Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Здравствуй, Масленица, да широкая!

Еще трещат морозы лютые, да гуляют ветры снежные, и всюду безраздельно царствует Зима. Да только надоело уже людям величать ее царицею, и они то и дело досадуют: «Надоела старуха!»
А за морями да за горами, за болотами топкими, за лесами далекими уже слышен звон колокольчиков: Весна шлет свой привет. В честь первого звона весенних колокольчиков и справляет народ праздник — широкую Масленицу, когда можно и нужно «на горах покататься да в блинах поваляться».
В древности проводами Зимы отмечали наступление Нового года. Год, согласно земледельческому календарю, начинался в тот момент, когда под корой дремлющих еще деревьев начинали двигаться соки. Как об этом узнавали, один Бог ведает. И согласно каким приметам и правилам составлялся и составляется подвижный и точный народный календарь, является не до конца разгаданной тайной. Ведь и приход Масленицы, и Пасха, и Троица — не фиксированные даты, как обычные «красные» дни календаря.
В этом году Масленица начинается 3 марта.
Весна шлет нам утешение в разгар непривычно суровой зимы.
Каждый день масленой, или сырной, недели имеет свое название.
Понедельник — встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомство, четверг — широкий, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы, или прощеный день.
Согласно обычаю, каждый день сопровождался своими обрядами и своей кухней. Главным масленичным блюдом, конечно же, были блины.
И будет логично, если, следуя народным обычаям, одним из важнейших «рукодельных» материалов на занятиях в детском саду в сырную неделю станет… тесто.

«Угостим волка»

Занятие по лепке в 1-й младшей группе

Самый удобный, легкий и приятный материал для занятий лепкой с детьми 2—3 лет — тесто.
Пластилин — материал упрямый. Маленьким пальчикам справиться с ним трудно. Кроме того, малышам может прийти в голову и в рот свое изделие отправить. Если они лепят из пластилина, это небезопасно.
С глиной работать легче, но разводы после нее остаются не только на щеках и на одежде, но и на шторах, если мама или воспитатель вовремя не углядят за маленькими «творцами».
Тесто же мягкое, белое. Это самый удобный материал для лепки на кухне с мамой. Если захочется проглотить кусочек, не страшно. А уж какое вкусное печенье из него получается — объедение. Испечь его можно и в детском саду. Надо только предварительно хорошенько вымыть всем ладошки, а потом попросить повара подержать противень в горячей духовке 15 минут — и будет пир на весь мир.
А если ко всему этому еще и сказку придумать…

Людмила НАЗВАНОВА

Материалы: заранее вымешенное тесто, дощечки для лепки из теста, фартучки, бумажные салфетки для рук, цветы из бумаги, игрушечный волк (кукла бибабо), противень для печенья, костюм козы для педагога, шапочки с рожками для детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель наряжается в маму-козу, а дети — в козляток. Мама-коза и козлятки гуляют на лужайке среди цветов. (Бумажные цветы укреплены в половинках киндерсюрпризов.)

Воспитатель: Козлятушки-ребятушки! Посмотрите, какие красивые цветочки растут на лужайке! Каждому козленочку можно сорвать по одному цветочку. Мы ведь козлятки. А козлятки едят травку и цветочки. Выберите себе красивый цветочек и сорвите его.

Скажи, Катенька, какого цвета твой цветочек? А твой, Саша? (Ответы детей.) Ну вот мы и пришли домой. Вы, наверное, устали, проголодались? Цветочки будем есть? Нет? Почему? Жалко? Верно, жалко: они такие красивые! Поставим их в вазу и будем на них любоваться. А чем же мне вас накормить?

Дети: Молочком.

Воспитатель: Тогда я пойду за молочком. Только вы дверь никому не открывайте, пока мою песенку не услышите.

Коза уходит. Над ширмой в углу, довольно далеко от детей, появляется кукла-Волк.

Волк (стучится): Отпирайте, открывайте, ваша мама пришла!

Дети: Нет, не откроем тебе дверь. Ты не наша мама, ты Волк.

Воспитатель (поет): Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла, молочка принесла.

Дети: А к нам Волк приходил. Хотел нас съесть.

Воспитатель: Голодный, наверное, был. А вы молока хотите?

(Наливает всем детям из кувшинчика в чашечки понемножку молока.)

Дети: Мы еще хотим.

Воспитатель: Ну что ж, если вы так голодны, давайте-ка с вами напечем печенья, а заодно и баранок. Вот и наедимся. А если придет голодный Волк и захочет маленьких козлят съесть, что мы будем делать, кто догадался? Угостим голодного Волка печеньем. Он козлят есть не будет и уйдет в лес.

Дети надевают фартучки, садятся за столы. Воспитатель объясняет им задачу и показывает приемы лепки. Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика. Дети выполняют движения, приговаривая:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
Деткам всем лепить пора.

Дети работают. Вылепленные из теста баранки и печенье с тарелочек перекладывают на противень и ставят в «печь».

Воспитатель: Пока наши баранки пекутся, давайте-ка здесь, на лужайке, устроим хоровод. Возьмемся за руки — какая большая баранка у нас получилась!

Дети (поют):

Ай, качи, качи, качи,
Глянь, баранки, калачи,
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару, из печи.

Все вместе достают из печи противень с заранее испеченными баранками и печеньем. Дети рассматривают баранки, угощаются.

Над ширмой появляется Волк.

Волк: Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся!

Я — голодный Волк, я зубами щелк-щелк! Проглочу козлят — от макушки до пят!

Воспитатель: Нет, Волк, козлят я тебе не отдам. Мы лучше тебя печеньем угостим.

Дети подходят к ширме, протягивают Волку угощенье. Волк пробует печенье, хвалит угощенье, благодарит козлят за вкусную еду и уходит.

Дети снова поют песенку козлят.

Татьяна ВАРАКИНА,
воспитатель д/с № 66, г. Саранск

 

Рейтинг@Mail.ru