
(Глаза)
Для чего нужны глаза?
«Без глаз, как без рук» — почему так
говорят?
Глазами мы видим разные предметы, их форму,
величину, окраску, видим весь окружающий мир,
читаем книги, смотрим телевизор. Закрой глаза — и
все словно исчезает, остается одна чернота.
Открой глаза — и все опять появится.
А еще говорят, что глаза — зеркало души. Это
зеркало может отражать характер человека: добрый
он или злой, хитрый или простодушный, правду
говорит или обманывает.
Хорошее зрение очень важно. Поэтому нужно
бережно относиться к глазам. Природа
побеспокоилась об этом: веки и ресницы защищают
глаза от яркого света и пыли; если в глаз попадает
соринка, ее смывают слезы; брови задерживают
капельки пота, стекающие со лба, и не дают попасть
им в глаза. И мы тоже должны позаботиться о том,
чтобы надолго сохранить хорошее зрение. Особенно
полезен для зрения свежий воздух. Прогулки,
ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют
лучшему кровоснабжению глаз и постоянному
притоку к ним крови, обогащенной кислородом.
Строгое соблюдение режима дня, закаливающие
процедуры, регулярное хорошее питание, витамины.
Побольше ешь морковки.
Глаза могут рассказать доктору, что человек
болен и ему нужна помощь. Возможность видеть мир
— это величайшая радость, а очки, прописанные
врачом, уменьшают дальнейшую потерю зрения.
Мне кажется, что сегодняшние мальчики и девочки,
которые носят очки, вовсе этого не стесняются.
Потому что можно выбрать такую красивую оправу,
которая изменит твой образ к лучшему. Кроме того,
даже самый большой шалунишка в очках выглядит
ужасно умным.
Почему глаза бывают разного цвета?
Посмотрите в глаза окружающих вас
людей или в зеркале на свои собственные глаза — у
каждого человека они неповторимы: голубые, серые,
синие, карие, зеленые, черные... Сколько различных
цветов и оттенков и, заметьте, ни одного
одинакового рисунка и окраски!
Почему это так?
Лишь недавно ученые сумели установить причину
различия цвета человеческих глаз. Оказалось, что
цвет глаз зависит от количества особого
красящего вещества — меланина — в радужной
оболочке глаза. При небольшом количестве
меланина глаза имеют голубой цвет, при среднем —
коричневый, а при большом количестве — черный.
Цвет глаз передается по наследству — от мамы,
папы, даже бабушки и дедушки. Но он связан и с
возрастом. Детские врачи уже давно заметили, что
у большинства новорожденных детей глаза светлые,
а затем в течение нескольких месяцев жизни у
большинства малышей глаза приобретают более
темную окраску.
Вам, наверное, будет интересно узнать, что
наиболее часто встречающийся цвет глаз —
голубой (31%), а наиболее редкие — зеленый и такой
темно-коричневый, который называют черным.
Почему светофор красно-желто-зеленый?
«Красный свет — хода нет. Желтый...
осторожным будь!» — поется в популярной песенке
о светофоре и соблюдении правил уличного
движения.
Почему же именно красный, а не какой-нибудь
другой цвет избран сигналом опасности?
Еще в древности люди знали: каждый цвет может
по-своему воздействовать на человека — вызывать
чувство радости или грусти, возбуждать или
успокаивать, создавать различные ощущения.
Особенно хорошо это известно художникам. Ученые
только недавно стали серьезно изучать это
интересное явление природы. Опыты показали, что
все цвета можно разделить на активные и
пассивные по отношению к человеку.
Активные — это те, которые действуют на наш
организм возбуждающе. К числу таких цветов
относятся прежде всего красный и оранжевый. При
воздействии красного и оранжевого цветов
человек чувствует возбуждение, прилив
внутренней энергии и готовность действовать, а
рассматриваемый объект кажется ему
приближающимся. Вот почему вечером и ночью
особенно ярко вспыхивают красные огни
светофоров и опознавательные огоньки
автотранспорта — это сигнал опасности,
предупреждение о том, что нужно быть
внимательным и осторожным.
Желтый цвет в светофоре тоже отнюдь не случайно
соседствует с красным. Во-первых, это цвет
хорошего настроения и веселья (что нашло
отражение и в песенке о светофоре). Во-вторых, как
и красный, он тоже вызывает чувство приближения и
одновременно возбуждение. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что автомобили, окрашенные в
желтый цвет, гораздо реже оказываются
участниками дорожных происшествий.
Зеленый же цвет создает чувство легкости и
успокоенности (опасность миновала!).
КОМПЛЕКСЫ КОРРЕКЦИОННЫХ
ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Предварительные замечания
1. Во время проведения физкультминуток
необходима полная раскованность детей в
движениях, что достигается развитием их
воображения, фантазии. Дети могут свободно
двигаться по комнате, прослеживая движения рук,
траекторию полета насекомых, имитируя различные
виды движений и учась ориентироваться в
пространстве.
