Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2002

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Кунсткамера — первый российский музей

Открытие первого отечественного музея связано с именем самого любопытного и деятельного царя в российской истории — Петра I.
Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой царь впервые побывал в так называемых «кунсткамерах» — «кабинетах диковинок».

Эти кабинеты напоминали лавки, где торговали всякой всячиной: старинные монеты соседствовали здесь со скелетами зверей и чучелами птиц, а древние книги на непонятных языках уютно располагались вокруг склянок с заспиртованными уродцами.

Петра, увлеченного естественными и техническими науками, эти чудеса заинтересовали невероятно. Он, не жалея денег, скупает понравившиеся ему редкостные вещи и отправляет в Россию. Петровская коллекция включала книги, инструменты, оружие, природные диковинки. Они и стали экспонатами первого русского музея под названием «Кунсткамера», что в переводе с немецкого означает «кабинет диковинок».

Кунсткамера была основана в период между 1704 и 1718 годами. В это время Петр издает указ «О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей». Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Акции изъятия существ странного вида у граждан российского государства проводилось в рамках так называемой «тератологии», или науки о монстрах. Тератология почиталась не только забавою, но и деятельностью весьма полезною, так как позволяла показать, что уроды появляются на свет по причинам естественным, без всякого вмешательства дьявола.

Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. (Живые так и существовали при музее до своей естественной смерти.)

Некоторые из экспонатов петровского времени сохранились до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа.

Петр увидел Буржуа, рост которого был 2 метра 27 см, на ярмарке в городе Кале, нанял его к себе на службу и привез в Россию. (Мода XVIII века предписывала европейским государям держать при дворе карликов и великанов: первых — для забавы, вторых — для охраны.)

Буржуа ездил на запятках царской кареты в течение семи лет, а потом взял да и умер. Петр не мог упустить возможность превратить бывшего лакея в один из бесценных препаратов Кунсткамеры: труп препарировали, кости выварили и скрепили в скелет, который и по сей день поражает посетителей своими размерами. Правда, музейные работники обновили бывшему французу череп. То, что служило истинным хранилищем его интеллекта, сгорело при пожаре музея в 1747 году.

Легенда повествует, что пристрастное отношение царя к уродцам послужило причиной выбора места для закладки здания, выстроенного специально под музей. Как-то, гуляя по болотам в ту пору еще пустынного Васильевского острова, Петр наткнулся на сосну, в ствол которой полукругом, напоминающим дужку замка, вросла ветка. «Вот так дерево-монстр!» — воскликнул царь, тут же приказал срубить сосну «на память», а на том месте, где она росла, заложить новое здание под Кунсткамеру.

С 1727 года музей открыли для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — «приучать и угощать». Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали «кофе и цукерброды», кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый «суббиблиотекарь», который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того времени отмечали, что Кунсткамера никогда не пустовала: в ней всегда было «множество... разного звания народу».

Коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света. В начале 40-х годов ХIХ века на базе Кунсткамеры в Петербурге создаются 8 академических музеев, ведущих активную научную работу и получающих самостоятельные здания. История музейного дела в России развивается семимильными шагами.

Но и по сей день монументальное здание Кунсткамеры — первого российского музея, построенного Петром на Стрелке Васильевского острова, — остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века и поражает наше воображение.

 

Рейтинг@Mail.ru