«Этнопедагогика.
Проблемы современности»
«Проблема отношения к «другому» — к
человеку, к людям вне своей культуры — древняя,
как само человечество. При сравнении уровня
развития различных культур мы почти
автоматически становимся на позицию западной
цивилизации, ставящей во главу угла критерий
развитости технических средств.
А если бы критерием служила степень способности
возобладать над наиболее враждебной
географической средой?
Кичливая ослепленность своею «развитостью» и
«правильностью» для мира не позволяет увидеть
своеобразие и богатство других культур, другого
человека.
…Между тем вопросы воспитания и этики были
чрезвычайно интересно проработаны и решены у
«малых народов». Девочки воспитывались как
будущие женщины (чья роль весьма значительна в их
обществах), а мальчики, соответственно, как
мужчины. Вместе с трудовыми навыками (рыбалка,
пастьба оленей, навыки охоты, выделка шкур,
приготовление пищи и т.д.) дети постигали
народные традиции, им передавалось духовное
богатство рода. И делалось это не по книгам, а в
самой жизни — в работе, в контакте с природой и
людьми старших поколений. Но, главное, это были
востребованные навыки, живые традиции…»
Из статьи Татьяны Зубковой
Григорий КРУЖКОВ
ЗВЕЗДЫ
У
звезд
вместо рук
лучи,
звезда —
это дальний
друг,
протягивающий
в ночи
друзьям своим
тыщи рук.
Они не могут
согреть,
они не могут
пожать,
лишь могут
во тьме
гореть,
лишь могут
вдали
дрожать.
О чем
говорят они,
когда нам уснуть
невмочь?
О том,
что мы не одни
и в самую темную
ночь.
На вкладке:
методика
формирования этнокультурной компетентности
педагога
|
|