«Обыкновенные»
коврики
Для моих малышей я сделала несколько
простых пособий, которые оказались очень
удобными для работы с детьми. Это несколько
обыкновенных тряпичных ковриков, украшенных
пуговицами. И каждый помогает решить несколько
задач.
Первый коврик выполнен в виде пейзажа: вода,
лужайка, небо. В небе — солнце, облака, бабочки, на
лужайке — деревья и цветы, в воде — рыбки. Все это
вырезано из плотного драпа и крепится к коврику
на пуговицах.
Основная задача, поставленная мною, —
математическая: сколько цветочков, сколько
бабочек в небе, сколько рыбок плавает в воде. Чего
больше — елочек или березок, больших елочек или
маленьких? Что расположено выше, что ниже и т.д.
Второй аспект — бытовой: элементарно учимся
застегивать пуговицы. И происходит это в игре,
что для малышей очень нужно и важно.
Третий аспект — сенсорика: расстегиваем,
застегиваем, пальчики развиваются.
Четвертый аспект — цвет: этот цветочек красный, а
это облачко голубое, эта рыбка светло-зеленая, а
эта елочка темно-зеленая.
Пятый аспект — экологический: этот коврик мы
используем для экологической игры «Кто где
живет»: кто-то называет животное, птицу, рыбу, а
кто-то бежит и показывает, где — в воде, на земле
или в воздухе оно живет. Здесь же присутствует
еще один аспект — двигательный. Коврик повешен
на дальней стене, к нему надо бежать, а движение
детям никогда еще не вредило.
И последний, седьмой, аспект, причем очень важный,
как мне кажется, — это моделирование мира,
развитие воображения. Я сама даже не ожидала, не
думала заранее, что и как здесь можно сделать, это
пришло в процессе работы.
Оказывается, детям очень интересно устроить в
мире маленький хаос — деревья пересадить на небо
вперемешку с рыбками, солнце окунуть в воду, а
облака разложить по лужайке. Посмотреть на все
это и даже немного испугаться — небольшой
доморощенный ужастик, что-то вроде «Жабы по небу
летают» Чуковского, но устроенный своими руками
и к тому же со счастливым концом. Ведь все можно
развесить по местам, посмотреть и успокоиться —
мир незыблем, и в нем снова воцарился порядок.
Второй коврик — тактильный: небольшой,
напольный, он состоит из 15 карманов. Карманы
разного цвета (то есть опять же закрепляется
знание цвета), они застегиваются на пуговицы,
кнопки, молнии и крючки, то есть снова бытовой
аспект — учимся со всем этим хозяйством
справляться. Кроме того, при этом развиваем и
пальчики.
Карманы сделаны из разного материала — здесь и
грубая шершавая рогожка, и мягкий велюр, и
гладкий шелк, и пушистый мех — это позволяет
детям развивать осязание, расширяет мир
ощущений.
И еще один аспект, на мой взгляд, важнее всех
остальных — этот простой коврик, как ни странно
это звучит, учит детей дружить, учит радоваться,
учит удивлять, учит общаться и делать подарки.
Сначала все происходит так: Людмила
Ивановна сказала, что в кармашках что-то есть.
Интересно, что? И правда: что-то твердое,
кругленькое, шуршащее (пальчики работают,
проверяют, ощупывают — развиваются). Каждый
выбирает себе карман (ложатся на пол, ноги в
разные стороны, коврик — как солнышко с лучами),
расстегивают, расшнуровывают: ура, в каждом
кармане по конфете. Если бы эти же конфеты они
нашли в полдник на блюдце, было бы далеко не так
интересно. В кармашки можно положить что угодно
— игрушку, картинку.
Ну а потом это продолжается уже по-другому:
Сережа нетерпеливо ждет друга утром: «А я, а я
тебе сюрприз приготовил, ищи». Андрейка с
интересом (что бы это могло быть?) расстегивает
каждый кармашек и наконец (а Сережа рядом
подпрыгивает от нетерпения) находит что-нибудь
вроде киндер-сюрпризика. Вознаграждены оба — это
так сближает детей.
И последний коврик — обыкновенная
пуговичная массажная дорожка для хождения, для
массажа подошв. Пуговицы приносили родители. Но,
кроме массажа, можно использовать ее для
закрепления знания цвета — эта пуговка синяя, а
эта розовая; для развития наблюдательности —
найди, пожалуйста, все зеленые пуговицы, а теперь
найди точно такую же пуговку, как эта (а таких на
всей полутораметровой дорожке только две штуки).
И находят. И наконец — для развития пальчиков:
кто быстрее пробежит пальчиком по дорожке от
начала до конца, между пуговицами.
Я сделала две такие дорожки, вторая — радужная.
Пуговицы на ней расположены по цвету от красного
к фиолетовому, как в радуге.
Вот так простые, сделанные из подручных средств,
коврики помогают детям развиваться.
Людмила НАЗВАНОВА,
г. Усмань |