Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2002

ВКЛАДКА

С.ЛЕЛЮХ, Т.СИДОРЧУК
Самара — Ульяновск, 2002 г.

Рисунки Владимира Семеренко

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК

Введение

При подготовке ребенка к школе достаточно часто используется такой вид речевой работы, как составление рассказа по серии картинок, связанных единым содержанием. В качестве примера можно привести работу с четырьмя-пятью картинками под общим названием «Девочка играет с куклой», когда ребенок должен самостоятельно выстроить логическую цепочку действий девочки по отношению к кукле:

Картинка 1. Девочка одевает куклу после сна.

Картинка 2. Девочка гуляет с куклой.

Картинка 3. Девочка купает куклу.

Картинка 4. Девочка вытирает куклу полотенцем.

Работа педагога при этом чаще всего сводится к созданию условий для свободной манипуляции картинками, когда дети все время передвигают картинки с места на место по случайному принципу. Предлагаемая же нами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, на наш взгляд, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии.

Мы выделяем следующие этапы работы воспитателя:

1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.

2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя — адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.

3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок.

Организация работы с серией картинок

Нами было экспериментально установлено, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).

В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).

События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.

В возрасте 5—7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. Оформлять их можно и в виде комиксов. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям.

При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка. Например, в серии «Сажаем фруктовый сад» на всех четырех картинках изображены мальчик и девочка одного и того же возраста и в одинаковой одежде: на первой картинке они копают ямку, на второй — сажают саженец, на третьей — рассматривают большое выросшее дерево, на четвертой — собирают со взрослого дерева яблоки. Ошибка здесь заключается в том, что реально с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет и дети при этом должны внешне измениться, т.е. вырасти.

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе. В исключительных случаях можно использовать серию картинок на основе литературного произведения, не известного детям.

Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой (2—4 ребенка) характер. Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе. Дети с проблемами в развитии нуждаются в индивидуальном подходе.

Желательно проводить работу с серией картинок в утренние или вечерние часы, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение одной подгруппы, не должно превышать для детей до 4 лет 5—6 минут, до 5 лет — 10 минут. Дети старшего дошкольного возраста могут быть заняты этой деятельностью около 15 минут, в зависимости от интереса.

Очень важно сформировать у детей мотив к этой деятельности. Примеры такой мотивации:

— для детей 2-й младшей группы — порадоваться картинкам, положенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния — пропеть песенку с картинками, произнести рифмованный текст или порадовать кого-то результатом);

— для детей 4—5 лет мотивом может служить помощь какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках);

— детям 5—7 лет важен мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; мотив подготовки к школе или игра в «Сыщиков»).

Этап 1.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работа с реальными ситуациями

Во время общения с детьми воспитатель задает им вопрос: «Что мы сейчас делаем (делаешь)?» Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает:

— Что вы делали до этого?
— Открыли кран с водой.
— Что вы будете делать после того, когда намылите руки?
— Будем смывать руки под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
— Зачем мы все это делали?
— Чтобы руки были чистые перед едой.

Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.

Работа с литературными произведениями

После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Например, по сказке «Красная Шапочка»:

Кадр 1. Мама с дочкой разговаривают. Мама держит корзиночку.

Кадр 2. Красная Шапочка идет по лесу.

Кадр 3. Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.

Обсуждение последовательности действий идет с помощью вопросов:

— Кто изображен на этой картинке?
— Что он делает?
— Какая цель этого действия?
Например:

Кадр 1. На картинке изображены мама и дочка. Мама просит дочку отнести гостинец бабушке. Ее цель — уговорить дочку сделать это. Изображена Красная Шапочка, которая внимательно слушает маму и забирает корзиночку из ее рук. Цель Красной Шапочки — выполнить просьбу мамы.

Кадр 2. Здесь изображена Красная Шапочка, которая идет по лесной дорожке и несет корзиночку в руках. Ее цель — доставить гостинец бабушке.

Кадр 3. На картинке изображен Волк, который спрашивает Красную Шапочку о том, куда она идет. Его цель — узнать, где находится домик бабушки. Здесь изображена Красная Шапочка, которая говорит Волку, куда она идет. Ее цель — выполнить просьбу Волка.

Основная задача педагога: упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию.

Этап 2.

СИСТЕМА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК

Прежде чем приступать к занятиям, необходимо создать у детей мотив деятельности. При этом не рекомендуется давать ребенку задания в такой форме: «Сейчас надо (ты должен) разложить картинки в нужной последовательности» или «Мы вместе разложим картинки как правильно», поскольку такие фразы не стимулируют интерес ребенка к предлагаемому виду деятельности. Лучше предложить ему поиграть.

Шаг 1

Цели:

— научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию;
— развивать умение видеть серию картинок в целом;
— развивать у ребенка умение соблюдать правила игры.

