Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2002

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Методист — контролер или кондуктор?

Контроль как средство повышения профессионализма

Кому неизвестно отвратительное чувство, когда в троллейбусе внезапно (всегда внезапно!) возникает контролер: «Билетики на проезд предъявите, пожалуйста!»
Звучит это «Предъявите билетики» всегда с некоторым злорадством. А слово «пожалуйста» лишь подчеркивает, что граждан собираются вежливо «замочить». Есть у тебя билет или нет, значения не имеет. На коже неизменно появляются мурашки, и ты чувствуешь себя потенциальным преступником.
Куда как приятнее, если троллейбус обслуживает кондуктор. Его «Билетики на проезд приобретаем!» почему-то вызывает чувство благодарности. Контролер своим существованием помогает избежать не очень приятной дилеммы «Платить или не платить?» и освобождает от унизительного страха проверки.
Что больше напоминает сообщение методиста или старшего воспитателя детского сада «Сегодня я иду к вам на занятие!» — реплику контролера или реплику кондуктора?
Все зависит от множества нюансов. Методист в детском саду обладает реальной властью, потому что может «судить» воспитателя. Однако смысл его должности и ее исходное значение вовсе не в этом. Он методист именно потому, что обладает (или должен обладать) большими знаниями по методике, имеет специально выделенное время для знакомства с новыми идеями, с новыми формами работы. Он должен не только и не столько контролировать и проверять (проверяльщики всегда найдутся), сколько помогать воспитателю в работе.
Причем так, чтобы педагоги с удовольствием приобретали у него «билетики на проезд».
Сегодня мы знакомим наших читателей с системой внутрисадовского контроля, разработанной старшим воспитателем ДОУ № 213 г. Ростова-на-Дону Ольгой САПОЖНИКОВОЙ.
Главная цель этой системы — придать методическому контролю личностно-ориентированный характер взаимодействия между старшим воспитателем и педагогами групп детского сада.

Внутрисадовский контроль — это система сбора информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса и оказания методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства.

Цель контроля — обеспечить оптимальные для каждого педагога и ребенка результаты на основе творческого разнообразия методик, технологий, учета возможностей и интересов воспитанника, ради его развития.

Виды контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за деятельностью педагога, говорят о содержательном контроле и о сопутствующем контроле.

Содержательный контроль

Цель: выполнение государственных стандартов, проверка обоснованности изменения содержания образования в процессе инновационной деятельности, оценка эффективности внедрения той или иной технологии.
Средства: педагогическая диагностика, тестирование, наблюдение педагогического процесса.

Сопутствующий контроль
(внешняя экспертиза силами других специалистов)

Цели:

— получение объективной информации о состоянии психофизиологического здоровья детей;
— выявление воспитанников, нуждающихся в коррекционно-развивающих и других реабилитационных мероприятиях;
— контроль за адаптацией детей к изменениям содержания и технологии;
— предупреждение перегрузки детей, определение вызывающих ее причин;
— выявление патогенных факторов в учебно-воспитательном процессе;
— выявление наиболее сберегающих адаптивных технологий обучения и воспитания.

Содержательный и сопутствующий контроль проводятся параллельно и, пересекаясь, в результате дают объемную картину.

Вариант технологии планирования контроля в ДОУ

1. Педагог заполняет «Личностный паспорт».
2. Согласовывает свой план с методистом.
3. Методист собирает и систематизирует личностные паспорта, планы контроля всех педагогов.
4. Методист составляет технологическую карту контроля.
5. Заведующая утверждает план контроля.
6. Администрация определяет план инспектирования, то есть проверок, административного и индивидуального контроля.
7. Составляется сводная карта внутрисадовского контроля.
8. Сводная карта утверждается заведующей ДОУ.

Опираясь на данный алгоритм контроля планирования, включающего в себя личностные задачи каждого педагога, администрация создает условия неформального участия каждого педагога в управлении.

