Миновали благодатные летние денечки
— пора отпусков, семейного отдыха, вольной жизни
у бабушки в деревне.
И дети, и взрослые возвращаются к своим обычным
занятиям — возвращаются в детский сад.
Если малыши любят свой садик, своих воспитателей
и приятелей по играм, ожидание первого дня
наступающего «трудового» года наполнено для них
радостью от предвкушаемой встречи с друзьями, от
желания поделиться впечатлениями, похвастаться
игрушками, продемонстрировать новые умения.
В школе начало учебного года начинается
праздником, причем праздником государственным.
Слова «первое сентября» вызывают у всех нас
устойчивые ассоциации: у крыльца школы —
цветочное море, в котором утопают первоклашки с
круглыми от страха глаза. За ними толпятся
родители с торжественными лицами,
приличествующими церемониям официального
награждения и похоронам. А за ними, разрушая
атмосферу официального приема, толпятся
«старожилы» — те, кто уже не считает нужным
«тащить училке цветочный веник». Но и у тех
возбужденные лица и блестящие глаза. Наступает
Новый год!
В детском саду ничего подобного не происходит.
Время — «детское время» — там мерят еще другими
мерками. Но ничто не мешает педагогу обогатить
жизнь детей праздником. Пусть, например, это
будет «Праздник Встречи», или «День, когда мы
снова вместе». И пусть в нем примут участие
малыши и их родители, «старички» и «новенькие».
А какой же праздник обходится без угощения?
Возможно, у вас и у ваших воспитанников есть
традиционные любимые лакомства. Может, праздник
получит свое название от праздничного блюда?
Ну а после праздника вы станете обладателями
большого количества «разных» материалов,
которые, несомненно, пригодятся вам в работе. На
страницах нашей газеты вы найдете оригинальные
советы, как можно эти материалы использовать.
Путешествие в Страну Сладкоежек
Игровое занятие с детьми пяти-шести
лет
Оборудование и материалы: карта
предстоящего путешествия; ковер из конфетных
фантиков; поделки из фантиков (вазочки, бабочки,
букет цветов); макет сказочного дворца
(обклеенного фантиками); натуральные продукты
(сахар, мед, фрукты, душистые травы); фонограмма со
звуками плеска волн и запись мелодичной музыки;
цветные карандаши, бумага для рисования для
каждого ребенка.
Перед входом в помещение, где
проводится занятие, стоят рисованные ворота с
надписью «Страна Сладкоежек». Звучит музыка.
Дети подходят к дверям зала, украшенным в виде
волшебных ворот.
Педагог: Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Педагог: Кто из вас когда-нибудь
был в настоящем путешествии? (Ответы детей.)
Педагог: Мне кажется, что
путешествовать любят все. Ведь все, что мы узнаем,
что видим во время путешествия, запоминается
человеком надолго. Во время путешествия можно
встретить новых друзей. Сегодня мы отправимся с
вами в одну чудесную страну. Называется она
Страной Сладкоежек. Пускают туда только тех, кто
хоть раз в жизни съел хотя бы одну конфетку. А те,
кто любит сладкое, там желанные гости.
Но у ворот Страны Сладкоежек стоит
очень строгий Стражник и проверяет входные
билеты. Как вы думаете, что может послужить
билетиком в страну, где все едят конфеты?
Дети: Конфетные
фантики!
Педагог: Верно. Вы запаслись
фантиками?
Дети: Да!
Педагог: Тогда мы смело можем
постучаться в ворота.
В Страну Конфет зову вас я.
Готовы ль вы войти, друзья?
Дети: Да! Готовы!
Ворота открываются. Детей встречает
Строгий Стражник, одетый в «пряничные» латы. Дети
предъявляют Строгому Стражнику фантики-билеты,
проходят в ворота и оказываются в празднично
украшенном помещении.
Педагог: Вот она, Страна
Сладкоежек.
Стражник: Маленькие
путешественники! Вы вступили на сладкую землю
Страны Сладкоежек. Страна наша гостеприимна и
богата сокровищами. Для начала вам необходимо
узнать ее историю. А потому путь ваш лежит через
Молочную реку с кисельными берегами. Прямо на
остров Сахарин.
Педагог: Но как же нам переплыть
Молочную реку?
Стражник: Нужно сказать волшебные
слова:
Молочная река,
Кисельные берега,
Волны из сливок,
Рыбки из пастилок!
Отнеси нас к острову Сахарин.
Там мы бросим якорь-апельсин.
Да не забудьте взять с собой карту
Страны Сладкоежек.
Педагог предлагает детям выучить
волшебные слова, разделиться на пары и понарошку
сесть в маленькие леденцовые лодочки. Стражник
вручает путешественникам якорь-апельсин.
Звучит фонограмма плеска волн. Дети имитируют
движения веслами.
Педагог: Вот мы и на острове. (Подвешивает
к стулу или к другой опоре «якорь».) Выбирайтесь
на берег.
Дети «выходят» на остров. Это
ограниченное веревочкой, ковром или
разрисованным картоном пространство. На нем
установлены декорации и столик с вазочками,
украшенными фантиками. В вазочках — мед, сахар,
фрукты, душистые травы.
Педагог: Смотрите, какие сокровища
здесь хранятся! Настоящие сладкоежки могут
определить их на вкус.
Игра «Определи на вкус»
Педагог
подзывает к себе нескольких детей, предлагает им
«закрыть глаза и открыть рот». Одноразовыми
ложечками или деревянными палочками для
мороженого угощает детей по очереди медом,
сахаром, кусочками фруктов. Дети должны
догадаться, что это за продукт.
Педагог предлагает детям присесть на ковер.
