Карты-схемы к сценариям занятий
Карты-схемы педагоги составляют
одновременно с проектированием сценария. Они
могут быть постоянными и использоваться почти на
каждом занятии или разовыми, для конкретной
образовательной ситуации.
Например, постоянная сказочная карта
по математике (см. Приложение) содержит все
математические единицы, необходимые для
понимания в дошкольном возрасте: представление о
натуральном числе, арифметических действиях,
величине, геометрических фигурах. Проживая
сценарий, дети попадают в город Матемландию, на
улицы Циферия, Фигурная, Временная, Измерения.
Карты-схемы для конкретной образной
ситуации зависят от целей и задач
проектировщика. Они могут быть простыми,
сложными и состоять из знаков-символов, стрелок,
указывающих направление движения. Под простыми
мы понимаем карты-схемы из малого количества
знаков-символов (2—3), отражающие содержание
одного занятия (мироведение, музыка, изо и
другие). Сложные карты-схемы содержат от четырех
и более знаков-символов или наполнены
содержанием интегрированных тематик.
Начиная работу с детьми 5 лет, педагоги сами
предлагают карты и маршруты: обозначают
остановки знаками и направления движения
стрелками. Дети 6 лет уже совместно с
воспитателями составляют маршруты путешествия.
Существенным показателем в работе является
способность детей составлять самостоятельно
карты-схемы в свободное от занятий время, в
игровой деятельности и даже дома. Есть примеры,
когда дети предлагают своим братьям, сестрам,
родителям путешествовать по карте, которую они
составили.
Образец карты (основной) к занятию по
математике
Образец карты к сценарию «Путешествие
по Полярной звезде»
Образец карты к сценарию «Спасатели»
Образец карты к сценарию «Сочинение
сказки “Колобок” на новый лад»
|