2. Возможны различные варианты проведения
занятий — полностью или частично.
3. Предлагаемые физкультминутки можно проводить
с детьми различных возрастных групп.
1. Дождик
Капля первая упала — кап!
(Сверху пальцем показывают траекторию движения
капли.)
И вторая прибежала — кап!
(То же самое.)
Мы на небо посмотрели,
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
(«Вытирают» лицо руками.)
Туфли — посмотрите —
Мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
(Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
2. Зарядка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
(Встают, руки на поясе.)
Руки в стороны согнули,
Вверх подняли и махнули.
(Машут руками.)
Спрятали за спину,
Оглянулись:
(прячут руки за спину и оглядываются
попеременно)
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели.
(Приседают и обхватывают пятки руками.)
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
3. Самолет
Пролетает самолет —
С ним собрался я в полет!
(Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим
самолетом.)
Правое крыло — готово.
Левое крыло — готово.
(Отводят руки попеременно и прослеживают
взглядом.)
Я мотор завожу,
(Делают вращательное движение перед грудью и
прослеживают взглядом.)
За приборами слежу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
(Встают на носочки и выполняют летательное
движение.)
Возвращаться не хочу.
4. Жук
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел:
«Ж-ж-ж-ж...»
Вот он вправо полетел —
Каждый вправо посмотрел.
(Указывают рукой направление и прослеживают
взглядом.)
Вот он влево полетел —
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть —
Не дадим ему присесть!
(Правой и левой рукой попеременно указывается
направление движения к носу со стороны.)
Жук приземлился
(направление движения вниз и приседание),
Зажужжал и закружился:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...»
(Делают вращательные движения руками типа
волчка и встают.)
Жук, вот правая ладошка,
Жук, вот левая ладошка
(поочередно протягивают руки и смотрят на них),
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел
(поднимают руки вверх и смотрят).
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали
(приподнимаются на носочки и вытягивают руки
вверх).
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог
(хлопки над головой).
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...
(Имитируют полет жука и садятся на стульчики.)
5. Прогулка в зимнем лесу
Мы пришли в зимний лес
(ходьба на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит
(отводят руку в указанную сторону и смотрят).
Снежинки в небе кружатся
(движение «фонарики» и смотрят вверх),
На землю красиво ложатся
(кружась, приседают).
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал
(прыжки).
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
(Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
(Приседают, прячась.)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
(Имитируют сон.)
Пролетают снегири
(имитируют полет птиц).
Как они красивы!
(Отводят руку и прослеживают взглядом.)
В лесу красота и покой
(разводят руки в стороны),
А нам пора уже домой
(садятся на свои места).
6. Ладошки
Где ваши ладошки?
Тут-тут-тут! (Хором)
(Показывают руки, сложенные в кулачки.)
А в ладошках пальчики живут
(раскрывают кулачки и показывают пальчики в
движении).
Пальчики трудились,
Не ленились.
Лепили-лепили
(сгибают и разгибают пальцы, имитируя лепку),
Рисовали
(имитируют рисование),
Строили-строили
(имитируют строительство — рука
подкладывается под руку),
Хорошо играли!
(«Фонарики» руками.)
А потом, а потом,
А потом устали...
(Медленно опускают руки на стол.)
7. Учимся письму
Мы учимся письму.
(Руками указывают на тетрадь.)
Для чего? И почему?
Из крючков, из крючков
(пальцами делают крючки),
Из кружков, из кружков
(пальцами делают кружки)
Сможем буквы написать
(имитируют написание букв).
Если будем мы стараться,
(руки на поясе, наклоны головы в стороны),
Буквы будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились
(двигать пальцами, сгибая и разгибая их, затем
кисти без движения повисают).
Дружно мы их встряхнем
(встряхивают кисти рук)
И опять писать начнем!
(Сгибают и разгибают пальцы рук.)
8. Цветы (для младшей группы)
(Дети присели, имитируя
нераскрывшиеся бутоны цветов.)
Раз-два-три, выросли цветы!
(Дети медленно приподнимаются, поднимают руки
вверх и раскрывают ладони с растопыренными
пальцами, имитируя цветы.)
К солнцу потянулись —
(Тянутся на носочках, смотрят вверх.)
Высоко!
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетел
(ребенок-ветер пролетает среди детей),
Стебелечки качал.
Влево качнулись —
Низко пригнулись.
Вправо качнулись —
Низко пригнулись.
(Наклоны в стороны попеременно.)
Ветерок, убегай!
(Ветер убегает.)
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут
(имитируют цветы, движения руками, улыбаются),
Детям радость несут!
