РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Продолжение. Начало см. в №
24/2002
Психолого-педагогические и
гигиенические подходы к организации развивающих
занятий для детей 4- и 5-летнего возраста
Методические рекомендации для
педагогов и родителей
Составители: М.В. Антропова, чл.-корр. РАО, проф.,
д. м. н.; Л.М. Кузнецова, к. м. н.; С.А. Рыжова, к. м. н.;
Т.М. Параничева, Н.И. Смирнова, Е.В. Кузнецова, Е.В.
Тюрина.
Москва
2002
Ниже приводятся некоторые
педагогические и организационные рекомендации,
примерный учебный план и расписание развивающих
занятий на дошкольном отделении одной из
московских школ-гимназий (табл. 2—4).
5. Особенности организации занятий
детей дошкольного возраста
Учитывая психологические особенности
детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях
физкультурные минутки, использует игровой
материал, включает игровые ситуации,
направленные на то, чтобы снять напряжение,
переключить внимание детей с одного вида
деятельности на другой.
На занятиях по развитию речи и
ознакомлению с окружающим миром очень важно:
— обогатить словарный запас детей;
— развить наблюдательность и любознательность;
— совершенствовать навыки общения (вежливого и
культурного) со сверстниками и взрослыми;
— развить эстетическое восприятие, понимание
содержания художественных произведений;
— научить логично и последовательно строить
описание, задавать вопросы;
— совершенствовать звуковую культуру речи,
добиваться чистого произношения звуков и слов,
правильной постановки ударения;
— научить отвечать краткими и развернутыми
предложениями;
— обучить правильному согласованию слов в
предложении.
На занятиях по ознакомлению с
окружающим миром особое внимание уделяется
бережному отношению к природе, вещам, созданным
трудом людей, формированию любви к родному
городу.
В процессе развития речи необходимо
использовать книги по раскраске. Раскрашивание
предметов надо проводить штриховкой (частой или
редкой) в заданном направлении: лежащие линии
(горизонтальные), стоящие линии (вертикальные),
наклонные (как «дождик») — это способствует
развитию тонкой координации руки.
Для умственного развития большое
значение имеет формирование элементарных
математических представлений и логического
мышления.
На занятиях по лепке необходимо
развивать умение скатывать пластилин и
круговыми движениями расплющивать, соединять в
виде кольца, защипывать края формы, учить лепить
предметы из нескольких частей, правильно
располагать части. Это способствует, с одной
стороны, формированию тонкой координации
движения кисти руки, с другой —
пространственного воображения.
Очень важно на занятиях по
изобразительному искусству не только развивать
вкус на лучших произведениях искусства, но и
учить сочетанию цветов и оттенков для создания
выразительного образа, закрашивать рисунки
(красками, гуашью, карандашами), ритмично
наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы
контура. Учить правильно передавать в рисунке
расположение частей при изображении сложных
предметов (вверху, внизу, слева, справа),
изображать круглую, овальную, прямоугольную и
треугольную формы. Учить рисовать элементы узора
(мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т.д.).
Все это направлено на развитие
пространственного воображения и мышц кисти руки.
Содержание занятий по физической
культуре направлено на укрепление здоровья
детей, формирование правильной осанки, развитие
и совершенствование двигательных умений и
навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя
движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично
отталкиваться и правильно приземляться в
прыжках, ориентироваться в пространстве.
На музыкально-ритмических занятиях
дети учатся двигаться в соответствии с
характером музыки в умеренном и быстром темпе,
самостоятельно менять движения в соответствии с
двухчастотной и трехчастотной формой музыки.
Выполняют танцевальные движения, такие, как
прямой галоп, пружинка, подскоки, переступание с
носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах,
движение парами по кругу в танцах и хороводах.
Учатся выполнять движения с предметами,
выразительно передавать игровые образы. Им
прививается интерес к музицированию.
К концу учебного года дети на 5-м году
жизни умеют:
— отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного;
— учить наизусть небольшие стихотворения,
потешки;
— считать в пределах 5 (количественный счет);
— отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
— сравнивать две группы предметов, используя
счет (больше, меньше);
— сравнивать пять предметов разной длины,
ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем
порядке по длине, ширине, высоте;
— указывать и называть круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник;
— различать и называть части суток;
— определять направление движений от себя:
направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
— знать правую и левую руки;
— правильно передавать в рисунке форму, строение
предметов;
— изображать в одном рисунке несколько
предметов, располагая их на одной линии, на всем
листе, связывая единым содержанием;
— лазать по гимнастической стенке, не пропуская
реек, перелезать с одного пролета на другой,
ползать разными способами;
— принимать правильное исходное положение в
прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в
длину с места на 70 см;
— ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м;
— принимать правильное исходное положение при
метании, метать предметы разными способами
правой и левой рукой;
— отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд;
— сохранять равновесие на ограниченной площади
опоры;
— ориентироваться в пространстве, находить
левую и правую стороны.