Игровое действие

Дать в руки ребенку серию картинок и предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо. После этого ребенок должен убрать руки за спину или сложить их на коленях и до шестого шага больше не прикасаться к картинкам.

Методические рекомендации

Воспитатель должен обеспечить плоскость (вертикальную или горизонтальную), на которой производится раскладывание серии.
Упражнение должно быть динамичным. Не стоит долго задерживать ребенка на этом этапе, позволяя ему строить догадки о том, в какой последовательности должны располагаться картинки.
Следует также держать игровое ограничение — ребенок больше не должен трогать картинки руками.

Шаг 2

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках.

Игровое действие

Поиск сквозных героев и предметов, которые изображены на всех картинках.

Методические рекомендации

Воспитатель на этом этапе помогает детям не упускать из внимания общие объекты, пусть даже уходящие на второй план.

К примеру, детям предложена серия картинок, на которых две кошки, пытаясь поймать воробья на пеньке, сталкиваются между собой (сюжет из четырех кадров). На последнем кадре улетающий воробей едва виден. Воспитатель предлагает детям еще и еще раз всмотреться в картинку, побуждая их обратить внимание на объект, перемещенный на второй план.

Шаг 3

Цель: научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках.

Игровое действие

Предложить детям, глядя на картинки, определить место, в котором происходят действия.

Методические рекомендации

Воспитателю следует подбирать серию картинок сначала с общим местом действия (например, в серии «Кошки, пытающиеся поймать воробья» общее место действия — полянка у пенька). При этом дети должны подбирать слова, характеризующие конкретное место вокруг какого-либо ориентира.

Со временем подбираются серии картинок со сменой места действия (в серии картинок «Мальчик, мама, щенок и разбитая чашка» два места действия — двор, в который выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).

Этот шаг также необходимо проводить динамично. Не обязательно последовательно слева направо перечислять места, изображенные на картинках, но все изображенные места должны быть обобщены и названы. Например: «Все происходит во дворе и в доме».

Шаг 4

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках, перечислять их и обобщать.

Игровое действие

Определение времени года или частей суток.

Методические рекомендации

Воспитатель подбирает серию картинок с явно отмеченным временем года или частью суток (например, серия «Воробей и кошки» — светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей: «Это день и это лето».

Затем детям предлагаются серии картинок, где идет смена частей суток или времен года (серия «Выращиваем помидоры»).

При этом не обязательно последовательно перечислять время происходящего на каждой из картинок, но время изображаемых событий должно быть обобщено и названо. Например: «Все происходит в утреннее и вечернее время — значит, в течение дня».

Рекомендуется, при необходимости, провести игровые упражнения, которые напомнят детям последовательность времен года и частей суток.

Шаг 5

Цели: научить ребенка выделять сквозных героев на конкретной картинке, определять их действия и строить гипотезы о цели этих действий.

Игровое действие

Дети последовательно отвечают на вопросы по каждой картинке (начиная с крайней левой): кто изображен, что он делает и зачем это делается (объект — действие — цель действия). Данная цепочка вопросов относится ко всем сквозным героям.

Методические рекомендации

Для обеспечения динамичности в игре воспитатель пододвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой. Пока не выяснена цель действий героев на первой картинке, не начинается обсуждение последующей.

Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса:

— Кто?
— Что делает?
— Зачем делает?

Шаг 6

Цель: учить детей выстраивать последовательность действий (начиная с любой картинки, выбранной самим ребенком).

Игровое действие

Ребенку предлагается взять любую понравившуюся ему картинку и положить ее на какое-либо место, затем вспомнить название действия объекта и его цель и поиграть в игру «Что было раньше — что будет позже»: поочередно добавляя картинки слева и справа, выстроить логический ряд.

Методические рекомендации

Воспитатель и другие дети выступают в роли контролеров правильности расположения логического ряда. Если ребенок вначале нарушает логическую последовательность, воспитатель не останавливает его, а предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и вставить их между теми или иными «кадрами» (до или после). Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют промежуточные действия оставшимися картинками.

Пример.

Работа с серией картинок «Девочка играет с куклой» предполагает такую последовательность расположения:

Картинка 1. Девочка одевает куклу после сна.

Картинка 2. Девочка гуляет с куклой.

Картинка 3. Девочка купает куклу.

Картинка 4. Девочка вытирает куклу полотенцем.

Из перепутанного ряда ребенок выбирает картинку 3 за основу, ставит справа картинку 4, затем кладет картинку 1 слева от 3 и оставшуюся картинку 2 самостоятельно ставит между 1 и 3. Такая последовательность действий ребенка считается верно выполненным заданием.

