Откуда взялись
рюкзачки «Кенгуру»?
История
порой совершает невероятные кульбиты. Мы
привыкли считать, что лишь «неиндустриальные»
народы испытывают влияние более развитых в
экономическом плане государств. Оказалось, нет.
Проникновение европейцев в Африку и различные
исследования этнологов и психологов о том, как
воспитываются дети в различных племенах, привели
к ошеломляющим открытиям. Оказалось, например,
что в первые полтора года жизни ребенок из
племени, проживающего в Уганде, опережает по
темпам развития своего «цивилизованного»
сверстника. Так трехмесячный малыш может
несколько минут оставаться в сидячем положении
без опоры, шестимесячный встает при помощи опоры,
а в девять месяцев начинает ходить и лепетать.
Ученые пытались дать объяснение этому явлению и
выдвинули несколько версий.
Согласно одной из них причина раннего развития
детей Уганды усматривается в полном и горячем
эмоциональном приятии новорожденного и в
удовлетворении его нужд по первым проявлениям
признаков недовольства чем бы то ни было. В
первые месяцы малыш вообще не разлучается с
матерью, которая всегда носит его с собой и
кормит при малейшем хныканье. Чуть подросшего
ребенка постоянно ласкают и нянчат на коленях,
гладят, щекочут, поют ему песенки. К «балованию»
ребенка подключены все бабушки, братья и сестры,
а также другие жены отца. А потому количество
любовных эмоциональных стимулов, считают
исследователи, значительно превышает то, что
считается нормальным в нашей культуре.
К сожалению, «райская» жизнь угандийского
младенца кончается с рождением следующего
ребенка. Отношение окружающих к нему резко
меняется. И уже к двум годам он теряет свое
опережение.
По другой версии считается, что причина
ускоренного развития детей в некоторых
африканских племенах кроется не столько в
эмоциональном отношении матери, сколько в
физическом контакте с нею. Африканская мать
постоянно носит своего ребенка на спине. Поэтому
малыш, с одной стороны, должен часто поворачивать
головку, чтобы дышать, и шевелиться, чтобы
удерживать равновесие (в постельке этого не
требуется). С другой стороны, количество
получаемых им сенсорных впечатлений значительно
превышает то, что получает его «лежачий»
европейский или американский сверстник. А потому
его сенсорное развитие тоже ускоряется.
Проанализировав полученные результаты, педагоги
и психологи индустриального мира бросились
исправлять сложившуюся ситуацию: придумали
специальные рюкзачки, которые позволяли бы
«цивилизованной» матери носить малыша на спине
или на животе: пусть тоже вертит головой и
смотрит на мир из «вертикального» положения. (По
исследованиям психологов и физиологов,
вертикальное положение позволяет получить
зрительные впечатления совершенно иного
качества, чем горизонтальное.) Правда, рюкзачки
почему-то получили название австралийского
животного. Что-то помешало их создателям
настаивать на связи своего промышленного
продукта с африканскими «педагогическими
подходами». Ну да ладно. И в Австралии есть
аборигены.
А к режиму кормления молодые мамы сейчас
стараются относиться все больше «по-угандийски»:
просит малыш кушать, значит, проголодался. Метод
воспитания строгого доктора Спока сейчас не в
моде. Зато «диалог культур» — налицо.
Ирина ОСИНА
|