Н.РЫЖОВА,
Г.ЛАРИОНОВА,
А.ДАНЮКОВА
ГОУ — Центр развития ребенка № 2333 г. Москвы
Мини-музеи в детском саду
Рисунки Дмитрия Майстренко
ВВЕДЕНИЕ
Наш детский сад — Центр развития
ребенка № 2333 является городской
экспериментальной площадкой окружного
(Юго-Восточный округ г. Москвы) подчинения и
входит в состав экспериментальной площадки
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В
течение нескольких лет мы разрабатываем и
внедряем различные образовательные технологии.
В частности, успешно используем метод проектов.
Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском
саду».
Почему мы создали мини-музеи. Москва
— город музеев. Однако часто ли наши дети бывают
в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что
большая часть воспитанников детского сада ни
разу не была в музее. Причины самые разные.
Во-первых, мы находимся в типичном «спальном»
районе, удаленном от центра, где размещено
большинство музеев. Во-вторых, многие родители
считают, что дошкольникам еще рано посещать
такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего
зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и
мамам просто не приходит в голову идея такой
экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к
музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет.
Поэтому для начала мы решили создать собственный
«музейный комплекс», включающий мини-музеи в
групповых помещениях, мини-музей природы и
картинную галерею.
Что такое мини-музей. Конечно, в
условиях детского сада невозможно создать
экспозиции, соответствующие требованиям
музейного дела. Поэтому мы назвали их
«мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем
случае отражает и возраст детей, для которых они
предназначены, и размеры экспозиции, и
определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов
развивающей среды — участие в их создании детей
и родителей. Дошкольники чувствуют свою
причастность к мини-музею: они участвуют в
обсуждении его тематики, приносят из дома
экспонаты. Ребята из старших групп проводят
экскурсии для младших, пополняют их своими
рисунками. В настоящих музеях трогать ничего
нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и
нужно! Их можно посещать каждый день, самому
менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и
рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь
пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор,
творец экспозиции. Причем не только он сам, но и
его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый
мини-музей — результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музеев. В любом
детском саду существует проблема свободных
помещений. Для расположения мини-музеев
использовались различные части групповых
комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у
входа в группу и т.п. Одно из требований,
предъявляемых к расположению музеев, было
следующим: каждый из них обязательно должен
вписываться в интерьер помещений. Экспонаты
располагались на полках, стеллажах,
приобретенных или изготовленных родителями,
прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Возраст детей. Содержание,
оформление и назначение мини-музея обязательно
отражали специфику возраста детей данной группы.
Так, например, музей книги появился в
подготовительной группе, а для малышей создали
мини-музей игрушек-забав.
Мини-музеи постоянно пополняются
новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские
работы, выполненные совместно со взрослыми.
Этапы проекта «Мини-музеи в детском
саду». В процессе создания музейного
комплекса сотрудникам детского сада пришлось
попробовать себя и в роли дизайнеров, художников,
и в роли музееведов, историков. Всю работу можно
разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В начале работы коллектив каждой
группы (дети, воспитатели) вместе с родителями
определяли тему и название мини-музея,
разрабатывали его модель, выбирали место для
размещения. Мини-музеи получились разными и по
оформлению, и по содержанию.
Каждый воспитатель на педагогическом
совете защищал собственный подпроект, который
строился по следующей схеме: оформление
(чертеж-схема), описание (оборудование,
экспонаты), название первой ознакомительной
экскурсии, перспективы развития, варианты
участия в его создании детей и родителей.
Методическая служба детского сада
разработала критерии конкурса на лучший
мини-музей, которые были обсуждены с коллективом
после защиты проектов. Родителям было предложено
посетить с детьми разнообразные музеи и
обсудить, что такое музей, для чего он создается,
для чего его посещают люди, и т.п.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)
Взрослые и дети, следуя своим моделям,
создавали мини-музеи в группах. Большую роль в
этом процессе сыграли родители, которые
приносили экспонаты, помогали в оформлении. На
последней стадии этого этапа воспитатели вместе
с детьми разрабатывали содержание экскурсий по
своему музею, причем сами дошкольники
предлагали, что именно они считают нужным
рассказать о своих мини-музеях. Желающие
становились экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ
МИНИ-МУЗЕЙ.
ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музей «Чудо-дерево»
Создан под руководством И.Осиповой.
