Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Как рисовать нитью?

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.
Изображение нитью, или изонить, — так называется этот вид деятельности. Достоинство его в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где «разгуляться». В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, декоративное панно и даже оформить элементы одежды.
Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные нитки — швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.

Для занятий потребуются:

1) картон, бархат, бумага;
2) нитки: ирис, мулине, швейные;
3) игольницы с иголками;
4) линейка;
5) простой карандаш;
6) циркуль. (Хотя в учебных пособиях советуют для прокалывания отверстий пользоваться шилом, но я считаю, что это для детей дошкольного возраста небезопасно. Поэтому на занятиях мы пользуемся циркулем.)

Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми, а со стороны педагога — тактичности и непринужденности.
В процессе занятий дети познакомятся с основными геометрическими понятиями; научатся ориентироваться на листе бумаги, потренируются в развитии чертежных навыков.
Результат работы в технике «изонить» завораживает детей красотой. А где красота — там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Прежде чем заняться с детьми изонитью, воспитателю сначала нужно самому освоить основные элементы работы в этой технике — научиться заполнять нитью угол, окружность, составлять из элементов узоры и композиции, следуя принципу «от простого к сложному». По тому же принципу следует проводить занятия с детьми.
На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити я заранее готовила для детей иголки с нитками и сама делала разметку будущего рисунка на картоне.
Для быстроты вдевания нитки в иголку можно пользоваться нитковдевателем.
Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение. Поэтому следует с самого начала учить детей заполнять фигуры одной нитью.
В качестве вспомогательного материала детям лучше предлагать бусины: в отверстия более мелкого бисера игла не всегда проходит свободно, поэтому этот процесс трудоемкий. Исключение составляют те случаи, когда дети сами настаивают на использовании этого материала.
Я не рекомендую предлагать дошкольникам в качестве фона ткань: лучше ограничиться работой на картоне. На ткани невозможно разметить отверстия для «шагов» иглы, и для детей дошкольного возраста нитяная графика на ткани может оказаться сложной. В результате может снизиться интерес к выполняемой работе, что очень нежелательно.

Как работать безопасно

Кружковое занятие по нитяной графике

Тема: Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).

Цель: Познакомить детей с техникой безопасности в работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью.

Оборудование: ножницы, игла, циркуль, линейка, карандаш, иллюстрации, сундучок.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Волшебный сундучок».
Правила в этой игре такие: я загадываю вам загадку. Если вы правильно ее отгадаете, я достаю из сундучка соответствующий инструмент, которым мы будем пользоваться на занятии, и рассказываю, какие правила нужно выполнять, чтобы с этим инструментом не поссориться.

Загадки об иголке

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.

Конь стальной — хвост льняной.
На всем теле — только одно ухо.

Бежит свинка — золотая щетинка.
Носочек стальной, а хвостик льняной.

Правила пользования иглой

1. Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.
2. Нельзя ронять иглу на пол.
3. Передавать друг другу только тупым концом вперед.
4. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.
5. Нитку нельзя откусывать зубами.

Загадки о ножницах

Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.

Смотрите, мы раскрыли пасть —
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.

Правила пользования ножницами

1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.

Загадка о карандаше

Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
По листу пройдет-коснется,
Там след остается.

Правила пользования карандашом

1. Карандашом мы отмечаем те точки, которые в дальнейшем будем прокалывать.
2. Карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.

Загадка о линейке

Кто я, если прямота
Главная моя черта?

(В.Берестов)

Правила пользования линейкой

C помощью линейки мы будем учиться проводить линии.

Загадка о циркуле

Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

(В.Берестов)

Правила пользования циркулем

Это особый инструмент. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

Нарисуем нитью угол

Кружковое занятие по нитяной графике

Тема: заполнение нитью угла.

Цели: познакомить детей с выполнением одного из основных элементов изонити — заполнением угла; закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.

Оборудование: демонстрационный материал; инструменты для работы в технике «изонить»; на листах картона, на которых предстоит работать детям, начерчен угол, размечены точки для вышивания (каждая точка пронумерована).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться выполнять один из основных элементов изонити — заполнение угла. Посмотрите на ваши картонки. На них начерчен угол. На сторонах угла вы видите проколотые дырочки-точки. Около каждой точки стоит цифра. Обратите внимание, в каком порядке пронумерованы точки. (Педагог показывает на демонстрационном материале порядок нумерации точек.) Возьмите, пожалуйста, иголку с ниткой, и приступим к работе. Воткнем иголку в точку под № 1 на одной стороне угла (показ). Теперь находим точку № 1 на другой стороне угла, воткнем иглу в эту точку с лицевой стороны, выводим иголку на изнаночную сторону картонки. Теперь находим точку № 2 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. Воткнем иглу в эту точку. Далее проводим иголку в точку № 2 на другой стороне угла — с лицевой стороны на изнаночную. Теперь находим точку № 3 рядом с той точкой, откуда вытянули нить. (По мере выполнения детьми задания помогаю тем, кто затрудняется.) Все закончили? Проверьте, как работают Шарик и Мурка. Кто из них начинает работу правильно? (Педагог показывает детям картинки с изображением вышивающих Шарика и Мурки.) Молодцы! Вы хорошо усвоили выполнение основного приема изонити — заполнение угла.

ИЗНАНОЧНАЯ СТОРОНА РАБОТЫ

После окончания работы изнаночная сторона выглядит так:

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА РАБОТЫ

Нарисуем нитью окружность

Занятие по нитяной графике

Тема: заполнение окружности.

Цели: познакомить детей с выполнением одного из элементов изонити — заполнением окружности «на три»; закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.

Оборудование: игла, ножницы, нитки, картон. На раздаточных картонках начерчена окружность, разделенная на 12 секторов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами научимся заполнять нитью окружность. Это один из основных элементов изонити.
На изнаночной стороне ваших картонок начерчена окружность. На окружности двенадцать отверстий. Воткните в одно отверстие иглу с изнаночной стороны. Протяните через нее нитку. Теперь на лицевой стороне отсчитайте три отверстия против часовой стрелки и воткните иглу в третье отверстие. Протяните через нее нитку на изнаночную сторону. С изнаночной стороны на лицевую воткните иглу в то отверстие, которое находится рядом с предыдущим отверстием, но по часовой стрелке. Этот ход будем называть «ход назад».

Далее опять отсчитываем три отверстия, опять воткнем иглу в третье отверстие, выведем ее на изнаночную сторону. Сделаем шаг назад. (По мере объяснения педагог демонстрирует нужные «ходы» на демонстрационном материале.)

Заполнение окружности «на три»

 

Окружность «на семь» выполняется аналогично

Изнаночная сторона работы

Надежда КУКЛИНА,
детский сад № 54,
г. Йошкар-Ола

Публикация статьи произведена при поддержке портала «Работа – есть!». Портал предлагает соискателям бесплатно размещение резюме, подписку на рассылку вакансий, а работодателям размещение неограниченного числа предложений о работе. Если вас интересует работа в Донецке или другом регионе, вы можете сделать выборку базы по нужному региону или специальности. Портал так же предлагает VIP-услуги, позволяющие повысить эффективность поиска работы или сотрудников.

Рейтинг@Mail.ru