Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Мастерство воспитателя

Совет педагогов — семинар-практикум

Задание 1. Анкета для педагогов

Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Возможные вопросы:

1. Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).

2. Опишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.

3. Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.

4. Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

5. Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.

6. Напишите сетку занятий группы, в которой Вы работаете.

7. Перечислите художественные произведения и стихотворения на тему осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.

8. Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.

9. Перечислите задачи 2001/2002 учебного года, над которыми работает коллектив.

10. Напишите названия тех учреждений науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

11. Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ, и его основные цели и задачи.

После этого педагоги делятся на команды. В дальнейшем за каждый правильный ответ команда получает фишку.

Задание 2. Психологический кроссворд

Схему кроссворда заранее рисуют на доске. Ведущий задает вопросы, и та команда, которая дала правильный ответ, получает фишку. Кроссворд можно взять из любой книги по психологии.

Задание 3. «Закончите стихотворение»

От каждой команды выходит по одному педагогу, и каждый получает карточку с отрывком из известного стихотворения, которое необходимо завершить (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин «Береза» и т.п.).

Задание 4. «Проверь себя»

От каждой команды выходит по одному участнику. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Воспитатель должен решить пример, несмотря на «звуковые помехи»: в это время ведущий читает вслух какое-либо произведение, потом звучит детская песня (магнитофон).

Задание 5. «Угадайте, кто читатель?»

Каждая команда получает карточки, в которых написаны названия и авторы 3—4 произведений. В течение одной минуты команда должна решить, к какой возрастной группе они относятся.

Задание 6. Дружеский шарж

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов команды соперников. Если соперники узнают коллегу, они выигрывают и получают фишку.

Задание 7. Художественное чтение

От каждой команды выходит по одному участнику, которые получают задание прочитать вслух, используя выразительные средства речи, предлагаемые прозаические отрывки (например, из рассказа Н.Носова «Живая шляпа» и т.п.).

Желательно, чтобы в конкурсе принимали участие те педагоги, которые обычно не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.

Задание 8. «Кто автор?»

Ведущий поочередно показывает командам репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе. За 30 секунд нужно назвать автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Задание 9. Кроссворд по изобразительному искусству

Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить:

1. Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. (Орнамент)

2. Общее название произведений искусства, выполненных красками. (Живопись)

3. Тип иллюстраций на страницах старинных книг. (Миниатюра)

4. Белорусский художник, иллюстратор детских книг. (Савич)

5. Древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна. (Аппликация)

6. Название линии, передающей внешние очертания человека, животного, предмета. (Контур)

7. Скульптурное изображение человека по грудь в мраморе, бронзе, дереве. (Бюст)

8. Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания. (Панно)

9. Вид краски для рисования. (Гуашь)

Задание 10. «Вспомним стихи»

Каждый член команды должен прочитать любое стихотворение, потешку, скороговорку, изучаемые в той возрастной группе, в которой он работает.

Задание 11. «Молодец!»

Неэмоциональным воспитателям каждой
команды дается задание:

1) произнести слово «Молодец!»:

— тихо,
— громко,
— нежно,
— удивленно,
— иронично,
— восторженно,
— влюбленно;

2) произнести фразу «Ребята, приготовьтесь к занятию!»:

— тихо,
— громко,
— нежно,
— требовательно,
— таинственно.

Задание 12. Составление перспективных планов

В начале семинара каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:

— составить краткий перспективный план по разделу «Культура быта» базисной программы «Истоки»;
— составить краткий перспективный план по разделу «Формирование элементарных историко-географических представлений» базисной программы «Истоки».

Задание 13. Обучающие психолого-педагогические ситуации

Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает его и высказывает свою точку зрения. Изложить свое мнение имеют право все педагоги команды.

1) Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации?

2) У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Можно ли что-то сделать в этой ситуации?

Задание 14. «Снимаем фильм»

Каждой команде предлагается «снять и показать» короткометражный фильм из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Жюри оглашает итоги всех конкурсов, подсчитывает фишки и объявляет результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д.

Такой Совет педагогов проходит на высоком эмоциональном уровне. Администрация же, подводя итоги, сразу видит те проблемы, над которыми необходимо работать. Так, например, в нашем детском саду педагоги практически не знали отчеств техперсонала (только имена), затруднились они и при ответах на другие вопросы. Некоторые молодые педагоги молчали во время обсуждения психолого-педагогических ситуаций — значит, им срочно нужна поддержка.

При этом совершенно неожиданно очень эмоциональными и умеющими аргументированно отстоять свою точку зрения оказались те педагоги, которые до этого времени ничем не выделялись.

Инна БЕРЕЖНАЯ,
зам. заведующей по ВМР,
Ольга ПАСТЮК,
заведующая ЦРР — д/с № 13 г. Магаданам

 

Рейтинг@Mail.ru