Расположение. Занимает небольшое
помещение раздевалки и состоит из трех частей.
Содержание и экспонаты. У одной из
стен раздевалки располагаются экспонаты,
отражающие жизнь дерева в природе: объемная
модель растения, связанные с ним животные
(игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных
обитателей и разных деревьев. «Ствол» дерева
сделан из основы-трубы, на которую при продаже
бывает намотан линолеум, и раскрашен в
коричневый цвет. Для закрепления сухих веток в
нем проделаны дырки.
Противоположная стена оформлена в
виде деревянного дома с окошками и резными
ставнями, через которые виден лес (фрагменты
фотообоев). Здесь можно познакомиться с тем, как
человек использует деревья. На полочках
размещены разнообразные деревянные предметы:
игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта,
поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки,
ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь,
корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги
и календари о деревьях, аппликации из сухих
листьев. Здесь же расположены деревянный детский
столик и стульчики — это и экспонаты, и место
отдыха. Стены помещения оклеены обоями «под
дерево». Занавески из деревянных колечек
разделяют помещение на зоны и делают его более
уютным.
Третья часть музея размещена в
раздевалке и занимает две стены. Экспонаты на
одной из них знакомят детей с различными частями
дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины,
дуба, березы, липы) прикреплены к ткани типа
мешковины и помещены под стекло в деревянные
рамки. Получилось и познавательно, и красиво. В
нижней части стены на широкой полоске такой же
ткани прикреплены кусочки коры этих же деревьев.
Они расположены на такой высоте, что к ним может
подойти любой ребенок (часто дети хотят
погладить, понюхать эти экспонаты). Любят
дошкольники нюхать и изделия из можжевельника,
прикрепленные к другой стене. (Его древесина
долго сохраняет неповторимый и полезный аромат.)
На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо
заметными годовыми кольцами, небольшие бревна,
красиво изогнутые корни деревьев, деревянные
вазы с сухими ветками. Вторая стена украшена
сухими букетами и глиняными тарелками с
растительными узорами.
Цели и задачи. Знакомство со
строением и разнообразием деревьев,
взаимосвязями растений и животных, значением
деревьев в жизни людей; необходимость бережного
отношения к природе.
Как используется. Дети играют с
шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках,
рассматривают на них годичные кольца, изучают
книги, вместе с родителями делают поделки из
древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию.
Сухие ветки дерева используются в качестве
календаря природы: весной дети вешают на них
зеленые листья, осенью — желтые и т.п.
Эта группа уже не первый год работает
по экологическому проекту Н.А. Рыжовой «Наше
дерево».
Темы экскурсий: «Деревянные
игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет
дерево», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с
деревьями» — и другие.
Мини-музей «Город мастеров»
Создан под руководством Е.Брыжовой.
Расположение. У входа в группу, в
верхней части стены.
Содержание и экспонаты. Музей
оформлен в виде необычного сказочного города. С
помощью красок на стене созданы фон города,
радуга, облака. Освещает его веселое солнышко
(объемная фигура из ткани). В нижней части
экспозиции размещены тканевый макет Земли и
водоем с рыбками, вырезанный из обоев. В углу
расположена полочка для экспонатов. В разных
местах к стене прикреплены объемные фигурки.
Нижняя часть мини-музея ограничена узкой резной
полочкой, на которой также размещен ряд
экспонатов. Название мини-музея отражает
мастеровитость «обитателей» города и
происхождение экспонатов (отходы, которые мы
часто отправляем в мусорное ведро, в руках пап и
мам превратились в замечательные игрушки).
Управляют городом сапожник, пекарь и парикмахер,
живущие в уютных домиках. Обитатели этого
необычного поселения — человечки из теста —
могут прокатиться на поезде (вагоны сделаны из
жестяных банок из-под кофе, колеса — из катушек),
на лошадке из «киндер-сюрприза» или просто
отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока,
печенья).
Цели и задачи. Знакомство с
проблемой отходов, варианты использования
различного «мусора», развитие воображения, речи,
творчества детей и родителей.
Как используется. Во время
экскурсий дошкольники составляют рассказы о
городе, его истории, особенностях профессий
сапожника, пекаря, парикмахера и других
обитателей. Время от времени родители с детьми
придумывают новых персонажей и меняют облик
города.
