Методист — контролер
или кондуктор?
Контроль как средство повышения
профессионализма
Кому неизвестно отвратительное
чувство, когда в троллейбусе внезапно (всегда
внезапно!) возникает контролер: «Билетики на
проезд предъявите, пожалуйста!»
Звучит это «Предъявите билетики» всегда с
некоторым злорадством. А слово «пожалуйста» лишь
подчеркивает, что граждан собираются вежливо
«замочить». Есть у тебя билет или нет, значения не
имеет. На коже неизменно появляются мурашки, и ты
чувствуешь себя потенциальным преступником.
Куда как приятнее, если троллейбус обслуживает
кондуктор. Его «Билетики на проезд приобретаем!»
почему-то вызывает чувство благодарности.
Контролер своим существованием помогает
избежать не очень приятной дилеммы «Платить или
не платить?» и освобождает от унизительного
страха проверки.
Что больше напоминает сообщение методиста или
старшего воспитателя детского сада «Сегодня я
иду к вам на занятие!» — реплику контролера или
реплику кондуктора?
Все зависит от множества нюансов. Методист в
детском саду обладает реальной властью, потому
что может «судить» воспитателя. Однако смысл его
должности и ее исходное значение вовсе не в этом.
Он методист именно потому, что обладает (или
должен обладать) большими знаниями по методике,
имеет специально выделенное время для
знакомства с новыми идеями, с новыми формами
работы. Он должен не только и не столько
контролировать и проверять (проверяльщики
всегда найдутся), сколько помогать воспитателю в
работе.
Причем так, чтобы педагоги с удовольствием
приобретали у него «билетики на проезд».
Сегодня мы знакомим наших читателей с системой
внутрисадовского контроля, разработанной
старшим воспитателем ДОУ № 213 г. Ростова-на-Дону
Ольгой САПОЖНИКОВОЙ.
Главная цель этой системы — придать
методическому контролю
личностно-ориентированный характер
взаимодействия между старшим воспитателем и
педагогами групп детского сада.
Внутрисадовский контроль — это
система сбора информации о состоянии
воспитательно-образовательного процесса и
оказания методической помощи с целью
совершенствования и развития профессионального
мастерства.
Цель контроля — обеспечить
оптимальные для каждого педагога и ребенка
результаты на основе творческого разнообразия
методик, технологий, учета возможностей и
интересов воспитанника, ради его развития.
Виды контроля
В зависимости от того, кто
осуществляет контроль за деятельностью
педагога, говорят о содержательном контроле и о
сопутствующем контроле.
Содержательный контроль
Цель: выполнение государственных
стандартов, проверка обоснованности изменения
содержания образования в процессе инновационной
деятельности, оценка эффективности внедрения
той или иной технологии.
Средства: педагогическая диагностика,
тестирование, наблюдение педагогического
процесса.
Сопутствующий контроль
(внешняя экспертиза силами других специалистов)
Цели:
— получение объективной информации о
состоянии психофизиологического здоровья детей;
— выявление воспитанников, нуждающихся в
коррекционно-развивающих и других
реабилитационных мероприятиях;
— контроль за адаптацией детей к изменениям
содержания и технологии;
— предупреждение перегрузки детей, определение
вызывающих ее причин;
— выявление патогенных факторов в
учебно-воспитательном процессе;
— выявление наиболее сберегающих адаптивных
технологий обучения и воспитания.
Содержательный и сопутствующий
контроль проводятся параллельно и, пересекаясь,
в результате дают объемную картину.
Вариант технологии планирования
контроля в ДОУ
1. Педагог заполняет «Личностный
паспорт».
2. Согласовывает свой план с методистом.
3. Методист собирает и систематизирует
личностные паспорта, планы контроля всех
педагогов.
4. Методист составляет технологическую карту
контроля.
5. Заведующая утверждает план контроля.
6. Администрация определяет план
инспектирования, то есть проверок,
административного и индивидуального контроля.
7. Составляется сводная карта внутрисадовского
контроля.
8. Сводная карта утверждается заведующей ДОУ.
Опираясь на данный алгоритм контроля
планирования, включающего в себя личностные
задачи каждого педагога, администрация создает
условия неформального участия каждого педагога
в управлении.
Основные формы организации
внутрисадовского контроля
Административный контроль:
контроль за текущей деятельностью педагогов, то
есть посещение группы, через тематические
проверки, контрольные срезы администрации.