При обучении дошкольников на
подготовительном отделении школы или гимназии
необходимо организовать наблюдение за динамикой
их состояния здоровья. Это можно сделать с
помощью анкетирования родителей, ведения
регистрации пропусков занятий при простудных и
других заболеваниях детей.
Приложение
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
АНКЕТА(для родителей)
Конфиденциальная информация
Ф.И.О.________________________________ Группа__________
Дата __________
Уважаемые родители!
В связи с поступлением вашего ребенка
в дошкольную прогимназию просим ответить на
предлагаемые вопросы. Эти сведения необходимы
для оценки состояния здоровья ребенка,
своевременного врачебного совета, они будут
учтены при индивидуальной организации учебной
деятельности.
Внимательно ознакомьтесь с
содержанием анкеты и постарайтесь максимально
точно ответить на вопросы (да, нет).
1. Бывают ли головные боли
(беспричинные, при волнении, после физической
нагрузки, после школы)? (подчеркнуть)
________________________________________________
2. Бывает ли слезливость?
_________________________________________________
3. Бывают ли слабость, утомляемость (в
школе, дома)? ___________________________
4. Бывают ли нарушения сна (долгое
засыпание, частые пробуждения по ночам, плач,
трудное пробуждение по утрам)?
______________________________________________
5. Бывает ли энурез (ночное недержание
мочи)? _______________________________
6. Отмечается ли при волнении
повышенная потливость или появление на коже
красных пятен?
___________________________________________________________________
7. Бывают ли головокружения,
неустойчивость при перемене положения тела? _______
8. Бывают ли обмороки?
___________________________________________________
9. Грызет ли ногти, кончик карандаша или
ручки, сосет пальцы? __________________
10. Жалуется ли на боли в животе (до еды,
после еды)? __________________________
11. Бывают ли тошнота, рвота, нарушения
стула? _______________________________
12. Заикается ли при разговоре?
____________________________________________
13. Боится ли темноты, одиночества,
всего нового? (подчеркнуть)
14. Бывают ли часто насморк, кашель,
потеря голоса? ___________________________
15. Бывает ли реакция на какую-то пищу,
запахи, цветы, пыль, лекарства (сыпь, отеки,
затрудненное дыхание)?
_____________________________________________________
16. Бывает ли реакция на прививки (сыпь,
отеки, затрудненное дыхание)? __________
17. Имелись ли проявления эксудативного
диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема)?
Сведения о развитии ребенка
1. Условия протекания беременности:
нормальная, с осложнениями, наличие токсикоза
(подчеркнуть).
2. Роды: нормальные, с осложнениями,
наличие родовой травмы.
3. Доношенный, недоношенный,
переношенный ребенок.
4. Перенесенные заболевания с
указанием возраста:
инфекционные
________________________________________________________
хронические
__________________________________________________________
повторяющиеся
________________________________________________________
5. На учете у каких специалистов
состоял и состоит? ___________________________
6. Травмы, сотрясения мозга, операции
_______________________________________
7. Какие виды лечения ребенок получал?
_____________________________________
8. В каком возрасте ребенок начал:
самостоятельно держать
голову____________________________________________
ходить
_______________________________________________________________
говорить отдельные слова _______________,
фразы __________________________
9. Какие детские учреждения ребенок
посещал или посещает (ясли, д/сад, санатории)?
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ
В соответствии со схемой, предложенной
Институтом гигиены детей и подростков Минздрава
РФ, все дети в зависимости от морфологического и
функционального состояния органов и систем
организма, а также физического развития
подразделяются на пять групп.
Схема комплексной оценки состояния
здоровья детей
Индивидуальная оценка состояния
здоровья должна проводиться медицинскими
работниками школ с привлечением врачей
различных специальностей во время углубленного
медицинского осмотра, с данными которого
обязательно должны быть ознакомлены учителя.
Для точного определения группы
здоровья учащихся медицинскому работнику
необходимо пользоваться «Схемой определения
группы здоровья при массовых осмотрах в
зависимости от характера и степени выраженности
некоторых распространенных отклонений в
состоянии здоровья», утвержденной Минздравом РФ
22.04.1996 г.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ КОЛЛЕКТИВА
ДЕТЕЙ
Для комплексной оценки состояния
здоровья коллектива детей рассчитывается
показатель «уровня здоровья». Этот показатель
представляет собой отношение числа здоровых
детей (первая группа здоровья) и практически
здоровых (вторая группа) к общему количеству
обследованных. Например: всего обследовано 250
детей, отнесено к первой группе 100 человек, ко
второй — 74 человека. Следовательно, показатель
«уровня здоровья» будет равен М = 70%.