Темы экскурсий: «Отходы — в
доходы!», «Что такое город», «Что умеют мастера»,
«Город сказочный и настоящий» — и другие.
Мини-музей «Лучший друг»
Создан под руководством О.Погорелец.
Расположение. На стене у входа в
групповое помещение, экспонаты располагаются в
шкафах и на полках.
Содержание и экспонаты. Название
выбрано не случайно: ребята этой группы победили
в конкурсе «Кроха», выступая с цирковой
программой «дрессированные собаки». Дети и
родители принесли экспонаты, связанные с жизнью
собак: каменные, деревянные, стеклянные,
пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из
ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки,
игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая
пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы,
календари, марки, журналы «Друг», книги,
видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с
соответствующими рисунками, фотографии
собственных собак и рассказы о них. Здесь же
«поселились» собаки, созданные детьми и
родителями.
Как используется. Экскурсии
связаны с рассказами о разных породах собак, об
их происхождении, о разных материалах (сравнение
стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли
собак в жизни человека. На базе музея проводятся
беседы о правильном содержании собак, родители и
дети делятся впечатлениями о своих питомцах,
сочиняют о них рассказы, приносят фотографии,
рисунки, которые оформляются в виде отдельных
передвижных выставок. В музее могут также
проводиться занятия по ознакомлению с
окружающим миром, экологии, развитию речи.
Ниже приводятся примеры сочинений
ребят из «архива» мини-музея.
«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она
очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить
на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У
нее много медалей».
«Мой пес — Тоби. Папа говорит, что он
лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород —
хороших и разных. Мой Тоби — хулиган. Когда он
один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он
любит драться с другими собаками-мальчиками и
играть с собаками-девочками. И очень любит бегать
за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его
любим».
Темы экскурсий: «Наш друг —
собака», «Они такие разные» (породы собак), «Как
появились собаки», «Что любят и чего не любят
собаки» — и другие.
Мини-музей книги
Создан под руководством Г.Миловановой.
Расположение. Занимает угол
спальни, экспонаты размещены на подвесных
полках, сделанных одним из пап.
Содержание и экспонаты. Основная
идея — показать, какими разными бывают книги,
познакомить ребят с их историей. В мини-музее
собраны сохранившиеся в семьях старинные
издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки,
звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по
жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены
произведения о природе. Различаются книги и по
размеру, назначению (обучающие, развивающие), по
возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно
познакомиться с портретами известных писателей:
А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у
дошкольников вызывает часть экспозиции, в
которой представлены «орудия труда» писателей:
от пера до современной авторучки. Юные таланты
при желании могут попробовать написать
собственное стихотворение с помощью гусиного
пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то
писали наши предки и на которой их потомки с
помощью палочки могут написать свои собственные
послания.
Цели и задачи. Знакомство с
историей возникновения книг, воспитание
интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни
человека, о разных писателях, о том, как появилась
и развивалась грамота.
Темы экскурсий: «Старинные книги»,
«Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для
чего нужны книги», «От гусиного пера до
современной авторучки», «Говорящие книги»,
«Книги о природе» — и другие.
Мини-музей «Игрушки-забавы»
Создан под руководством Н.Яшкиной
и Н.Нужиной.
Размещение. На стене в доступном
для малышей игровом уголке, на специально
созданном стенде оригинальной формы. Многие
экспонаты имеют свои картонные домики.
Содержание и экспонаты. Это музей
для детей младшего возраста, поэтому здесь
собраны экспонаты, привлекающие внимание именно
малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие
игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и
неизвестных науке существ). Экспонаты умеют
говорить, производить различные звуки,
двигаться, петь. Некоторые из них заводные,
другие же «включаются» простым нажатием в нужном
месте.
Надо сказать, что и сами воспитатели,
родители и все посетители группы всегда просят
разрешения нажать на кнопочки, подергать за
веревочки, и делают это с большим удовольствием,
с неподдельным интересом наблюдая за движением
игрушек.
Как используется. Основное
назначение мини-музея — развивающее: малыши
учатся играть со сложными игрушками, развиваются
моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание.
