Кунсткамера — первый
российский музей
Открытие первого отечественного музея
связано с именем самого любопытного и
деятельного царя в российской истории — Петра I.
Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой
царь впервые побывал в так называемых
«кунсткамерах» — «кабинетах диковинок».
Эти кабинеты напоминали лавки, где
торговали всякой всячиной: старинные монеты
соседствовали здесь со скелетами зверей и
чучелами птиц, а древние книги на непонятных
языках уютно располагались вокруг склянок с
заспиртованными уродцами.
Петра, увлеченного естественными и
техническими науками, эти чудеса заинтересовали
невероятно. Он, не жалея денег, скупает
понравившиеся ему редкостные вещи и отправляет в
Россию. Петровская коллекция включала книги,
инструменты, оружие, природные диковинки. Они и
стали экспонатами первого русского музея под
названием «Кунсткамера», что в переводе с
немецкого означает «кабинет диковинок».
Кунсткамера была основана в период
между 1704 и 1718 годами. В это время Петр издает указ
«О приносе родившихся уродцев, а также найденных
необыкновенных вещей». Утаивание уродцев
почиталось за государственное преступление и
наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил
пополнить государеву коллекцию, награждали
приличной денежной суммой. Акции изъятия существ
странного вида у граждан российского
государства проводилось в рамках так называемой
«тератологии», или науки о монстрах. Тератология
почиталась не только забавою, но и деятельностью
весьма полезною, так как позволяла показать, что
уроды появляются на свет по причинам
естественным, без всякого вмешательства дьявола.
Монстры всех видов и мастей поступали
в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые,
так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми,
препарировали и готовили из них препараты. Царь с
энтузиазмом принимал в этом участие: он был
неплохим патологоанатомом и увлекался
анатомией. (Живые так и существовали при музее до
своей естественной смерти.)
Некоторые из экспонатов петровского
времени сохранились до сегодняшнего дня:
например, двухголовый теленок и огромный скелет
француза по имени Буржуа.
Петр увидел Буржуа, рост которого был 2
метра 27 см, на ярмарке в городе Кале, нанял его к
себе на службу и привез в Россию. (Мода XVIII века
предписывала европейским государям держать при
дворе карликов и великанов: первых — для забавы,
вторых — для охраны.)
Буржуа ездил на запятках царской
кареты в течение семи лет, а потом взял да и умер.
Петр не мог упустить возможность превратить
бывшего лакея в один из бесценных препаратов
Кунсткамеры: труп препарировали, кости выварили
и скрепили в скелет, который и по сей день
поражает посетителей своими размерами. Правда,
музейные работники обновили бывшему французу
череп. То, что служило истинным хранилищем его
интеллекта, сгорело при пожаре музея в 1747 году.
Легенда повествует, что пристрастное
отношение царя к уродцам послужило причиной
выбора места для закладки здания, выстроенного
специально под музей. Как-то, гуляя по болотам в
ту пору еще пустынного Васильевского острова,
Петр наткнулся на сосну, в ствол которой
полукругом, напоминающим дужку замка, вросла
ветка. «Вот так дерево-монстр!» — воскликнул
царь, тут же приказал срубить сосну «на память», а
на том месте, где она росла, заложить новое здание
под Кунсткамеру.
С 1727 года музей открыли для
посетителей. Петр всячески поощрял
любознательных граждан: денег за посещение с них
не брать, а напротив — «приучать и угощать».
Сохранились документы, согласно которым
посетителям в Кунсткамере предлагали «кофе и
цукерброды», кормили закусками и поили
венгерским вином — все за государев счет.
Встречал публику так называемый
«суббиблиотекарь», который сопровождал
посетителей из комнаты в комнату, все показывал,
объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того
времени отмечали, что Кунсткамера никогда не
пустовала: в ней всегда было «множество... разного
звания народу».
Коллекции Кунсткамеры постоянно
пополнялись вещами, собранными русскими
путешественниками во время их экспедиций во все
стороны света. В начале 40-х годов ХIХ века на базе
Кунсткамеры в Петербурге создаются 8
академических музеев, ведущих активную научную
работу и получающих самостоятельные здания.
История музейного дела в России развивается
семимильными шагами.
Но и по сей день монументальное здание
Кунсткамеры — первого российского музея,
построенного Петром на Стрелке Васильевского
острова, — остается одним из немногих хорошо
сохранившихся памятников русского зодчества
первой четверти XVIII века и поражает наше
воображение.
|