Учись быть педагогом
Материалы по организации
психолого-педагогической практики в детском
саду
Обязанности преподавателя-методиста
на педагогической практике*
Проверяет готовность детского сада к
практике, проводит педагогическое совещание с
работниками детского сада о задачах, содержании
и организации педагогической практики в начале
каждого семестра.
До начала практики
преподаватель-методист совместно с заведующей и
воспитателями детского сада распределяет
учащихся по возрастным группам.
Проводит инструктивные совещания с
учащимися своей подгруппы, систематически
консультирует их по вопросам практики:
содержанию практики, ведению документации.
Отвечает за посещаемость учащимися
практики. Руководит
воспитательно-образовательной работой учащихся
с детьми, анализирует и оценивает ее.
Осуществляет контроль за работой,
состоянием документации учащихся по
педагогической практике, поддерживает тесную
связь с преподавателями педагогики и частных
методик, классными руководителями группы.
Проводит итоговые совещания в конце
каждого семестра по педагогической практике в
детском саду, на котором обсуждаются итоги
работы по педагогической практике каждого
учащегося.
В обсуждении принимают участие
воспитатели групп и заведующая детским садом.
На этих совещаниях на основании
личных наблюдений, анализа документации,
выступлений воспитателей и заведующей
выставляется итоговая оценка по педагогиче-ской
практике за семестр.
При оценке работы учащихся методист
руководствуется пятибалльной системой.
Принимает участие в подготовке
выставок к практике и проведении итоговых
конференций.
Консультирует воспитателей по
организации и содержанию каждого дня практики.
Готовит просмотры по содержанию
воспитательно-образовательной работы в первой и
второй половине дня.
Проводит углубленную работу с
педагогическим коллективом детского сада по
совершенствованию практических навыков
учащихся.
Еженедельно заполняет классный
журнал по педагогической практике, в указанный
срок сдает отчеты по практике.
Преподаватель-методист начинает
работу в детском саду с учащимися в первую смену
с 8.00 и заканчивает в 14.00, во вторую смену — с 14.00 и
заканчивает в 18.00.
Обязанности учащихся на
педагогической практике в дошкольном
учреждении*
Приходить на педагогическую практику
вовремя. Рабочий день в первую смену начинается в
8.00 и заканчивается в 14.00, во вторую смену
начинается в 14.00 и заканчивается в 18.00.
Каждая учащаяся должна иметь и хорошо
знать план практики, должна вести дневник
наблюдений педагогической практики, в котором
записывать свои наблюдения, анализировать
работу воспитателей группы, второй
учащейся-практикантки с детьми данной группы. На
день практики предшествующая работа должна быть
записана полностью, подписана и
проанализирована методистом.
Учащаяся, которая дает пробные
занятия, должна иметь конспект занятия или
режимного процесса, подписанный
консультантом-методистом. Без утвержденного
конспекта учащаяся к работе не допускается, ей
ставится неудовлетворительная оценка.
План-конспект учащаяся согласовывает
с воспитателем группы. Перед пробным занятием
учащаяся подбирает материал, готовит
необходимые для проведения пробного занятия
пособия.
Подготовка к следующему дню практики
в основном проходит в детском саду.
Учащиеся-практиканты должны активно
участвовать в жизни детского сада, где проходят
практику. Они помогают в проведении утренников,
развлечений, спортивных праздников, изготовляют
атрибуты, игрушки и пособия. Принимают участие в
оформлении группы, собирают природный материал
для пополнения природных уголков. Принимают
участие в работе педагогических совещаний, в
проведении родительских собраний, в оформлении
родительских уголков, выпускают стенгазету.
В день практики учащиеся должны иметь
сменную обувь.
Пропущенный день практики учащийся
должен отработать полностью.
Учащиеся должны иметь план
общественно-полезной работы, записанный в
дневнике по практике.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Организуя занятие с дошкольниками,
необходимо прежде всего определить его главную
цель. А заключается она в том, будет ли это
занятие носить развивающий характер или
преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем
занятии дети накапливают необходимый личностный
опыт: знания, умения, навыки и привычки
познавательной деятельности, а на развивающем
они, используя приобретенный опыт,
самостоятельно добывают знания. Поэтому в
образовательном процессе дошкольного
учреждения должны использоваться и развивающие,
и обучающие занятия. При этом необходимо помнить,
что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в
собственной исследовательской деятельности, ему
необходимы определенные знания и навыки.