Они придумывают свои названия экспонатам, учатся
составлять коротенькие рассказы о них,
знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь
проходят в особой форме: воспитатель сначала
предлагает малышам выполнить какое-то действие,
а затем дает необходимые пояснения. Например,
сначала (методом проб и ошибок) выбираются
игрушки, которые могут пищать, затем те, которые
разговаривают, и т.п.
Мини-музей «Москва — любимый город»
Создан под руководством Р.Кудяковой.
Размещение. На стене спальной
комнаты, экспонаты находятся на полках шкафов.
Содержание и экспонаты. Экспонаты
различаются по типу, но все они так или иначе
связаны со столицей и с районом Марьино, в
котором находится детский сад. Здесь
представлены объемные (бумажные) макеты Москвы, в
частности, храма Христа Спасителя и
древнерусской крепости, созданные детьми с
родителями, новые и старые книги, фотографии,
рисунки, наборы открыток с видами города, снятые
в разное время, календарики, фотоальбомы, вымпелы
с эмблемами Москвы, флаг города, видеокассеты с
записями фильмов о Москве, марки, значки, карты
Москвы и ее районов, настольные игры, памятные
медали. Отдельно выделены экспонаты о районе
Марьино, на картах этого района отмечено
нахождение детского сада, нанесены маршруты
экскурсий, прогулок детей.
Цели и задачи. Знакомство с
историей Москвы, ее интересными местами,
воспитание патриотических чувств, любви к своему
городу; знакомство с особенностями своего
района, его историей, памятными местами,
составление рассказов о Москве, районе Марьино,
создание серии собственных рисунков, сравнение
их с фотографиями, открытками.
На базе этого мини-музея проводилась
экспресс-выставка «Семейные реликвии», для
которой родители принесли различные фарфоровые
сервизы, фигурки, декоративные тарелки и другие
старинные вещи, связанные с историей семей. Дети
с воспитателем и родителями посетили Музей
истории Москвы и сравнили его экспонаты со
своими, внесли предложения по поиску и созданию
новых экспонатов. В некоторых семьях сочинили
стихи и сказки о Марьино, которые также стали
частью экспозиции.
Темы экскурсий: «Москва — любимый
город», «Путешествие по Москве», «Путешествие по
Марьино», «Древняя Москва» — и другие.
Мини-музей «Наша родина — Россия»
Создан под руководством Г.Рябченко,
В.Выборновой.
Расположение. Стена спальной
комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены
на полу.
Содержание и экспонаты. Самые
разнообразные, но так или иначе отражающие
национальные, природные особенности нашей
страны: российский флаг, герб, карты страны и ее
отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы,
значки, гербы городов, входящих в Золотое кольцо
России, фигурки в технике гжель, посуда с
хохломской росписью, книги о том, как жили наши
предки, макеты древних жилищ, куклы в
национальных костюмах, матрешки, колокола
разного размера, включая Царь-колокол.
Цели и задачи. Знакомство с
историей, культурой, природными особенностями
нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство
с народными промыслами, с бытом россиян в разное
время, с историческими и памятными местами;
развитие речи; формирование представлений об
историческом времени, связи со своими предками.
Темы экскурсий: «Мы живем в
России», «Флаг России», «Что такое герб»,
«Гжельская роспись», «Хохломская роспись»,
«Природа нашей страны», «Как жили наши предки»,
«Кто живет в России» (о разных национальностях) —
и другие.
Мини-музей «Театральные куклы»
Создан под руководством В.Жуковой.
Размещение. На стенах и на полу в
спальной комнате. Часть экспонатов висит на
деревянных резных вешалках и легко снимается.
Эти куклы обитают в «солнечном домике», который
обозначен с помощью полосы из обоев (контуры
крыши) и нарисованного солнышка. По обеим
сторонам домика закреплены небольшие полки с
куклами и иллюстрациями из сказок. Другая часть
кукол «живет» в большом напольном деревянном
домике, остальные прикреплены к театральной
ширме. Наиболее крупные размещены в углу на полу.
Все куклы постоянно доступны детям. Есть здесь и
свой передвижной кукольный театр.
Содержание и экспонаты. Куклы
различаются по типу управления (например,
куклы-марионетки, бибабо), по размерам (ростовые и
маленькие). Есть здесь и сказочные герои, и
животные.
Цели и задачи. Приобщение
дошкольников к миру искусства, миру театра.