9. Прогулка в лесу
Дети по лесу гуляли
(ходят по комнате),
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели
(смотрят вверх на солнце, движение «фонарики»),
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали
(имитируют бабочку).
Дружно хлопнем — раз, два, три, четыре, пять
(хлопают в ладоши),
Надо нам букет собрать.
(Имитируют букет в руках.)
Раз присели, два присели
(приседают),
В руках ландыши запели.
(Наклоны с букетом в стороны.)
Вправо звон:
Динь-дон!
На нос села пчела
(указывают пальцем траекторию полета пчелы на
нос и прослеживают взглядом).
Посмотрите вниз, друзья, — вот бегут муравьи.
Давайте мы их посчитаем (показывают пальцами
вниз и считают):
Раз, два, три, четыре, пять.
Разбежались все опять!
(Разводят руки в стороны.)
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодки собрали
(приседают, имитируя сбор ягод).
Одна, две, три, четыре, пять
(кладут ягодки в рот, прослеживая взглядом
движения руки),
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Ох, ягодки вкусны!
(Покачивают головой.)
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали
(разводят руки и садятся на свои места).
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ГЛАЗ
(Этот комплекс разработали
профессор-офтальмолог Э.С. Аветиосов, кандидат
медицинских наук, специалист по спортивной
медицине Е.И. Ливадо и кандидат педагогических
наук Ю.И. Курпан.)
1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд,
затем открыть их. Повторить 6—8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет
мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
2. Быстро моргать в течение 15 секунд.
Повторить 3—4 раза.
Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.
3. Закрыть глаза и массировать веки
круговыми движениями пальца в течение
1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз,
улучшает их кровоснабжение. Желательно
проделывать этот комплекс по нескольку раз в
день перед зрительной работой и после нее. Освоив
данную методику, вы не только поможете ребенку,
но и сами укрепите зрение.
Геннадий БОГРАШ
КОНЪЮНКТИВИТЫ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ
Конъюнктивиты — это большая группа
заболеваний глаза и его придаточного аппарата,
выражающаяся в воспалении и отеке слизистой
оболочки глаза и век (конъюнктивы). В структуре
заболеваний глаза и его придатков у детей
конъюнктивиты занимают примерно 30%, а среди
причин пропусков посещения детских учреждений —
первое место по глазной патологии.
Конъюнктивиты могут быть как
самостоятельными заболеваниями, так и симптомом
различных общих заболеваний, чаще инфекционных.
Воспаления конъюнктивы век и глазного яблока
могут быть также частью картины других, более
тяжелых заболеваний глаза и его придаточного
аппарата.
Конъюнктивиты, которые являются
самостоятельными заболеваниями, имеют
выраженную сезонность — осенне-зимний и
весенний периоды.
Конъюнктивиты классифицируются:
1) по течению: острые, подострые,
хронические;
2) по этиологии (причине, возбудителю):
а) бактериальные;
б) вирусные;
в) аллергические.
Бактериальные и вирусные
конъюнктивиты могут считаться инфекционными, в
отличие от аллергических. Существуют смешанные
формы, когда присутствуют и аллергия и инфекция,
но их чаще относят к инфекционным, так как
превалирует картина инфекционного заболевания.
Самой частой формой являются острые
бактериальные конъюнктивиты (иногда называемые
«острые гнойные конъюнктивиты»). Картина
заболевания характеризуется выраженным
покраснением (гиперемией) конъюнктивы век и
глазного яблока, отеком и гнойным отделяемым
(могут быть даже пленки). Течение болезни бурное и
имеет острое начало. При своевременном и
правильном лечении болезнь проходит за 5—10 дней.
Первая помощь: промыть глаз раствором
фурацилина 1:5000, удалив гной, закапать раствор
альбуцида (сульфацила натрия 20 или 30%), направить
на прием к окулисту и, если есть возможность, в
бактериальную лабораторию для посева на флору и
чувствительность к антибиотикам (особенно при
хронических формах).
Эта группа заболеваний занимает
первое место среди всех конъюнктивитов и в
некоторые сезоны года достигает от 70 до 75% всех
заболеваний конъюнктивы.
Другой большой группой являются
вирусные конъюнктивиты.
Наиболее частыми формами являются
адено-фаринго-конъюнктивальная лихорадка,
эпидемический конъюнктивит, герпетический
конъюнктивит, реже трихоматозный, коревой,
оспенный. Вирусные конъюнктивиты могут
протекать и в виде более серьезной формы —
кератоконъюнктивита, когда поражается роговица,
что в исходе может привести к снижению зрения
разной степени.
Течение вирусных конъюнктивитов более
тяжелое и длительное, чем бактериальных, и длится
10—14 дней, иногда дольше.
Внешне у такого больного выраженная
гиперемия и отек конъюнктивы век и глазного
яблока, скудное отделяемое из глаз (чаще
слизистое); когда присоединяются явления
кератита, то выражена светобоязнь, часто есть
жалобы на зуд.
