О чем рассказал волшебный фонарь?
Занятие направлено на развитие творческого
воображения и самостоятельного мышления. Одна из
задач — показать детям способ классификации
предметов и явлений при помощи опорных сигналов
в виде карточек-моделей.
Оборудование и материалы:
светильник-ночник «Волшебный фонарь» с
крутящейся насадкой; набор животных (диких и
домашних) из 10 игрушек; кукольный домик Бабы Яги с
окошками; игрушечная Баба Яга, девочка-кукла;
бумажная дорожка с отпечатками больших и
маленьких следов; карточки-модели, обозначающие
место обитания зверей; осенние листья, цветы,
снежные хлопья из бумаги.
Музыкальное сопровождение:
фонограмма с записью булькающей воды, пения птиц,
завывания вьюги; запись песни Филиппенко
«Санки».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, хотите сегодня
поиграть со мной? Как у вас в группе интересно:
как много игрушек, книжек, любопытных вещей! (Обнаруживает
коробку, под которой спрятан фонарь.) А это что
такое?
Дети: Коробка. Она пустая.
Воспитатель: Вы уверены? Надо
посмотреть. (Приподнимает коробку: под ней
горит и вращается фонарь. В это время начинает
звучать музыка и раздается бульканье воды.)
Странно, что это такое? Как вы думаете, что может
так булькать? (Закрывает фонарь.)
Дети: Вода в чайнике или в кастюле,
когда она кипит. Когда что-то тонет, идут
пузырьки. Когда дуешь на воду или молоко из
трубочки. Так может булькать вода, когда по реке
плывет моторная лодка и поднимает волны. Так
может булькать, когда пускаешь пузыри во время
купания. А еще так булькает вода в бочке во время
дождя.
Воспитатель: В какое время года
можно часто слышать бульканье воды? (Весной.) Откуда
оно берется?
Дети: Снег тает и превращается в
водичку. Водичка бежит по камушкам и булькает.
Воспитатель: Действительно, весной
можно часто слышать бульканье воды… Вам не
кажется, что у нас в группе стало немного теплее,
чем раньше? Наверное, все дело в фонаре. Он не
простой, а волшебный и может переносить нас в
разное время года. Попробуем еще раз снять
коробку с фонаря. (Звучит фонограмма пения птиц,
на полу «появляются» бумажные цветы.)
В какое время года мы сейчас попали? Где можно
услышать пение птиц летом?
Дети: В лесу, в саду, на полянке.
Воспитатель: За летом следует
осень. Давайте проверим, так ли это? (Открывает
фонарь, и в это время на противоположной стороне
групповой комнаты на пол летят осенние листья.
Воспитатель предлагает детям собрать листья,
определить, какого они цвета и с какого дерева
они упали. В это время фонарь незаметно
выключают. Слышатся капли дождя.)
Окончилась золотая осень. Льет унылый, серый
дождь. Надо нам побыстрее попасть в другое время
года. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель открывает фонарь. Он не
горит.
Воспитатель: Что случилось с
фонарем? (Дети высказывают свои предположения.)
Ясно, фонарь-то волшебный, выполняет только три
желания. А в четвертый раз… Придется нам все
время жить в осени (произносит с сожалением).
Может, можно что-нибудь придумать?
Дети: Надо сказать какие-нибудь
волшебные слова — как в сказке.
Дети вспоминают волшебные слова из
разных сказок, выбирают какой-нибудь вариант и
хором произносят. Воспитатель незаметно
включает фонарь и поднимает крышку. Фонарь горит.
Воспитатель: Получилось! Теперь мы
знаем тайну волшебного фонаря. (Слышны звуки
вьюги.) Как вы думаете, что принесет нам эта
музыка?
Дети: Такая музыка принесет нам
холод: снег и мороз. Может, будет метель.
Поднимется вьюга…
Воспитатель: Ой, как холодно стало! (Ежится,
будто бы от холода.) Давайте оденемся потеплее.