По итогам обследования заполняется
протокол.
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТЕКУЩЕЙ (ОСТРОЙ)
ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
Тщательно наладив учет заболеваемости
с «временной утратой трудоспособности», можно
определить ежемесячный или ежегодный показатель
(индекс) временной нетрудоспособности, который
рассчитывается следующим образом:
сумма пропущенных дней в месяце или
году x 100
число учеников в классе x число учебных дней в
месяце или году
Знание этого показателя может помочь
при анализе причин различной успеваемости
параллельных классов или одного коллектива в
разное время.
АНКЕТА
(заполняют родители)
Фамилия, имя ___________________ Дата
заполнения ______________________
Инструкция: дайте ответы на
нижеследующие вопросы, округлив цифру того
ответа, который вы считаете правильным.
Правильность заполнения явится основой для
повышения заботы о здоровье школьников.
Заполните ручкой.
1. Не кажется ли вам, что ваш ребенок
слишком загружен заданиями и специальными
развивающими занятиями?
1 — нет, 2 — иногда, 3 — да
2. Участвуете ли вы в играх с вашим
ребенком?
1 — никогда, 2 — иногда, 3 — часто
3. Есть у вашего ребенка
специальное рабочее место для рисования и
настольных игр?
1 — да, 2 — иногда да, иногда нет, 3 — нет
4. Ваш ребенок регулярно встает в
одно и то же время?
1 — да, всегда, 2 — иногда, 3 — нет
5. Ложится спать каждый день в одно
и то же время?
1 — да, всегда, 2 — иногда, 3 — нет
6. Засыпает долго и тяжело?
1 — нет, 2 — иногда, 3 — часто
7. Он проявляет раздражительный
характер?
1 — нет, 2 — иногда, 2 — часто
8. У него отсутствует аппетит?
1 — нет, 2 — иногда, 3 — часто
9. Его тошнит, хотя врач говорит, что
он совершенно здоров?
1 — никогда, 2 — иногда, 3 — часто
10. Плачет или сердится, когда ему
что-либо не удается?
1 — никогда, 2 — изредка, 3 — часто
11. Снятся ему страшные сны?
1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда,
довольно часто
12. Жалуется ли он утром, что у него
болит живот?
1 — почти никогда, 2 — иногда, 3 — часто
13. Бывают ли у него утром заметные
расстройства самочувствия (здоровья)?
1 — почти никогда, 2 — иногда, 3 — часто
14. Жалуется ли ребенок, что у него
болит голова?
1 — никогда, 2 — иногда, 3 — часто
15. Делает ли он нервозные движения
(размахивает руками, подергивает плечами,
головой, моргает, покашливает и т.п.)?
1 — никогда, 2 — иногда, 3 — часто
16. Он бывает чрезмерно застенчив?
1 — нет, 2 — иногда, 3 — часто
17. Он боится детского сада, школы?
1 — нет, 2 — немного, 3 — да, часто
18. Стремится ли он любой ценой быть
в центре внимания?
1 — нет, 2 — иногда, 3 — да
Какой бы вы хотели помощи от
психологов, педагогов, врачей?
Подпись заполнившего анкету
_____________________
ИЗУЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка режима дня, общей нагрузки
учащихся является необходимой составной частью
всех экспериментальных исследований по изучению
динамики работоспособности школьников в
процессе учебной и трудовой деятельности. При
изучении режима дня следует обращать внимание на
порядок чередования его отдельных компонентов и
их длительность, то есть бюджет времени. Для
изучения суточного и недельного бюджета времени
рекомендуется применять метод программного
опроса (анкетирование) и хронометраж.
РЕЖИМ РЕБЕНКА ПО ДНЯМ НЕДЕЛИ
Фамилия, имя _________________________________________
Возраст _______________ Дата заполнения
_________________
Контрольными показателями
правильности режима дня школьника являются
продолжительность отдыха (ночного сна и
пребывания на свежем воздухе), регулярность
приемов пищи, использование оздоровительных и
закаливающих факторов, длительность
самостоятельной учебной работы дома,
внеклассная и внешкольная деятельность.
Степень упорядоченности режима
каждого дошкольника определяется с помощью
недельных опросных листов (анкет), которые
заполняются родителями после инструктажа
педагогом.
Для получения достоверных данных и их
последующей статистической обработки следует
проводить анкетирование не менее двух раз в
учебном году (октябрь и апрель). Анализ
получаемых результатов в сравнении с
рекомендуемыми гигиеническими нормативами
(табл. 1, 2) позволяет выявить отклонения в режиме
дня школьников и высказать обоснованные
предложения по его коррекции.
|