Навыки самостоятельной
исследовательской деятельности дети начинают
приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в
них вводятся элементы проблемного изложения
учебного материала, эвристической беседы,
организуется коллективный или индивидуальный
самостоятельный поиск, экспериментальная
деятельность. Часто в практике такие занятия в
дошкольном учреждении называют развивающими. К
сожалению, это неверно. Такие занятия лишь подход
к настоящим развивающим занятиям, суть которых в
развитии категориальной структуры сознания и
способности к самостоятельной поисковой
деятельности по собственной инициативе ребенка,
умении доопределять и переопределять задания,
идущие от взрослого. Обучающие и развивающие
занятия строятся по абсолютно разным схемам, и
воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы
приводим модели построения обучающего (часто его
называют традиционным) и развивающего занятий.
Модель построения обучающего занятия
Подобная модель построения обучающего
занятия оставляет педагогу достаточно большой
простор для использования различных методик и
обучающих технологий, поскольку не разрушается
психологическая цепочка деятельности:
«мотивация ® восприятие ® осмысление», —и, как
правило, образовательной цели удается достичь в
подавляющем большинстве случаев.
Анализируя подобное занятие,
воспитателю, методисту, практиканту необходимо
ответить на главные вопросы:
1. Удалось ли мотивировать детей к
предстоящей познавательной деятельности?
2. Какие приемы мотивации были
использованы и насколько удачными они были?
3. Как было организовано восприятие
детей при изложении учебного материала (по
времени, по пределу доступности излагаемого
материала, по объему предлагаемой информации, по
задействованию сенсорной сферы ребенка, по
использованию приемов педагогической техники)?
Особое внимание следует уделить доступности и
объему информации, поскольку превышение
доступности ведет к снижению интереса детей к
деятельности, а превышение объема информации — к
утомлению детей.
4. Какие приемы были использованы
педагогом для активного осмысления детьми
предлагаемого учебного материала, насколько они
были успешны?
5. Какие приемы воспитатель
использовал для оценки деятельности детей,
принесли ли им чувство удовлетворения, не
принижалось ли личное достоинство детей?
6. Способствовало ли подведение итогов
занятия повышению интереса детей к данному виду
деятельности?
7. И независимо от вида деятельности в
заключение необходимо отметить, на развитие
каких видов мышления делался упор на данном
занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и
как это выражалось в детской деятельности.
Модель развивающего занятия
Вера АЛЯМОВСКАЯ,
кандидат психологических наук,
преподаватель Нижегородского педагогического
университета
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Александра КОЗЛОВА,
заведующая педагогической практикой
московского педагогического колледжа № 15
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ
Прием детей
При планировании работы в дневнике по
практике указать, где будет осуществляться прием
детей: в группе или на участке. Раскрыть
содержание воспитательно-образовательной
работы.
Во время утреннего приема создать
хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо
встретить детей).
Обратить внимание на внешний вид
детей, на то, чтобы пришедшие дети не забывали
здороваться, воспитывать у детей культуру
общения: разговаривать тихо, не кричать.
Проследить, чтобы все дети нашли себе
интересную деятельность, не ходили без дела, не
мешали другим. При затруднении выбора ребенком
деятельности помочь ему: предложить игрушку,
подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он
хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать,
какое).
Создать условия для разнообразной и
интересной деятельности детей.
Игровая деятельность. Трудовая
деятельность.
Индивидуальная работа с отдельными детьми
В плане необходимо конкретно
определить ту деятельность, которая будет вами
проводиться, с указанием названия и цели
деятельности.
Определяя индивидуальную работу с
детьми, необходимо указать тему и цель. Например:
с группой детей (указать, каких) рассмотреть их
одежду. Уточнить знания детей о названии одежды,
материале, цвете, отдельных деталях. Спросить,
кто сшил им костюм, платье.
Организовать с детьми беседу об их
семье.
Поговорить с детьми (воспитатель
должен указать тему и цель разговора). Примерная
тематика: знают ли дети свой домашний адрес?
Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они
дружат (с кем бы ты хотел дружить? Почему?)? О
растениях, о животных, о временах года, об
общественных событиях (празднике).
Организовать игру с разборными
игрушками «Собери матрешек», «Собери пирамидки».
Цель: учить детей различать предметы по
величине, цвету.
Поиграть с детьми в игру средней
подвижности, поупражнять детей в ловкости,
меткости, развивать у детей координацию
движений.
Группе детей показать несколько
игрушек, сделанных из бумаги (назвать). Цель: воспитание
у детей умения делать несложные игрушки.
Проведение утренней гимнастики
(гимнастику проводит воспитатель. Если
гимнастику будет проводить практикант, то он
предварительно обговаривает все с воспитателем,
а в плане записывает комплекс утренней
гимнастики).