Основные формы организации внутрисадовского контроля

Административный контроль: контроль за текущей деятельностью педагогов, то есть посещение группы, через тематические проверки, контрольные срезы администрации.
Предполагается, что педагог, включенный в этот вид контроля, совершенствует методику профессионального мастерства, организацию, планирование, анализ педагогической деятельности с помощью администрации, стремится к повышению профессионального мастерства и достижению стабильных результатов в педагогической деятельности.

Взаимоконтроль: диалоговая форма работы на основе взаимодоверия. Педагог при этом формирует навык самоанализа деятельности, обладает достаточным профессиональным уровнем в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, имеет хорошие результаты в воспитании детей.

Индивидуальный контроль: предполагает организацию педагогической помощи по индивидуальной программе, разрабатываемой старшим воспитателем совместно с педагогом.

Самоконтроль: высшая форма профессионализма педагога, работающего в режиме самосовершенствования. При этом подразумевается, что педагог обладает развитыми навыками самоанализа, высоким уровнем системного самообразования, имеет стабильные результаты эффективного обучения и воспитания, активно участвует в методической работе ДОУ, делится профессиональным опытом с коллегами.

Алгоритм организации контроля в доу № 213

Алгоритм подготовки административного контроля:

1. Педагог определяет свои затруднения в педагогической деятельности со старшим воспитателем.
2. Представляет на утверждение тематические планы работы с детьми.
3. Согласовывает с администрацией план-график контроля.

Алгоритм подготовки взаимоконтроля:

1. Педагог выбирает наставника или напарника, временное творческое объединение для совместной деятельности по взаимоанализу.
2. Эти коллеги составляют план-график взаимоконтроля, определяют сроки, цели (проблему, поиск путей ее решения).
3. Выбирают направление методической работы.

Алгоритм осуществления контроля в режиме индивидуальной помощи:

1. Диагностика проблем.
2. Совместный поиск причин и способов разрешения проблем.
3. Планирование совместной деятельности педагога и старшего воспитателя, направленной на решение проблемы.
4. Активная деятельность педагога, направленная на решение поставленной задачи, с опорой на консультативную деятельность старшего воспитателя.
5. Анализ результатов совместной деятельности педагога и старшего воспитателя и обсуждение полученных результатов.

Принципиальное отличие педагогической деятельности в режиме индивидуальной поддержки от авторитарных методов управления работой воспитателя заключается в том, что проблема обозначается и в целом решается самим педагогом при опосредованном участии старшего воспитателя.
Чтобы оказать педагогу необходимую поддержку, старшему воспитателю необходимо знать основы психологии личности и верить в успех каждого члена педагогического коллектива. Это позволит ему быть тактичным в своих действиях.

Алгоритм подготовки и осуществления самоконтроля:

1. Педагог предоставляет старшему воспитателю график своих открытых просмотров.
2. Определяет и указывает в «Личностном паспорте» направление методической работы, сроки, формы подведения итогов.

Педагоги, выходящие на самоконтроль и взаимоконтроль, получают право:

— экспериментировать с учебными программами;
— руководить проблемными семинарами;
— участвовать в работе научно-методического совета (аналитического);
— иметь приоритет при аттестации на уровне профессиональной категории;
— получать персональные надбавки к заработной плате.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самоанализа педагогической деятельности

Педагог ___________________________________________________________

Дата

Чем удовлетворена

Что в следующий раз сделаю по-другому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностный паспорт

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

Должность __________________________________________________________________

Аттестация __________________________________________________________________

Квалификация _______________________________________________________________

Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимоконтроль,
административный, индивидуальный).

______________________________________________________________________________

Ваши трудности в педагогической деятельности _________________________________

_____________________________________________________________________________

Чья помощь Вам нужна? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности? __________

_____________________________________________________________________________

Направление Вашей методической работы: ________________________________________

______________________________________________________________________________

Укажите темы открытых просмотров педагогического процесса: ________________________

_______________________________________________________________________________

Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса,
которые Вы хотели бы посетить у коллег:

____________________________________________________________________________

Планы будущего года: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Принять участие ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Провести ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Изучить _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Рейтинг@Mail.ru