Возможные ошибки детей и уточняющие вопросы воспитателя

Если нарушена логика временных связей, воспитатель предлагает ребенку вспомнить последовательность частей суток или времен года.

Если нарушена логика, связанная с местом развертывания событий, воспитатель обращает внимание ребенка на место происходящего: «В каком месте происходит последующее действие?»

Если ошибка связана с изменением признаков объекта, то воспитатель предлагает предположить, в результате чего это произошло, и установить верную причинно-следственную связь.

Пример: ребенок положил первой картинку, на которой изображен мальчик и разбросанные рядом с ним осколки, а потом — картинку, на которой мальчик вытирает чашку. Возможные вопросы к ребенку: «Что это за осколки? Какого они цвета? Чем могли быть раньше? В результате чего могли возникнуть?» Например: была чашка целая — стала разбитая (признак целостности). Предположение: чашка выпала из рук мальчика. Значит, сначала должен идти тот «кадр», на котором чашка целая, а потом тот, где она разбита.

В случае, если ребенок быстро и последовательно выкладывает серию картинок, воспитатель может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность, то есть поменять картинки местами. Задача воспитателя — формировать умение доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов.

Шаг 7

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Игровое действие

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую схему:

Однажды (указание времени года, части суток)

в таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящего в первом кадре)

такой-то герой (указание на сквозного героя, героев на первом кадре)

делал (делали) то-то с такой-то целью.

Потом этот же герой (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);

и далее по количеству картинок.

В результате получилось то-то (обобщение),

поэтому можно сказать, что данный герой (герои) — такой-то.

Придумать название получившемуся рассказу.

Методические рекомендации

Воспитатель предлагает рассматривать игровое действие как работу «следователя», «сыщика» или «кинорежиссера». При этом целесообразно в большей степени уделять внимание в рассказе ребенка причинно-следственным связям, а не заострять внимание на образных характеристиках.

Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках, то есть не стимулировать рассказывание воображаемой истории.

Шаг 8

Цель: научить ребенка выделять мыслительные действия, необходимые для составления верной логической последовательности серии картинок.

Игровое действие

Предложить детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполнялись.

Методические рекомендации

Работа возможна с 4,5—5-летнего возраста. Сначала воспитатель вместе с детьми вспоминает этапы работы, потом дети самостоятельно восстанавливают правила работы с серией картинок:

— сначала слева направо выкладываются в ряд сложенные в произвольной последовательности картинки,
— находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),
— определяются места действий,
— обозначается время действий,
— поочередно на каждой картинке определяются объект — действие — цель действия,
— потом «снимается фильм», то есть выкладывается логическая последовательность «кадров»,
— в заключение кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).

Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное «озвучивание». Другие дети при этом выступают в роли зрителей.

Этап 3.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Игровые упражнения

«Играем в учителя»

Предложить ребенку, уже прошедшему обучение, научить кого-либо (лучше всего взрослого) складывать картинки. Задача воспитателя — контролировать последовательность процедур.

Вначале ребенок может использовать знакомую ему серию картинок. Затем следует усложнить задание, предложив ему неизвестную серию. При этом времени на предварительное обдумывание последовательности не дается, то есть ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картинок и учит кого-либо этому.

Помощники

Предложить детям схематически нарисовать этапы работы с серией картинок. «Шаги» алгоритма могут быть обозначены любыми знаками или буквами. Полученные схемы должны помочь детям из соседней группы научиться раскладывать картинки.

Рекомендации: воспитатель не должен обращать особое внимание на то, как именно ребенок обозначил конкретный шаг, главное — чтобы он назвал его и объяснил, что надо при этом делать.

Загадочные истории в подарок друзьям

Предложить детям самостоятельно сделать «раскадровку» какого-либо события — например, процесса ухаживания за домашним растением или животным. Предложить детям из соседней группы с помощью «помощников» расшифровать рассказ (верно разложить картинки).

Степень успешности работы на этом этапе зависит от количества и качества проведенных тренингов с сериями картинок.

Результаты можно получить уже в конце средней группы (к 5 годам).

Публикация произведена при поддержке газеты Ульяновска для семейного чтения «Дыхание Земли». Теперь для того чтобы прочесть выпуски газеты Вам не обязательно идти в киоск или магазин. Посетив сайт газеты «Дыхание Земли», Вы сможете прочесть как недавно выпущенные издания, так и номера из архива. Интернет Ульяновск, представленный на страницах сайта газеты, позволит узнать о самых важных и интересных событиях культурной, политической и общественной жизни города и ульяновской области. Если Вас интересуют статьи определенной направленности, то рубрикатор газеты позволит сразу найти материалы нужной тематики. Посетить сайт газеты «Дыхание Земли» можно по адресу по адресу http://www.dyhanie.ru/

Рейтинг@Mail.ru