Рисуем... воздухом
На глазах у детей изготовляется
кукла-свертка — она станет для них проводником в
игру. Затем нужно выяснить, что известно детям о
свадьбе, зачем ее играют («играть свадьбу» — не
случайное выражение), кто в ней участвует.
Далее педагог рассказывает:
«Свадьба — это очень сложный обряд. В
ней много действий, песен, игр. Все они не
придумывались каждый раз заново, а передавались
из поколения в поколение. Дочку выдавали замуж
так же, как когда-то ее собственную маму и
бабушку. Чтобы стать участником свадьбы, надо
было многому научиться заранее.
Играли свадьбу несколько дней. А до
свадьбы происходило еще много разных событий, в
которых участвовали жених, невеста, их родители,
друзья и подруги. Как же это происходило? Об этом
мы узнаем на следующих занятиях».
В конце занятия педагог предлагает
детям разучить хороводную игру, в которую раньше
играли на свадьбах или во время других
праздников.
Для следующих занятий делаются еще
куклы — по количеству персонажей, участвующих в
сценках настольного театра. Особенность
куклы-невесты — длинные волосы (например, из
шерстяных ниток), которые можно заплетать в косу
и расплетать.
Я работаю в детском саду
педагогом-психологом, и мне очень помогают
статьи, напечатанные в вашей газете. На
коррекционных занятиях я использую
эмоционально-символический метод (превращение
символов или образов фантазии в осязаемые факты
с помощью рисования), и мне очень помогают
нетрадиционные приемы творчества, о которых
рассказывается в вашей газете. Только
нестандартные и нетрадиционные приемы
творчества позволяют каждому ребенку более
полно раскрыть свои чувства и способности. При
использовании этих приемов ребенок учится не
бояться проявлять свою фантазию, так как они не
обращают ребенка к стандарту, не вводят его в
какие-то рамки, что особенно ценно для проблемных
детей. Работа именно с такими детьми —
гиперактивными, которые при рисовании набирают
на кисть излишнее количество краски и воды, —
подсказала мне новый прием рисования с помощью
направленной выдыхаемой струи воздуха. Со
старшими ребятами мы называем его «Рисунок
ветра», а с младшими — «Мой помощник ветерок».
Надо набрать немного больше, чем достаточно,
краски и воды на кисть, поставить каплю или
провести черту и подуть на каплю в желаемом
направлении. И без помощи кисти начинает на
глазах расти трава, веточка, расцветает цветок,
начинается волшебное превращение. Для
застенчивых или ослабленных детей листок бумаги
можно поднести поближе к лицу, чтобы струя
выдыхаемого воздуха была сильнее.
Рисунок Мокрецовой Юли, 6 лет
|
Рисунок Горбаченко Светы, 6 лет
|
Рисунок
Тагильцевой Оли, 6 лет
|
Этот прием можно назвать и
коррекционным: он тренирует навыки
саморегуляции, контроля дыхания и психики,
развивает мышление, фантазию и речь (поскольку
ребенок должен рассказать о том, что нарисовал
ветерок). Приемы при рисовании можно
комбинировать, дорисовывая детали или объекты
кистью.
Людмила САМОХОДКИНА,
детский сад № 13 «Теремок»,
г. Нижний Тагил, пос. Свободный
|