Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2002

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ!

Откуда взялись рюкзачки «Кенгуру»?

История порой совершает невероятные кульбиты. Мы привыкли считать, что лишь «неиндустриальные» народы испытывают влияние более развитых в экономическом плане государств. Оказалось, нет.
Проникновение европейцев в Африку и различные исследования этнологов и психологов о том, как воспитываются дети в различных племенах, привели к ошеломляющим открытиям. Оказалось, например, что в первые полтора года жизни ребенок из племени, проживающего в Уганде, опережает по темпам развития своего «цивилизованного» сверстника. Так трехмесячный малыш может несколько минут оставаться в сидячем положении без опоры, шестимесячный встает при помощи опоры, а в девять месяцев начинает ходить и лепетать.
Ученые пытались дать объяснение этому явлению и выдвинули несколько версий.
Согласно одной из них причина раннего развития детей Уганды усматривается в полном и горячем эмоциональном приятии новорожденного и в удовлетворении его нужд по первым проявлениям признаков недовольства чем бы то ни было. В первые месяцы малыш вообще не разлучается с матерью, которая всегда носит его с собой и кормит при малейшем хныканье. Чуть подросшего ребенка постоянно ласкают и нянчат на коленях, гладят, щекочут, поют ему песенки. К «балованию» ребенка подключены все бабушки, братья и сестры, а также другие жены отца. А потому количество любовных эмоциональных стимулов, считают исследователи, значительно превышает то, что считается нормальным в нашей культуре.
К сожалению, «райская» жизнь угандийского младенца кончается с рождением следующего ребенка. Отношение окружающих к нему резко меняется. И уже к двум годам он теряет свое опережение.
По другой версии считается, что причина ускоренного развития детей в некоторых африканских племенах кроется не столько в эмоциональном отношении матери, сколько в физическом контакте с нею. Африканская мать постоянно носит своего ребенка на спине. Поэтому малыш, с одной стороны, должен часто поворачивать головку, чтобы дышать, и шевелиться, чтобы удерживать равновесие (в постельке этого не требуется). С другой стороны, количество получаемых им сенсорных впечатлений значительно превышает то, что получает его «лежачий» европейский или американский сверстник. А потому его сенсорное развитие тоже ускоряется.
Проанализировав полученные результаты, педагоги и психологи индустриального мира бросились исправлять сложившуюся ситуацию: придумали специальные рюкзачки, которые позволяли бы «цивилизованной» матери носить малыша на спине или на животе: пусть тоже вертит головой и смотрит на мир из «вертикального» положения. (По исследованиям психологов и физиологов, вертикальное положение позволяет получить зрительные впечатления совершенно иного качества, чем горизонтальное.) Правда, рюкзачки почему-то получили название австралийского животного. Что-то помешало их создателям настаивать на связи своего промышленного продукта с африканскими «педагогическими подходами». Ну да ладно. И в Австралии есть аборигены.
А к режиму кормления молодые мамы сейчас стараются относиться все больше «по-угандийски»: просит малыш кушать, значит, проголодался. Метод воспитания строгого доктора Спока сейчас не в моде. Зато «диалог культур» — налицо.

Ирина ОСИНА

 

Рейтинг@Mail.ru