Развитие моторики, речи, предоставление условий
как для самостоятельной игры, так и для работы в
коллективе (постановка спектаклей), сочинение
сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет
детям объединяться в группы и разыгрывать свои
спектакли.
Темы экскурсий: «Что такое театр»,
«Какими бывают куклы», «Куклы-марионетки»,
«Такие разные куклы» — и другие.
Мини-музей театрального костюма
Создан под руководством Г.Трохиной.
Размещение. В групповой комнате, у
входа. Обозначен на стене постером с
изображением Белоснежки и гномов, театральными
фонариками и теремком. Здесь же размещена
напольная подставка с вешалками, на которых
висят различные костюмы животных, а также
театральные наряды — платья, пелерины, шапки,
короны, юбки, шаровары, шарфы. Их дополняют
украшения, которые можно выбрать в коробке по
своему усмотрению. Результат своего творчества
дети могут оценить, посмотрев на себя в висящее
рядом с мини-музеем зеркало.
Цели и задачи. Как и в предыдущем
случае, дошкольники приобщаются к миру искусства
и театра, узнают о том, как менялись театральные
костюмы, фантазируют, создавая свои модели,
придумывают собственные постановки, учатся
играть в коллективе, выражать себя с помощью
средств искусства.
Темы экскурсий: «Что такое театр»,
«Театр начинается с вешалки», «История
театрального костюма» — и другие.
Картинная галерея
Невзрачный коридор превращен нами в
привлекательную картинную галерею. На стенах
размещены фотографии, репродукции картин с
изображением видов природы. Места для картин
обозначены фрагментами из остатков обоев (ромбы,
квадраты), что помогает зрительно разделить
стену и сделать ее менее монотонной. К каждому
блоку программы «Наш дом — природа» подбирается
свой набор экспонатов. Экспозиция меняется в
зависимости от того, какой блок программы
изучают дошкольники, и от сезона года. Например,
во время изучения блока «Волшебница Вода» на
стенах появляются картины с изображением моря,
рек, озер, заснеженных гор, зимних пейзажей,
фотографии животных, обитающих в водной среде, и
т.п.; во время изучения блока «Песок. Глина. Камни»
— пейзажи пустынь, песчаных побережий, гор,
фотографии горных, пустынных животных, растений.
Чтобы повысить интерес ребят к
картинной галерее, можно организовать ее
торжественное открытие (или, как теперь принято
говорить, презентацию) — с разрезанием ленточки,
с почетными гостями (родителями) и небольшим
фуршетом (чаепитием).
Мини-музей природы
Создан под руководством И.Иванцовой
и Н.Рыжовой.
Размещение. Входит в состав
экологического комплекса детского сада наряду с
экологической комнатой, живым уголком и
лабораторией. Занимает часть экологической
комнаты. Экспонаты размещены на полках
нескольких зеркальных шкафов, которые разделены
на секции.
Содержание и экспонаты. В
мини-музее представлены необычные, редкие
объекты живой и неживой природы, разнообразные
изделия из природного материала. Такими
экспонатами могут быть крупные шишки, семена
редкого в нашей стране растения, причудливо
изогнутые ветки и корни, красивые природные и
искусственные камни, камни с отпечатками древних
растений и животных, старые брошенные гнезда
птиц и насекомых (например, ос), перья. Мини-музей
отличается своеобразием экспонатов. Так,
например, в лаборатории экологического
комплекса собраны разнообразные коллекции
камней, плодов и семян, шишек, песка, глины,
ракушек. В музее же представлены только особые
камни, особые шишки, необычные плоды и т.п.
При формировании музея строго
соблюдалось правило «Не навреди природе!» —
здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет
специально сорванных красивых цветов, листьев и
т.п. Это очень важный воспитательный момент, на
который следует обращать внимание родителей.
Многие из них в порыве энтузиазма предлагают
наловить на даче бабочек и жуков, сделать
гербарий из самых привлекательных, крупных
цветов. Все это наносит непоправимый вред
природе, а главное, формирует у ребенка
потребительский подход к окружающему миру.
Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и
другие насекомые, опавшие цветки и листья могут
рассматриваться в качестве экспонатов, но только
при условии, что дети знают о причине их гибели.
Экспонаты собирались коллективом
детского сада, научным руководителем, детьми с
родителями. В начале и в конце учебного года
педагог-эколог и воспитатели обращались к папам
и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на
окружающий мир и найти что-нибудь интересное для
музея природы. Многие семьи путешествуют и могут
привезти экспонаты, отражающие особенности
природы разных регионов России, разных стран.
