Гнездо для малыша
Говоря о развивающей среде для
детей, мы обычно имеем в виду игрушки, игры,
уголки для рисования и познавательных занятий.
Но при этом часто забываем, что само пространство
двора или помещения может стимулировать или
тормозить развитие ребенка.
Психологи не раз отмечали, что дети
предпочитают трехмерные пространства — такие,
где можно двигаться не только вперед—назад—в
стороны, но и вверх-вниз. Это, с одной стороны,
значительно обогащает набор движений, которые
при таких перемещениях использует ребенок, и
работает на развитие его ловкости и координации
движений. С другой стороны, трехмерное
пространство стимулирует детскую игровую и
фантазийную жизнь.
Замечено, что дети очень любят играть
«наверху», например, на втором этаже двухэтажной
кровати. Известные педагоги Никитины
обустраивали у себя во дворе специальное
«гнездо» — крытую площадку для игр среди ветвей
толстого дерева, куда надо было забираться по
канату, по лесенке или просто по ветвям. В
«гнезде» дети любили играть, беседовать «по
душам» и просто отдыхать. «Небесное» положение
площадки в буквальном смысле приподнимало их над
обыденным миром, выносило в другую,
располагающую к фантазированию реальность и
рождало чувство безопасности: «Здесь меня никто
не достанет!»
Видимо, последнее сродни чувству
кошки, которая всегда стремится усесться
где-нибудь повыше — занять «господствующее»
положение на местности, откуда можно обозревать
окрестности и оставаться недосягаемой для
врагов.
Поколение, выросшее в коммуналках,
может поделиться опытом организации трехмерного
пространства, рожденного далеко не
педагогическими идеями, но странным образом
обогатившее жизнь детей.
Одна замечательная женщина-педагог
рассказывала, что больше всего любила в детстве
играть на шкафу: «Обычно я смотрела на окружающих
снизу вверх, так как была очень маленького роста.
А здесь — все волшебным образом изменялось.
Теперь я смотрела на мир сверху вниз. И мне очень
легко было представлять себя повелительницей
мира, любить и жалеть людей».
Другой человек, ныне известный
художник, в юности, живя в коммунальной комнате,
вынужден был совмещать занятия живописью не
только с благородной работой дворника, но и с
воспитанием троих маленьких детей. Чтобы иметь
возможность дома писать картины, он построил в
комнате нечто вроде балкона, тянувшегося
практически по всему периметру помещения. На
балконе была организована «детская» (благо,
позволяли высокие потолки). А внизу жили, писали
картины и принимали гостей взрослые.
Однако подобные эксперименты имели
место лишь в домашнем быту или ставились в рамках
семейной педагогики, как, например, у Никитиных.
Каково же было наше удивление, когда
выяснилось, что замечательные идеи трехмерной
организации пространства для игр можно
реализовать и в детском саду!
Именно такой находкой явились для нас
фотографии балкончиков для активизации
двигательной активности малышей, присланные на
конкурс педагогами из детского сада № 60
«Крепышок» (г. Ставрополь).
Возможно, идеи ставропольских коллег
станут для наших читателей толчком для
реализации интереснейших и до сих пор невиданных
проектов обустройства внутреннего интерьера
групп.
А мы с нетерпением будем ждать новых
идей и решений в этом направлении.
Редакция |