Комната открытий
своими руками
Среди обилия заданий и игр, разработанных
педагогами Тимирязевского музея для «Комнаты
открытий», есть и такие, которые под силу
изготовить и педагогам дошкольных учреждений —
было бы желание!
Предлагаем нашим читателям познакомиться с их
подробным описанием.
«Черный ящик»
Полый внутри ящик имеет форму
трапеции, для того чтобы к ребенку были
развернуты сразу три его стороны. Две боковые
грани имеют отверстия-окошечки, закрытые черными
шторками. Шторки легко раздвигаются. С
внутренней стороны ящика к окошечкам
прикреплены полочки с бортиками, на которых
лежат различные «таинственные» предметы: муляжи
фруктов и овощей, шишки, мячики, ракушки и т.п.
Напротив каждого окошка с наружной стороны
крепятся деревянные (или картонные) ладошки. На
обратной стороне ладошки — картинка с
изображением предмета, лежащего за окошком.
Ребенок просовывает руку в окошко, слегка
раздвигая черные шторки, нащупывает лежащий на
полочке предмет и пытается догадаться, что это
такое. Чтобы проверить полученный ответ, ребенок
снимает ладошку, висящую рядом с окошком, и
смотрит на картинку.
Насекомое или нет?
На планшете укрепляются цветные
металлические пластинки с
подписями-комментариями под ними (для читающих
детей или для детей с родителями) и с сигнальными
картинками (для нечитающих детей).
Над планшетом и по обеим сторонам от
него на длинных прочных веревках подвешены
фигурки животных с магнитиками на брюшках.
Первое задание
Из всего многообразия фигурок ребенок
должен выбрать тех, у которых столько же лапок,
сколько у животного на картинке рядом с синим
квадратом, т.е. шесть. Это насекомые. Те животные,
у которых количество лапок больше шести
(например, паук), насекомыми не являются.
Второе задание
Ребенок должен разместить животных в два
квадрата: в красный — тех, которые опасны для
человека, а в зеленый — всех остальных.
Учись читать следы
На планшете изображены знакомые
ребенку животные: кошка, собака, белка, ежик, овца
— и т.п. От каждого животного тянется следовая
дорожка.
Внизу планшета на крючке подвешены карточки с
изображением контура задней или передней лапки
каждого нарисованного животного.
Нужно, сопоставив следовую дорожку с рисунком
лапы, повесить карточку с изображением лапы на
крючок рядом с ее обладателем.
Сложность заключается в том, что следы на дорожке
и рисунок лапы разного размера. Кроме того, следы,
как и полагается, слегка смазаны.
Какой это плод?
Все плоды, как известно, имеют типовые
названия. С точки зрения ботаника, арбуз и
помидор классифицируются не по принципу «овощи
— фрукты», а по принципу одинаково устроенных
плодов под названием «ягода».
Данная игра и предлагает ребенку освоить новый
принцип классификации плодов.
На планшете укреплены картинки с изображением
плода, под которым написано его название.
Арбуз — это ягода, слива — костянка, мак —
коробочка, айва — яблоко, апельсин — померанец,
лесной орех «фундук» — орех и есть. Каждая
картинка пронумерована.
Под планшетом расположен ящик тоже с
пронумерованными ячейками. А рядом — в корзинке
или в коробочке — набор муляжей различных
плодов. Задача ребенка — правильно разложить
плоды в соответствующие ячейки. Для этого малыш
должен вспомнить, как данный плод устроен внутри,
соотнести его с картинкой и найти нужную ячейку.
У кого какая шерсть?
На планшете изображены животные,
покрытые шерстью. Рядом дано описание шерсти, с
которым нечитающего ребенка должен ознакомить
педагог или родитель.
На маленьких плашках наклеены образцы меха.
Соотнеся описание меха животного с меховыми
кусочками на плашках, ребенок должен найти ему
правильное место на планшете. Плашка с кусочком
шерсти кладется в условное место, надпись на
котором гласит: «Найди мой мех и помести здесь!»
Песец: мех густой, мягкий, длинный,
чаще всего белый, подшерсток густой.
Бурый медведь: мех густой, длинный,
жесткий, темно-коричневого цвета, с густым
подшерстком.
Кролик: мех густой, средней длины,
мягкий, серого или белого цвета.
Лиса: мех густой, длинный, мягкий,
рыжего или черного цвета, с густым подшерстком.
Кабан: мех густой, средней длины,
черный, жесткий.
Лев: мех короткий, густой,
светло-желтый, с негустым подшерстком.
Знаешь ли ты пряности?
Перед ребенком — набор картинок с
изображением пряных растений и набор баночек, в
которых находятся семена, листья или кусочки
корневища этих же растений.
Крышки на баночках имеют легко
открывающиеся щелочки. По внешнему виду
содержимого в баночках и по его запаху надо
определить, части какого растения там хранятся, и
поместить каждую баночку на нужную картинку.
Название растения ребенок может обнаружить на
обратной стороне карточки. Для простоты сверки
ответов можно пронумеровать баночки и нанести
нужные номера рядом с правильными ответами.
кориандр
|
черный перец
|
лавр
|
укроп
|
тмин
|
имбирь
|
Фото Иосифа Фурмана
|