Например, бабушка с внучкой привезли с Урала
богатую коллекцию уральских камней, мама с сыном
— огромную шишку из Италии, инструктор по
физкультуре — семена лотоса с Волги, а научный
руководитель — разнообразные камни, включая
известняки с отпечатками животных. Экспонаты
размещены в коробках, на пластиковых тарелках и
снабжены этикетками. В последних указывается
название экспоната, где и кем он собран. Для
родителей и детей очень важно, чтобы возле
принесенных ими материалов стояла их фамилия.
Как используется. Для удобства
работы в мини-музее было составлено описание
каждого экспоната. Все описания собраны в
папке в прозрачных файлах, что позволяет
добавлять информацию, вынимать отдельные тексты
для работы и т.п.
Для описания экспонатов нами
разработана специальная схема. Привлечь к этой
работе можно студентов, проходящих в детском
саду педагогическую практику.
СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКСПОНАТОВ
Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия.
Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности:
например, Урал — горы; страна (если это не Россия);
среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная
(летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно
выделить семейные экспонаты, указав не только
фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название,
особенности: например, листья, цветки, плоды у
растений; цвет, форма у камней; как используется
человеком; проблемы охраны; связи с другими
компонентами природы — например, кто питается
этим растением, животным, из каких растений
сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы «Наш дом —
природа» используется экспонат; на что обратить
внимание при работе с детьми; какие виды
деятельности можно использовать
(экспериментирование, рисование, моделирование).)
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература, в которой могут
почерпнуть дополнительные сведения педагоги;
литература для детей, в которой описывается этот
объект, энциклопедии, справочники, в которых есть
иллюстрации с его изображением и с изображением
мест его обитания и связанных с ним объектов.)
Примеры описания экспонатов
музея природы
Название экспоната. Водяной орех —
чилим (плоды). За особые рожки на плодах его еще
называют «рогульником», «чертовым орехом»,
рогатым орехом, водяным каштаном.
Где собран. Астраханская область,
река Волга.
Кем собран. Инструктором по
плаванию.
Информация о растении. Водяной
орех обитает в немногих южных водоемах нашей
страны, прежде всего в дельте реки Волги. Любит
спокойную, стоячую воду.
Его листья похожи на листья березы,
хорошо плавают. Они не тонут, так как в стеблях, на
которых они держатся, есть воздух. Растение может
образовывать зеленые заросли. Цветки белые, с
четырьмя лепестками. Плод — орех 2—5 см длины, с
загнутыми рожками, похожими на висящий в воде
якорь.
В начале развития орехи очень твердые,
с острыми рогами, и к ним не приближаются ни рыбы,
ни водяные крысы, ни утки. К осени плоды
созревают, становятся более тяжелыми, и растение
отрывается от своего стебелька-каната, плывет по
реке, словно корабль, нагруженный орехами.
Поздней осенью листья и стебель сгнивают, а орехи
падают на дно, прикрепляются к нему своими
рожками. Весной орех прорастает, причем его
корень сначала растет вверх, а затем, изгибаясь,
опускается вниз.
Это редкое, реликтовое, то есть
оставшееся с очень древних времен, растение
(растет на земле более 70 млн. лет). Оно занесено в
Красную книгу России. Это означает, что сбор
растения запрещен. Однако люди издавна
используют это растение, так как его плоды —
орехи необычной формы — очень вкусные и
полезные. Ими питались даже древние люди. Поэтому
водяной орех в некоторых регионах стали
специально разводить. Орехи чилима едят сырыми,
запекают, сушат, варят. Из ореховой муки пекут
оладьи, а из дробленого ореха варят кашу.
Благодаря ему жители некоторых стран Африки, а
также Китая, Индии спасались от голода.
Как использовать в работе с детьми. Блоки
«Волшебница Вода» (тема «Что растет в воде»),
«Воздух-невидимка» (воздух помогает листьям
плавать), «Растения», «Человек и природа» (тема
«Что такое Красная книга»). Обратить внимание на
форму плода. На что он похож? Почему его
сравнивают с якорем? Дать потрогать. Есть ли у
него рожки? Путем экспериментирования выяснить,
умеет ли орех плавать. Обсудить, почему он попал в
Красную книгу, что можно сделать для его
сохранения. Сочинить сказку (рассказ) о том, как
он жил и путешествовал в реке, как попал в музей
детского сада. Рассмотреть иллюстрации чилима.