Организация умывания постепенно, небольшими
группами. Перед тем как дети пойдут умываться,
объясню детям (напомню, уточню с детьми) правила
поведения. Перед началом умывания закатать
рукава, хорошо намылить руки и смыть их над
раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать
воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в
умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе
умывания следить, чтобы у раковины были 2—3
человека, чтобы дети не толкали друг друга. При
необходимости делать соответствующие замечания,
оценку детским поступкам. Обратить внимание,
чтобы дети пользовались своим личным полотенцем,
аккуратно вешали его на свое место.
В процессе умывания уточнить с детьми
название умывальных принадлежностей (мыло,
мыльница, полотенце, раковина...), цвет, форму,
материал (из чего сделана мыльница) и другие
свойства (вода теплая, холодная).
Планируя культурно-гигиенические
навыки в процессе умывания, каждый практикант
должен руководствоваться Программой воспитания
своей группы и учитывать особенности развития
детей данной группы. Поэтому необходимо заранее
все обговорить с воспитателем и правильно
определить в плане те или иные методические
приемы: объяснение и показ отдельных действий
умывания, напоминания, указания, оценка действий
детей, практическая помощь, использование
потешек, стихотворений (коротких), загадывание
загадок, контроль за действием детей (внести
куклу, мишку, другие игрушки).
Завтрак
В плане можно отразить следующую
работу: обратить внимание, как накрыть столы к
завтраку (дать оценку дежурным). Если есть
необходимость (в зависимости от меню), уточнить
название блюд. Отметить заботу взрослых (няни,
повара) о детях. Создать у детей положительное
настроение к еде.
В процессе еды постоянно следить за
осанкой детей, при необходимости напоминать
детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети
съедали всю пищу, малышей докармливать.
Воспитывать у детей
культурно-гигиенические навыки еды (см.
«Программу воспитания в детском саду»),
согласовав их с воспитателем.
Подготовка к прогулке
В плане работы обязательно должны быть
прописаны содержание и методика работы с детьми
по воспитанию у них навыков правильного и
самостоятельного одевания и культуры поведения.
(См. Программу воспитания в детском саду по
возрастным группам.)
Надо дать детям установку на
предстоящую деятельность.
Предложить детям убрать на место
игрушки, проверить с детьми порядок в группе.
Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в
окружающей обстановке. Перед тем как дети пойдут
одеваться, объяснить, напомнить, уточнить с
детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Создать удобную обстановку для самостоятельного
одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок
сел около своего шкафчика (на банкетку или стул),
следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою
одежду, а брали ее постепенно, по мере
последовательности одевания.
Добиваться, чтобы дети одевались в
определенной последовательности,
самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с
детьми последовательность одевания). Сначала
надо достать из шкафчика и надеть колготы,
рейтузы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в
последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф;
убрать свою сменную обувь в шкаф. Надо
воспитывать у детей культуру общения. Напомнить
о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
Примечание: по мере того, как
большинство детей оденутся, вывести их на
прогулку. Перед выходом обратить внимание детей
на их внешний вид.
В план воспитательной работы можно
включить и образовательные задачи: в процессе
одевания поддерживать с детьми разговор с целью
уточнения и закрепления названий одежды, ее
назначения, названия отдельных деталей одежды;
закреплять и активизировать словарь детей (рукав
левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать
назад-вперед, левый-правый сапог, ботинок).
Прогулка
В плане работы необходимо наметить содержание
разных видов деятельности, которую вы
организуете. Эту деятельность необходимо
согласовать с воспитателем. В плане записываете
не только название деятельности, но и
педагогическую задачу, которую вы будете решать
в процессе руководства той или иной
деятельностью. Необходимо серьезно продумать
методику руководства деятельности детей. В плане
надо указать, какие виды игрушек, какой инвентарь
будут вынесены для организации намеченных игр
детей, трудовой деятельности. Необходимо указать
в плане последовательность, но при этом
необходимо помнить, что последовательность
содержания видов деятельности на прогулке
зависит от предыдущей деятельности (т.е. от
занятий), от состояния погоды, от интереса детей,
от индивидуальных особенностей детей.
Организация прогулки. Организовать
интересную, разнообразную и содержательную
деятельность детей на прогулке (см. рекомендации
перечня видов деятельности на прогулке). Выйдя с
детьми на участок, познакомить детей с наличием
игрушек. Уточнить с детьми, с кем и во что дети
хотели бы поиграть, напомнить детям о правилах
игры.
