Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Заглянем в прошлое планеты!

С точки зрения психологов, дети не умеют мыслить исторически. Историческое мышление (при благополучных обстоятельствах) начинает развиваться у ребенка после 9 лет. То есть тогда же, когда он овладевает логическим мышлением.
Тем не менее дети очень любят рассказы о жизни первобытных людей. Скорее всего в их представлении эти истории соотносятся с волшебными и приключенческими сказками. Ведь в «похождениях» первобытных людей так силен отсвет мифа и магии, силу которых дети прекрасно знают. (На уровне бессознательного, конечно.)
А потому рассказывать им о буднях и подвигах первобытных охотников небесполезно. В более старшем возрасте эти рассказы, будучи соотнесенными с новой, уже более систематической информацией, отзовутся новым эхом, сделают новое знакомым, или лучше сказать узнаваемым, и потому — «своим».
Важно только, чтобы первые встречи с «историческим прошлым» запомнились детям как нечто интересное и увлекательное.
Педагоги детского сада «Тугутчаан» («Олененок») села Таймылыр Республики Саха работают по программе «Детство». Программа включает раздел, предполагающий знакомство детей с прошлым нашей планеты.
Этот раздел был творчески переработан северянами и дополнен региональным компонентом, получив название «Северное сияние». Ведь именно в Якутии ученые обнаружили следы древнейших стоянок первобытного человека — охотника за мамонтами. Поэтому педагоги сочли возможным соединить историческую информацию с этнографической, связав сведения о древних людях со сведениями о традиционных занятиях и обычаях первобытных охотников Севера.
Серия занятий с детьми называется «Заглянем в прошлое планеты».
Ее итогом и апогеем является игра-драматизация «Охота на медведя». К игре долго готовятся.
Дети рассматривают картинки с изображением стоянок и сцен охоты древних людей, узнают о распределении функций между мужчинами и женщинами в древних племенах, об их традиционных занятиях. Женщина — хранительница очага и жилища. Мужчина — добытчик, охотник.

Детям рассказывают сказки, легенды и истории о вымерших животных, в первую очередь о мамонтах, останки которых до сих пор обнаруживают на территории Якутии.

Они пробуют рисовать животных, на которых охотились в те времена, и узнают о наскальных изображениях зверей, обнаруженных учеными в разных частях света.

Для игры необходимы костюмы. Частично в изготовлении костюмов помогут родители. Но и дети не остаются в стороне: делают себе головные повязки, шейные украшения, браслеты. Здесь удачно вплетаются занятия по знакомству детей с традиционным орнаментом и его символикой. Им объясняют, что все украшения древних имели особый смысл: свидетельствовали о доблести охотника (например, ожерелье из зубов убитых животных), служили оберегами — защищали от злых духов, которые могли навлечь на человека болезни и несчастья.

«Молитва» охотника, или Живые следы прошлого

Из воспоминаний этнографа

Один ученый (человек современный и городской) рассказывал, как старый охотник готовился идти добывать в тайге лося. Сборы в лес заняли почти сутки, потому что старик сначала готовил не ружье и не рюкзак с провизией. Он... играл в игрушки.

Из бересты и прутиков охотник сделал фигурки: лося-отца с большими рогами, лосихи-матери, годовалого лосенка и совсем маленького лосеночка. Смастерил из прутьев игрушечный лук и стрелы. Взял все это и ушел в тайгу. На удобной поляне он расставил все фигурки, стал стрелять в отца-лося и «убил» его. Забрал и пошел в поселок. А мать-лосиха, годовалый лосенок и совсем маленький лосеночек так и остались «пастись» на поляне.

В поселке-стойбище, около своего дома, старик разложил костер и просидел около него всю ночь, что-то бормоча и бросая в огонь части фигурки лося. Что же он говорил огню? «Моя тайга-хозяйка, помоги мне добыть зверя. Мне не надо много, всего одного лося-отца. А мать-лосиха и ее дети пусть ходят в твоих лесах, чтобы не иссяк лосиный род. Я никогда ничего не брал у тебя без спросу, никогда не жадничал, всегда слушался и дарил тебе подарки. И часть этого лося отдам, если попросишь. Не пожалею. Помоги мне, моя тайга...»

Из книги Татьяны Зубковой «Природоведение для всех» (М.: Сфера, 2001)

И вот — игра. Дети наряжаются в костюмы первобытных охотников. В игровом пространстве установлена декорация чума.
У чума — «рассказчик», педагог в традиционном якутском костюме. (Костюм подчеркивает особенность разворачивающихся действий и их связь с традиционными занятиями якутов.)
Мужчины племени готовятся уйти на охоту. На стоянке у чума они готовят свое охотничье оружие — копья, луки, стрелы. Наконечники, конечно, картонные. Но издали копье смотрится как настоящее.
По древнему обычаю, охоте предшествуют специальные ритуалы. На поверхность «скалы» (тоже из картона) углем наносится рисунок животного. (Для рисования можно использовать «облагороженный» уголь — сангину.) Имитируется ритуал охоты.
Женщины исполняют ритуальные танцы-заклинания.
Затем охотники уходят в «лес» — отдаляются от чума — и выслеживают зверя. Неожиданно из-за огромного камня появляется пещерный медведь и с ревом бросается на охотников.
Охотники вступают в схватку с медведем и побеждают.
Добыча приносится к месту стоянки.
Женщины обрабатывают шкуру (мнут кусочки кожи, имитируют сшивание). Наконец-то можно обновить покрытие чума! На поверхность шкур в особо «ветхих» местах накладываются заплатки.
Самые старые и опытные женщины заняты в это время разделкой мяса. (Их роль уже выполнили повара детского сада. А потому сцена разделки медвежьей туши остается «за кадром».)
Наконец наступает самый интересный момент: участникам игры раздаются палочки с нанизанными на них кусочками мяса. Первобытные люди понарошку жарят их на костре. (Костер, конечно, «нарисован на куске старого холста», а мясо давно готово к «поеданию», но в летнее время, уверяют воспитатели, можно развести костер на улице и жарить мясо по-настоящему!) Здесь этнографический рисунок игры несколько нарушается. Вообще-то полагается и к костру подходить в определенной последовательности, и мясо делить не «поровну», и поедать его не вместе. Но с палочками аппетитно пахнущего мяса в руках дети как-то сразу начинают чувствовать себя «здесь и теперь». А потому и у костра хочется сидеть сразу всем и есть мясо в веселой компании.

Рассказала об игре-драматизации Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Воспитатель подготовительной группы — Тамара ПОСЕЛЬСКАЯ.

 

Рейтинг@Mail.ru