Сделать зарисовки плодов.
Дополнительная литература. Верзилин
Н. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.
ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ
МИНИ-МУЗЕЙ
На этом этапе дошкольники сами
проводили для ребят из других групп и родителей
ознакомительные экскурсии. Для каждого
мини-музея воспитатели составили визитки, в
которых содержалось краткое описание экспозиции
и приглашение посетить ее. Приветствовались
оригинальность оформления и изложения
материала. Требования конкурса были объявлены в
самом начале работы. Оценивались прежде всего
оформление, содержание и оригинальность
тематики и экспонатов. Была разработана карта
члена жюри, которая ускорила обобщение
результатов. Такие карты были заранее напечатаны
и розданы каждому члену жюри, в состав которого
вошли руководители детского сада и родители.
Члены жюри заранее обсудили критерии оценки,
сравнили свое понимание этих критериев и после
знакомства с экспозициями заполнили «Карты
оценки». Требуемые характеристики оценивались
по пятибалльной системе (каждая — максимум 5
баллов). Особо понравившиеся экспозиции можно
было дополнительно отметить восклицательным
знаком, а свои сомнения по поводу оценки выразить
в виде знака «минус». Эти дополнения учитывались
на заключительном этапе подсчетов. Например,
если две группы набирали одинаковое количество
баллов, жюри обращало внимание на наличие
дополнительных отметок. Кроме того, некоторые
мини-музеи были отмечены по отдельным
«номинациям» — за оригинальность оформления,
активное участие родителей
и т.п. При обобщении материалов сначала
суммировались данные по каждой характеристике,
затем подсчитывалась сумма баллов по всем
критериям для каждого мини-музея. Таким образом,
в карте каждого члена жюри выводилась общая
оценка для каждого мини-музея. И, наконец, для
определения победителей суммировались баллы
всех членов жюри по данному мини-музею. По
результатам подсчетов составлялся «рейтинг»
мини-музеев. Победителями, соответственно, стали
те, кто набрал наибольшее количество баллов по
всем критериям у большинства членов жюри.
Карта оценки мини-музеев в группах
(заполняется каждым членом жюри)
ЧЛЕН ЖЮРИ (подпись) Фамилия, имя,
отчество
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволили
воспитателям сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей. Экспонаты
используются для проведения различных занятий,
для развития речи, воображения, интеллекта,
эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет
мини-музея может подсказать тему для интересного
разговора. Например, вопросы ребят о медали,
выпущенной к юбилею московского трамвая
(мини-музей «Москва — любимый город»), побудили
воспитателя провести цикл занятий об истории
транспорта.
На базе мини-музеев организовывались
кратковременные (часто однодневные) выставки,
которые мы назвали «экспресс-выставками».
Большой интерес у взрослых и детей вызвала
экспозиция «Семейные реликвии» (мини-музей
«Москва — любимый город»). Ее основу составили
различные предметы, отражающие историю разных
семей, причем участие в ее создании приняли не
только родители, но и сами воспитатели. Например,
среди экспонатов оказалось много старинного
фарфора. Выяснилось, что среди прабабушек и
прадедушек было много известных фамилий, дети и
взрослые рассказывали о своих предках.
Дошкольники разных групп знакомились
с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних,
старших и подготовительных группах экскурсии
проводили сами ребята, а в младших обо всем
рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались
в меру своих возможностей обратить внимание
посетителей на те или иные предметы.
Экспонаты музея природы и картинной
галереи постоянно используются
педагогом-экологом, педагогом по
изодеятельности, воспитателями для работы с
детьми по разным блокам программы «Наш дом —
природа», для ознакомления с окружающим миром.
После каждого экологического занятия
дошкольникам предоставляется возможность
самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать
вопросы педагогу.
Главное, мы достигли своей цели: как во
время создания мини-музеев, так и после этого
многие родители посещали с детьми «настоящие»
музеи — Дарвиновский, музей Москвы и другие, о
чем дошкольники потом с удовольствием
рассказывали друг другу и воспитателям.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью
развивающей предметной среды нашего детского
сада.
|