Педагог: Сладкоежки были всегда…
Но в давние времена люди еще не умели делать
сахар. Чем же они лакомились? Тем, что дарила им
природа. Что это могло быть? (Дети высказывают
свои предположения.) Конечно, это были фрукты и
мед. Люди научились выращивать сады с плодовыми
деревьями. А откуда они получали мед? (Ответы
детей.) Мед вырабатывают пчелы. Они собирают с
цветов нектар, едят его, а потом выделывают мед.
Этим медом пчелы кормят своих личинок. Мед очень
полезен для человека.
Человек научился разводить пчел, ухаживать за
ними и забирать у них мед. Для этого он стал
строить специальные пчелиные домики — ульи. А
место, где стоят ульи и разводят пчел, называется
пасекой.
А потом — много времени спустя — человек открыл,
что из некоторых растений можно получать сладкий
продукт — сахар.
Сахар делают из сахарного тростника, который
растет в далеких теплых странах, и из сахарной
свеклы. Сахар, который мы с вами употребляем в
пищу, добывают именно из свеклы.
А уж из сахара люди стали делать конфеты,
добавляя в него фрукты, орехи, молоко.
Ну что ж, вы узнали много интересного на острове
Сахарин.
Проверим, что же вы запомнили. Для этого проведем
блицтурнир.
Из детей формируют две команды по 3—4
человека (можно включить в команду одного
взрослого). Каждая команда носит название какой-нибудь
сладости. Например, команда «Зефир» и команда
«Пастила». Педагог кладет в конфетную вазочку
карточки с вопросами. Вопросы задаются по
очереди каждой команде: один вопрос — одной
команде, другой вопрос — другой команде. На
ответ дается не больше 30 секунд. Команды тянут
жребий, какая из них будет отвечать первой.
Вопросы блицтурнира
1. Чем лакомились древние сладкоежки?
2. Что люди стали употреблять в пищу раньше — мед
или сахар?
3. Откуда берется мед?
4. Как называются домики для пчел?
5. Как называется место, где разводят пчел?
6. Из какого растения можно получить сахар?
7. Из каких продуктов можно сделать конфеты?
8. Назовите известную вам конфетную фабрику.
Команда, ответившая на все вопросы без
задержки, является победительницей. Возможен
вариант, когда в блицтурнире выигрывают обе
команды. Победители получают по конфете.
Педагог хвалит детей.
Педагог: Что ж, можно отправляться
дальше. Давайте взглянем на карту.
Дети и педагог разглядывают карту.
Педагог: Смотрите-ка, Залив
Фантиков! Давайте отправимся туда.
Дети опять «усаживаются в лодочки».
Педагог:
Наша лодочка плывет.
Нас волна в Залив несет.
Дети повторяют за педагогом
«волшебные» слова.
Вот он, Залив Фантиков. Выходите на
берег.
Дети перемещаются в ту часть зала,
которая имитирует Залив Фантиков. Здесь
выставлены поделки из фантиков и макет
игрушечного домика. В окошках домика устроена
«картинная галерея».
Посмотрите,
какой замечательный домик. В нем живут конфеты.
Как можно догадаться, где квартирка какой
конфетки?
Дети: По фантику.
Педагог: Кто изображен на всех этих
фантиках?
Дети: Сказочные персонажи.
(Перечисляют.)
Педагог: Вы любите конфеты в таких
фантиках?
Дети: Да.
Педагог: А кто из вас сможет
объяснить, что такое фантик и для чего он нужен?
(Ответы детей.)
Фантик — обертка для конфеты или
шоколадки. Фантик для конфеты то же, что визитная
карточка для человека. Посмотрит покупатель на
фантик и сразу видит, из чего конфета сделана и на
какой фабрике. А еще красивая обертка словно
говорит: «Купи меня! Я такая привлекательная!»
Потому на конфетах часто можно встретить героев
детских сказок и историй — чтобы дети узнавали
«свои» конфеты.
А теперь поиграем: узнаем, кто из вас хорошо знает
и сказки, и конфетную продукцию.
Игра проводится по типу
вышеописанного блицтурнира. Игроки каждой
команды по очереди должны назвать как можно
больше конфет, на обертках которых изображены
сказочные персонажи. Побеждает тот, за кем
остается последнее слово.
Педагог: Но вот конфета съедена. А
фантик остался. Конечно, можно его выбросить. А
можно использовать для дела. Полюбуйтесь, какие
красивые вещи можно сделать из конфетных
фантиков!
Пора нам отправляться дальше. Взглянем на карту.
Глядите: вот тут на карте отмечен Конфетный
Дворец. Давайте пойдем туда.
Под музыку дети змейкой двигаются по
залу и приходят к Конфетному Дворцу (большая
картонная декорация).
Педагог:
Кто живет во Дворце?
Покажись на крыльце!
Появляется Принцесса Конфетка.
Принцесса: Здравствуйте,
гости-сладкоежки. Нравится ли вам моя страна?
Дети: Да! Очень!
Принцесса: Что ж! Я этому рада.
А знаете ли вы, что:
Кто пришел к нам во дворец,
Получает леденец?
Педагог: Нет, этого мы не знали.
Принцесса: Но и вы должны оставить
о себе память в Стране Сладкоежек. Нарисуйте мне
фантик невиданной до сих пор конфеты —
самой-самой вкусной.
Педагог: Ребята! Нарисуете
Принцессе Конфетке фантики для новых чудесных
конфет?
Дети: Да!
Педагог: Тогда принимайтесь за
работу.
Дети проходят за столы и рисуют
фантики для конфет; дарят свои рисунки Принцессе.
Принцесса угощает детей конфетами и прощается с
ними.
В основе занятия — сценарий Галины
АЛЕХИНОЙ,
педагога Центра детского творчества,
г. Усмань Липецкой области.
|