Заглянем в прошлое
планеты!
С точки зрения психологов,
дети не умеют мыслить исторически. Историческое
мышление (при благополучных обстоятельствах)
начинает развиваться у ребенка после 9 лет. То
есть тогда же, когда он овладевает логическим
мышлением.
Тем не менее дети очень любят рассказы о жизни
первобытных людей. Скорее всего в их
представлении эти истории соотносятся с
волшебными и приключенческими сказками. Ведь в
«похождениях» первобытных людей так силен
отсвет мифа и магии, силу которых дети прекрасно
знают. (На уровне бессознательного, конечно.)
А потому рассказывать им о буднях и подвигах
первобытных охотников небесполезно. В более
старшем возрасте эти рассказы, будучи
соотнесенными с новой, уже более систематической
информацией, отзовутся новым эхом, сделают новое
знакомым, или лучше сказать узнаваемым, и потому
— «своим».
Важно только, чтобы первые встречи с
«историческим прошлым» запомнились детям как
нечто интересное и увлекательное.
Педагоги детского сада «Тугутчаан» («Олененок»)
села Таймылыр Республики Саха работают по
программе «Детство». Программа включает раздел,
предполагающий знакомство детей с прошлым нашей
планеты.
Этот раздел был творчески переработан
северянами и дополнен региональным компонентом,
получив название «Северное сияние». Ведь именно
в Якутии ученые обнаружили следы древнейших
стоянок первобытного человека — охотника за
мамонтами. Поэтому педагоги сочли возможным
соединить историческую информацию с
этнографической, связав сведения о древних людях
со сведениями о традиционных занятиях и обычаях
первобытных охотников Севера.
Серия занятий с детьми называется «Заглянем в
прошлое планеты».
Ее итогом и апогеем является игра-драматизация
«Охота на медведя». К игре долго готовятся.
Дети рассматривают картинки с изображением
стоянок и сцен охоты древних людей, узнают о
распределении функций между мужчинами и
женщинами в древних племенах, об их традиционных
занятиях. Женщина — хранительница очага и
жилища. Мужчина — добытчик, охотник.
Детям рассказывают сказки, легенды и
истории о вымерших животных, в первую очередь о
мамонтах, останки которых до сих пор
обнаруживают на территории Якутии.
Они пробуют рисовать животных, на
которых охотились в те времена, и узнают о
наскальных изображениях зверей, обнаруженных
учеными в разных частях света.
Для игры необходимы костюмы. Частично
в изготовлении костюмов помогут родители. Но и
дети не остаются в стороне: делают себе головные
повязки, шейные украшения, браслеты. Здесь удачно
вплетаются занятия по знакомству детей с
традиционным орнаментом и его символикой. Им
объясняют, что все украшения древних имели
особый смысл: свидетельствовали о доблести
охотника (например, ожерелье из зубов убитых
животных), служили оберегами — защищали от злых
духов, которые могли навлечь на человека болезни
и несчастья.
«Молитва» охотника, или Живые
следы прошлого
Из воспоминаний этнографа
Один ученый (человек современный и
городской) рассказывал, как старый охотник
готовился идти добывать в тайге лося. Сборы в лес
заняли почти сутки, потому что старик сначала
готовил не ружье и не рюкзак с провизией. Он...
играл в игрушки.
Из бересты и прутиков охотник сделал
фигурки: лося-отца с большими рогами,
лосихи-матери, годовалого лосенка и совсем
маленького лосеночка. Смастерил из прутьев
игрушечный лук и стрелы. Взял все это и ушел в
тайгу. На удобной поляне он расставил все
фигурки, стал стрелять в отца-лося и «убил» его.
Забрал и пошел в поселок. А мать-лосиха, годовалый
лосенок и совсем маленький лосеночек так и
остались «пастись» на поляне.
В поселке-стойбище, около своего дома,
старик разложил костер и просидел около него всю
ночь, что-то бормоча и бросая в огонь части
фигурки лося. Что же он говорил огню? «Моя
тайга-хозяйка, помоги мне добыть зверя. Мне не
надо много, всего одного лося-отца. А мать-лосиха
и ее дети пусть ходят в твоих лесах, чтобы не
иссяк лосиный род. Я никогда ничего не брал у тебя
без спросу, никогда не жадничал, всегда слушался
и дарил тебе подарки. И часть этого лося отдам,
если попросишь. Не пожалею. Помоги мне, моя
тайга...»
Из книги Татьяны Зубковой
«Природоведение для всех» (М.: Сфера, 2001) |
И вот — игра. Дети наряжаются в
костюмы первобытных охотников. В игровом
пространстве установлена декорация чума.
У чума — «рассказчик», педагог в традиционном
якутском костюме. (Костюм подчеркивает
особенность разворачивающихся действий и их
связь с традиционными занятиями якутов.)
Мужчины племени готовятся уйти на охоту. На
стоянке у чума они готовят свое охотничье оружие
— копья, луки, стрелы. Наконечники, конечно,
картонные. Но издали копье смотрится как
настоящее.
По древнему обычаю, охоте предшествуют
специальные ритуалы. На поверхность «скалы»
(тоже из картона) углем наносится рисунок
животного. (Для рисования можно использовать
«облагороженный» уголь — сангину.) Имитируется
ритуал охоты.
Женщины исполняют ритуальные танцы-заклинания.
Затем охотники уходят в «лес» — отдаляются от
чума — и выслеживают зверя. Неожиданно из-за
огромного камня появляется пещерный медведь и с
ревом бросается на охотников.
Охотники вступают в схватку с медведем и
побеждают.
Добыча приносится к месту стоянки.
Женщины обрабатывают шкуру (мнут кусочки кожи,
имитируют сшивание). Наконец-то можно обновить
покрытие чума! На поверхность шкур в особо
«ветхих» местах накладываются заплатки.
Самые старые и опытные женщины заняты в это время
разделкой мяса. (Их роль уже выполнили повара
детского сада. А потому сцена разделки медвежьей
туши остается «за кадром».)
Наконец наступает самый интересный момент:
участникам игры раздаются палочки с нанизанными
на них кусочками мяса. Первобытные люди
понарошку жарят их на костре. (Костер, конечно,
«нарисован на куске старого холста», а мясо давно
готово к «поеданию», но в летнее время, уверяют
воспитатели, можно развести костер на улице и
жарить мясо по-настоящему!) Здесь
этнографический рисунок игры несколько
нарушается. Вообще-то полагается и к костру
подходить в определенной последовательности, и
мясо делить не «поровну», и поедать его не вместе.
Но с палочками аппетитно пахнущего мяса в руках
дети как-то сразу начинают чувствовать себя
«здесь и теперь». А потому и у костра хочется
сидеть сразу всем и есть мясо в веселой компании.
Рассказала об игре-драматизации
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Воспитатель подготовительной группы — Тамара
ПОСЕЛЬСКАЯ.
|