Предполагается, что педагог, включенный в этот
вид контроля, совершенствует методику
профессионального мастерства, организацию,
планирование, анализ педагогической
деятельности с помощью администрации, стремится
к повышению профессионального мастерства и
достижению стабильных результатов в
педагогической деятельности.
Взаимоконтроль: диалоговая форма
работы на основе взаимодоверия. Педагог при этом
формирует навык самоанализа деятельности,
обладает достаточным профессиональным уровнем в
планировании и организации
воспитательно-образовательной работы, имеет
хорошие результаты в воспитании детей.
Индивидуальный контроль:
предполагает организацию педагогической помощи
по индивидуальной программе, разрабатываемой
старшим воспитателем совместно с педагогом.
Самоконтроль: высшая форма
профессионализма педагога, работающего в режиме
самосовершенствования. При этом
подразумевается, что педагог обладает развитыми
навыками самоанализа, высоким уровнем
системного самообразования, имеет стабильные
результаты эффективного обучения и воспитания,
активно участвует в методической работе ДОУ,
делится профессиональным опытом с коллегами.
Алгоритм организации контроля в доу №
213
Алгоритм подготовки
административного контроля:
1. Педагог определяет свои затруднения
в педагогической деятельности со старшим
воспитателем.
2. Представляет на утверждение тематические
планы работы с детьми.
3. Согласовывает с администрацией план-график
контроля.
Алгоритм подготовки взаимоконтроля:
1. Педагог выбирает наставника или
напарника, временное творческое объединение для
совместной деятельности по взаимоанализу.
2. Эти коллеги составляют план-график
взаимоконтроля, определяют сроки, цели (проблему,
поиск путей ее решения).
3. Выбирают направление методической работы.
Алгоритм осуществления контроля в режиме
индивидуальной помощи:
1. Диагностика проблем.
2. Совместный поиск причин и способов разрешения
проблем.
3. Планирование совместной деятельности педагога
и старшего воспитателя, направленной на решение
проблемы.
4. Активная деятельность педагога, направленная
на решение поставленной задачи, с опорой на
консультативную деятельность старшего
воспитателя.
5. Анализ результатов совместной деятельности
педагога и старшего воспитателя и обсуждение
полученных результатов.
Принципиальное отличие
педагогической деятельности в режиме
индивидуальной поддержки от авторитарных
методов управления работой воспитателя
заключается в том, что проблема обозначается и в
целом решается самим педагогом при
опосредованном участии старшего воспитателя.
Чтобы оказать педагогу необходимую поддержку,
старшему воспитателю необходимо знать основы
психологии личности и верить в успех каждого
члена педагогического коллектива. Это позволит
ему быть тактичным в своих действиях.
Алгоритм подготовки и осуществления
самоконтроля:
1. Педагог предоставляет старшему
воспитателю график своих открытых просмотров.
2. Определяет и указывает в «Личностном паспорте»
направление методической работы, сроки, формы
подведения итогов.
Педагоги, выходящие на самоконтроль и
взаимоконтроль, получают право:
— экспериментировать с учебными
программами;
— руководить проблемными семинарами;
— участвовать в работе научно-методического
совета (аналитического);
— иметь приоритет при аттестации на уровне
профессиональной категории;
— получать персональные надбавки к заработной
плате.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самоанализа педагогической
деятельности
Педагог ___________________________________________________________
Дата |
Чем удовлетворена |
Что в следующий раз сделаю
по-другому |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Личностный паспорт
Ф.И.О.
_____________________________________________________________________
Должность
__________________________________________________________________
Аттестация
__________________________________________________________________
Квалификация
_______________________________________________________________
Приемлемая для Вас форма контроля
(самоконтроль, взаимоконтроль,
административный, индивидуальный).
______________________________________________________________________________
Ваши трудности в педагогической
деятельности _________________________________
_____________________________________________________________________________
Чья помощь Вам нужна?
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что Вы планируете улучшить, развить в
своей педагогической деятельности? __________
_____________________________________________________________________________
Направление Вашей методической
работы: ________________________________________
______________________________________________________________________________
Укажите темы открытых просмотров
педагогического процесса: ________________________
_______________________________________________________________________________
Укажите темы занятий, формы
организации педагогического процесса,
которые Вы хотели бы посетить у коллег:
____________________________________________________________________________
Планы будущего года:
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
Принять участие
______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Провести
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Изучить
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
|