Первая помощь: промывание фурацилином,
интенсивное закапывание интерферона (эффективен
в первые 3 дня); при болевом синдроме покапать
анестетик (дикаин, новокаин, тримикаин или др.),
обязательное направление к окулисту для
исключения кератита.
Вовремя начатое лечение позволяет в
большинстве случаев избежать кератита и, как
осложнения, снижения зрения.
Возможны и другие инфекционные
конъюнктивиты, вызванные грибками, хламидиями
(часто вялотекущий хронический конъюнктивит) и
другими возбудителями.
Еще одну группу конъюнктивитов
составляют аллергические конъюнктивиты, к ним
тесно примыкают аллергические отеки и реакции.
Чаще всего аллергические конъюнктивиты
начинаются остро и бурно: зуд, ощущение
инородного тела, отек конъюнктивы, гиперемия и
фаликулы; глаза почти всегда чистые или с
незначительным слизистым отделяемым.
Хронические формы у детей чаще всего связаны с
домашними или пищевыми аллергенами (домашняя
пыль, перо птицы, корм для рыбок, сладости и т.д.).
Первая помощь: промыть глаза можно
даже чистой водой, капнуть диксометазон или
другие глазные капли с антиаллергическим
эффектом (гидрокортизон, кларитин и т.д.), можно
даже капнуть димедрол из ампулы, внутрь дать
антигистаминный препарат. Если отек быстро не
спадает, то надо направить к врачу для уточнения
диагноза.
Причины аллергических конъюнктивитов
разнообразны, как и любого другого
аллергического состояния, но некоторые из них
стоит отметить.
а) Поликозы — реакция на цветение
растений (чаще их пыльцы). Для разных
географических областей могут быть свои
растения и свое время появления аллергии, но чаще
всего это весна и осень. Горожанам стоит обратить
внимание на одуванчик и тимофеевку (когда пылит
тополь). К этой группе тесно примыкают аллергии,
вызванные соком или эфирными маслами растений.
б) Пищевые — эта группа аллергенов
очень индивидуальна, но избыточное количество
сахара, шоколада и разных пищевых красителей
может вызвать конъюнктивит.
в) Бытовые — это бытовая химия,
строительные и отделочные материалы, домашняя
пыль (клещ демодекс), синтетические стиральные
порошки и синтетическая одежда; шерсть и перья
домашних животных и их корма.
г) Весенний катар — особая форма,
иногда тяжелая, с повреждением роговицы. В
средней полосе чаще возникает в феврале—марте
(когда на снегу корка) или у детей, приехавших из
районов с жарким климатом и ярким солнцем.
Еще одной группой можно назвать смешанные
конъюнктивиты, когда возбудителей несколько (и
бактерии, и вирусы), или когда аллергический
конъюнктивит сочетается с инфекционным, или
инфекция присоединяется к воспалению,
вызванному тем или иным повреждением. Картина
заболевания характеризуется смешанными
симптомами, иногда одни из них более выражены, а
другие стерты. Течение обычно более длительное и
лечение более сложное.
Во всех случаях необходимо попасть к
глазному врачу, так как «красный глаз» — это
симптом не только конъюнктивита, но и
повреждения и более серьезных заболеваний глаза,
и дифференциальную диагностику может провести
только врач-окулист. Дети с острой патологией (да
и взрослые) могут обратиться на прием за
экстренной помощью без всякой предварительной
записи (чем раньше, тем лучше). Если нет
возможности обратиться к своему окулисту, то в
Москве можно обратиться в Городскую детскую
глазную консультативную поликлинику с 900 до 1300
(ул. Мытная, 24), а вечером — в глазной травмпункт
Морозовской больницы (4-й Добрынинский пер., д. 1),
где будет оказана помощь и назначено правильное
лечение.
Нужно всегда твердо помнить, что все
инфекционные конъюнктивиты заразны, и строго
соблюдать правила личной гигиены и ухода за
больным, чтобы не заразить всю семью. Больной
ребенок и все члены семьи должны пользоваться
отдельными полотенцами; не следует ласкать
ребенка и брать его в свою кровать; обязательно
мыть руки после ухода и закапывания, а также мыть
игрушки ребенка. Больной взрослый может быть
таким же источником инфекции, как и ребенок.
К заболеванию глаз очень часто
относятся очень легкомысленно. Бывает, что
больные или их родители ждут несколько дней, что
все пройдет само собой, и это затрудняет лечение
или вызывает осложнения. При всех острых или
вялотекущих воспалениях глаз надо как можно
быстрее обратиться к глазному врачу. Чем раньше,
тем успешнее и быстрее лечение, тем меньше шансов
получить осложнение, которое может привести к
снижению остроты зрения.
|