Здравствуй, Масленица,
да широкая!
Еще трещат морозы лютые, да гуляют
ветры снежные, и всюду безраздельно царствует
Зима. Да только надоело уже людям величать ее
царицею, и они то и дело досадуют: «Надоела
старуха!»
А за морями да за горами, за болотами топкими, за
лесами далекими уже слышен звон колокольчиков:
Весна шлет свой привет. В честь первого звона
весенних колокольчиков и справляет народ
праздник — широкую Масленицу, когда можно и
нужно «на горах покататься да в блинах
поваляться».
В древности проводами Зимы отмечали наступление
Нового года. Год, согласно земледельческому
календарю, начинался в тот момент, когда под
корой дремлющих еще деревьев начинали двигаться
соки. Как об этом узнавали, один Бог ведает. И
согласно каким приметам и правилам составлялся и
составляется подвижный и точный народный
календарь, является не до конца разгаданной
тайной. Ведь и приход Масленицы, и Пасха, и Троица
— не фиксированные даты, как обычные «красные»
дни календаря.
В этом году Масленица начинается 3 марта.
Весна шлет нам утешение в разгар непривычно
суровой зимы.
Каждый день масленой, или сырной, недели имеет
свое название.
Понедельник — встреча, вторник — заигрыш,
среда — лакомство, четверг — широкий,
пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины
посиделки, воскресенье — проводы, или
прощеный день.
Согласно обычаю, каждый день сопровождался
своими обрядами и своей кухней. Главным
масленичным блюдом, конечно же, были блины.
И будет логично, если, следуя народным обычаям,
одним из важнейших «рукодельных» материалов на
занятиях в детском саду в сырную неделю станет…
тесто.
«Угостим волка»
Занятие по лепке в 1-й младшей группе
Самый удобный, легкий и приятный материал для
занятий лепкой с детьми 2—3 лет — тесто.
Пластилин — материал упрямый. Маленьким
пальчикам справиться с ним трудно. Кроме того,
малышам может прийти в голову и в рот свое
изделие отправить. Если они лепят из пластилина,
это небезопасно.
С глиной работать легче, но разводы после нее
остаются не только на щеках и на одежде, но и на
шторах, если мама или воспитатель вовремя не
углядят за маленькими «творцами».
Тесто же мягкое, белое. Это самый удобный
материал для лепки на кухне с мамой. Если
захочется проглотить кусочек, не страшно. А уж
какое вкусное печенье из него получается —
объедение. Испечь его можно и в детском саду. Надо
только предварительно хорошенько вымыть всем
ладошки, а потом попросить повара подержать
противень в горячей духовке 15 минут — и будет пир
на весь мир.
А если ко всему этому еще и сказку придумать…
Людмила НАЗВАНОВА
Материалы: заранее вымешенное
тесто, дощечки для лепки из теста, фартучки,
бумажные салфетки для рук, цветы из бумаги,
игрушечный волк (кукла бибабо), противень для
печенья, костюм козы для педагога, шапочки с
рожками для детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель наряжается в маму-козу, а
дети — в козляток. Мама-коза и козлятки гуляют на
лужайке среди цветов. (Бумажные цветы укреплены в
половинках киндерсюрпризов.)
Воспитатель: Козлятушки-ребятушки!
Посмотрите, какие красивые цветочки растут на
лужайке! Каждому козленочку можно сорвать по
одному цветочку. Мы ведь козлятки. А козлятки
едят травку и цветочки. Выберите себе красивый
цветочек и сорвите его.
Скажи, Катенька, какого цвета твой
цветочек? А твой, Саша? (Ответы детей.) Ну вот
мы и пришли домой. Вы, наверное, устали,
проголодались? Цветочки будем есть? Нет? Почему?
Жалко? Верно, жалко: они такие красивые! Поставим
их в вазу и будем на них любоваться. А чем же мне
вас накормить?
Дети: Молочком.
Воспитатель: Тогда я пойду за
молочком. Только вы дверь никому не открывайте,
пока мою песенку не услышите.
Коза уходит. Над ширмой в углу,
довольно далеко от детей, появляется кукла-Волк.
Волк (стучится): Отпирайте,
открывайте, ваша мама пришла!
Дети: Нет, не откроем тебе дверь. Ты
не наша мама, ты Волк.
Воспитатель (поет): Козлятушки,
ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама
пришла, молочка принесла.
Дети: А к нам Волк приходил. Хотел
нас съесть.
Воспитатель: Голодный, наверное,
был. А вы молока хотите?
(Наливает всем детям из кувшинчика в
чашечки понемножку молока.)
Дети: Мы еще хотим.
Воспитатель: Ну что ж, если вы так
голодны, давайте-ка с вами напечем печенья, а
заодно и баранок. Вот и наедимся. А если придет
голодный Волк и захочет маленьких козлят съесть,
что мы будем делать, кто догадался? Угостим
голодного Волка печеньем. Он козлят есть не будет
и уйдет в лес.
Дети надевают фартучки, садятся за
столы. Воспитатель объясняет им задачу и
показывает приемы лепки. Перед началом работы
проводится пальчиковая гимнастика. Дети
выполняют движения, приговаривая:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
Деткам всем лепить пора.
Дети работают. Вылепленные из теста
баранки и печенье с тарелочек перекладывают на
противень и ставят в «печь».
Воспитатель: Пока наши баранки
пекутся, давайте-ка здесь, на лужайке, устроим
хоровод. Возьмемся за руки — какая большая
баранка у нас получилась!
Дети (поют):
Ай, качи, качи, качи,
Глянь, баранки, калачи,
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару, из печи.
Все вместе достают из печи противень
с заранее испеченными баранками и печеньем. Дети
рассматривают баранки, угощаются.
Над ширмой появляется Волк.
Волк: Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Я — голодный Волк, я зубами щелк-щелк!
Проглочу козлят — от макушки до пят!
Воспитатель: Нет, Волк, козлят я
тебе не отдам. Мы лучше тебя печеньем угостим.
Дети подходят к ширме, протягивают
Волку угощенье. Волк пробует печенье, хвалит
угощенье, благодарит козлят за вкусную еду и
уходит.
Дети снова поют песенку козлят.
Татьяна ВАРАКИНА,
воспитатель д/с № 66, г. Саранск
|