(Дети изображают, что надевают шапку, шубу,
варежки и т.п.) В какое время года мы попали?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что хорошего в зиме?
Дети: Можно кататься на санках, на
лыжах, на коньках. Любоваться снегом, играть в
сугробах и на льду. Зимой люди встречают Новый
год.
Воспитатель: Что плохого в зиме?
Дети: На улице счень холодно,
морозно. Надо надевать много одежды. Нельзя
гулять без варежек. На улице мерзнут щеки и нос.
Воспитатель: Кому особенно плохо
бывает зимой?
Дети: Птичкам плохо, кушать нечего.
Животным плохо — холодно. Деревьям тоже, у них
ветки ломаются.
Воспитатель: Но мы же можем им всем
помочь! Птичкам надо насыпать корм в кормушки,
около деревьев подкопать снег и присыпать им
ствол — чтобы им было теплее. (Появляется
дорожка со следами.) А это что такое?
Дети: Узкая дорожка, тропинка.
Воспитатель: Почему эту снежную
дорожку можно назвать тропинкой?
Дети: По ней ходили, снег топтали.
Это видно по следам. Еще люди делают тропинку
твердой, чтобы не проваливаться. Лопатой снег
сгребают, а потом утаптывают. Вот и получается
тропинка.
Воспитатель: Правильно. А чьи же
это могут быть следы?
Дети: Медведя или волка. Нет,
медведь-то зимой спит. Может, собака? Или человек?
Да, человек с босыми ногами. Вот тут у него пятки.
Может, это Баба Яга?
Воспитатель: Маленькие следы шли
рядом с большими, но почему-то потом исчезли. Куда
они пропали?
Дети: Их снег закрыл. Не знаем.
Воспитатель: Хотите, мы по следам
сейчас пойдем и посмотрим, куда они нас приведут.
Дети ходят по бумажной дорожке с
высоко поднятыми коленями: ведь снег глубокий.
Подходят к домику, который стоит на столе.
Воспитатель предлагает заглянуть в окошко
домика.
Воспитатель: Глядите-ка: тут живет
Баба Яга! Прислушайтесь! Я слышу плач ребенка.
Что-то у них произошло.
Воспитатель сообщает детям, что Баба
Яга нашла в лесу заблудившуюся девочку. Девочка
плачет, а Баба Яга решила ее у себя оставить и
пытается ее успокоить. Чего она только ни делала:
и за волосы дергала, и метлой пугала — ничего
не помогает.
Воспитатель: Дети, давайте поможем
Бабе Яге успокоить девочку. Что можно сделать?
Дети: Надо девочку пожалеть. Можно
по головке погладить. Обнять, крепко прижать к
себе. Конфетку дать или мороженое. Можно песенку
спеть. Но главное — домой отвести.
Воспитатель: Посмотрите, девочка
успокоилась, обрадовалась, хочет домой, к маме.
Вот только Бабу Ягу жалко. Она ведь опять одна
останется, ей скучно будет. Поможем ей найти в
лесу друзей. Посмотрите, сколько животных
собралось вокруг, пока мы говорили! Покажем Бабе
Яге, какие зверушки могут у нее в доме жить, а
каких она в лесу навещать будет.
Игра «Кто где живет?»
На столе расставляются фигурки
животных. У педагога — два набора карточек: на
одних карточках изображен домик (символическое
изображение жилища домашнего животного), на
других — елка (символическое изображение жилища
дикого животного). Дети должны разложить
карточки рядом с фигурками животных.
Воспитатель: Спасибо за помощь. Вы
очень добрые и заботливые дети. Ну а теперь нам
пора домой, а то вьюга заметет все вокруг.
Под фонограмму песни Филиппенко
«Санки» дети имитируют ходьбу по снежной
тропинке домой.
Валентина ДВОРНИКОВА,
воспитатель ДОУ № 5,
пос. Умба Мурманской области |