Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2002

ИГРОТЕКА

«Марома моя, Маромушка»

В городе Рубцовске Алтайского края на базе детского сада № 7 «Ярославна» создана эстетическая площадка педагогического колледжа. Педагоги и студенты работают по программе «Овсень», разработанной творческим коллективом Рубцовского педагогического колледжа. Работа по ней ведется с детьми с 1993 года.
В основу методики положены игра, проживание образов и театрализация учебно-воспитательного процесса.
Например, дети младшей группы не просто разучивают колыбельные песни, а поют их кукле, качая люльку или колыбель в горнице.
Разыгрывая сценки из жизни, дети старшей группы приобщаются к песенному творчеству. Например, поют пестушку для малыша-куклы «Идет коза рогатая» на любой мотив, конструируя его из тех интонаций, которые уже есть в его активе.
Созданию игрового фона способствует предметная среда: специально оборудованные в детском саду горница, улица, театр кукол на вениках, тряпичные куклы, ведущими из которых являются домовенок Кузя и Петрушка, и многое другое.
Все занятия и праздники проходят только в форме игры, что способствует активному восприятию окружающего мира, нравственному воспитанию, развитию музыкально-эстетических и творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка.
Предлагаемые игры адаптированы к дошкольному возрасту и являются музыкально-дидактическими (используемое оборудование — куклы на вениках).

Игра «Голосянка»

(для детей 6—7 лет)

Цели:

— развитие восприятия, яркости цветовых образов в народном искусстве и выразительности в передаче действий в сочетании со словом;
— обогащение разговорной речи традиционными оборотами;
— знакомство с народными играми;
— развитие песенного творчества, навыка удержания дыхания во время пения, звуковысотного и тембрового слуха.

ХОД ИГРЫ

Мальчики и девочки выстраиваются в две линии напротив друг друга.
В группе мальчиков выбирается запевала, который может звонко и смело петь (мелодия избирается ребенком произвольно). Запевала начинает:

А ну, давайте-ка, ребяты,
А затяните голосы,
А кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы!

Все остальные мальчики подхватывают окончания фраз и тянут их вместе с запевалой. Звук первой фразы тянется всеми как можно дольше.
Девочки в это время стараются рассмешить мальчиков. Кто из них засмеется первым, тот проиграл.

«Наказание» — поцеловать куклу Бабу Ягу.

Примечание

Это старинная русская народная игра, которая использовалась молодежью на вечеринках, гуляниях, особенно в весенне-летний период, когда все выходили гулять на улицу.

Игра «Марома»

(для детей 5—7 лет)

Примечание

Программа «Овсень» рассчитана на трехлетний период обучения. Тема третьего года — «Моя малая Родина» — основана на фольклорном материале местного региона (Алтай, Сибирь). Предлагаемая игра бытовала ранее на Алтае и близка известной повсюду игре «Кострома». Игра весеннего — «обманного» периода, когда все в природе еще неустойчиво. Образ «Маромы» — это образ Весны-Шутихи.

Цели:

— учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог;
— развивать умение обыгрывать персонажи народных преданий с помощью жестов, мимики, пластики, выразительной интонации;
— приобщение к истокам русской культуры местного региона.

ХОД ИГРЫ

Все встают в круг, а Марома — в центр и выполняет действия по тексту.

Дети поют:

Марома моя, Маромушка,
Развеселая головушка,
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки — горячи пироги.

После пропевания идет диалог с Маромой:

— Здравствуй, Марома!
— Здоровенька!
— Что делаешь?
— Куделю пряду!
— Ну пряди.

Игровой припев повторяется, а затем продолжается диалог, в котором меняются лишь ответы Маромы:

— Куделю пряду...
— Тесто мешу...
— Пироги пеку...
— Полы подметаю... — и т.д.

В конце игры Марома говорит:

— «Заболела», а затем «Померла».

Заканчивается игра вопросом детей:

— А что ж разговариваешь?
— Да по вредности, по привычке.

А.АГЫЗКОВА,
руководитель эстетической площадки, д/с № 7

 

Рейтинг@Mail.ru