В процессе прогулки понаблюдать за
содержанием детских игр, взаимоотношением детей
в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы
дети не слишком возбуждались, не перегревались
(см. Программу...).
Организовать (провести с детьми)
подвижную игру (указать название игры и цель).
Привлечь детей к уборке участка, указать
содержание труда — т.е. что дети будут делать — и
педагогическую задачу. Группе детей дать
трудовое поручение.
Организовать с детьми наблюдения
(указать, что дети будут наблюдать. См. разработку
планирования наблюдения на прогулке). Необходимо
помнить, что за 30 минут до конца прогулки
необходимо перевести детей на более спокойную
деятельность. Здесь можно провести наблюдение,
словесные игры, беседы с детьми.
Перед уходом с прогулки
проконтроливать, чтобы дети убрали все игрушки
на место. Дать детям указание на предстоящую
деятельность. Напомнить детям, что при входе в
помещение детского сада надо хорошо вытереть
ноги, в группу идти тихо, не кричать. В
раздевальной комнате следить за тем, чтобы все
дети раздевались быстро, самостоятельно,
аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у
детей бережное обращение к вещам личного
пользования. Когда все дети разденутся,
проверить, как дети выполнили указания
воспитателя, дать оценку детям, при
необходимости предложить ребенку навести
порядок в шкафу.
Подготовка к обеду
Работу во время данного режимного
момента в плане можно не отражать, так как она
проводится так же, как и работа во время
подготовки к завтраку и во время завтрака (это
надо согласовать с воспитателем и методистом).
Во время обеда создавать спокойную
обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед,
не допускать, чтобы дети засиживались за столом.
Проследить (напомнить детям), чтобы они
прополоскали рот. Воспитывать у детей
потребность к чистоте и опрятности.
Подготовка к дневному сну
В процессе раздевания (подготовка ко
сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними
разговорами, играми, добиваться тишины,
дисциплинированности. Создавать спокойную
обстановку в спальне. Воспитывать у детей
положительное отношение ко сну. Во время
раздевания следить за последовательностью,
аккуратностью, самостоятельностью действий
детей. Воспитывать у детей бережное отношение к
вещам личного пользования. Обратить внимание на
то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на
стул, используя при этом приемы одобрения,
похвалы, замечания.
Помочь детям удобно лечь в кровать,
руки положить поверх одеяла. Детям предложить
проверить порядок на стульчиках с одеждой,
помочь дежурным.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО
МАТЕМАТИКЕ
Студент в период активной практики
пишет конспект проведения занятия по математике,
который подписывается преподавателем данной
методики, и самостоятельно планирует работу на
первую половину дня.
Утро. Планируется работа по
математике с небольшой подгруппой или
отдельными детьми. С этой целью используются
дидактические игры и упражнения. В день практики
планировать индивидуальную работу с детьми, не
связанную с задачами, которые рассматриваются на
занятии.
Прогулка. На прогулке можно
провести игры со всей группой.
Примерное планирование (младшая
группа)
Утро. В играх со строительным
материалом предложить построить высокий дом для
высокой матрешки, низкий для низкой; по длинной
дорожке провести большую машину, по короткой —
маленькую.
Занятие по математике
Программное содержание: учить
сравнивать два множества путем приложения,
закреплять понятия «поровну», «столько —
сколько», закреплять умение различать
геометрические фигуры, учить аккуратно работать
с раздаточным материалом.
Наглядный материал: демонстрационный
— цветы, бабочки, геометрические фигуры;
раздаточный материал — карточки с нарисованными
синими кружками и набор красных кружков.
Методические указания:
1-я часть. Воспитатель сравнивает с
детьми два множества, расположенные на верхней и
нижней полоске наборного полотна.
Вопросы: «Сколько цветов? Сколько
бабочек? Что можно сказать об их количестве?»
Обобщение: «Цветов столько же, сколько
и бабочек», «Цветов и бабочек поровну».
2-я часть. Дети выполняют аналогичные
задания с раздаточным материалом.
3-я часть. Дидактическая игра «Найти
свой домик».
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
I. Студент в период активной практики
пишет конспект проведения занятия, который
подписывается преподавателем методики развития
речи, и самостоятельно планирует всю работу на
первую половину дня.
Утро. Планируется работа по
развитию речи с небольшой подгруппой детей.
Например, младшая группа,
дидактическая игра «Бабочка, лети»: развивать
речевое дыхание, вырабатывать длительную
воздушную струю.
Занятие.
Ознакомление с окружающим миром.
Название.
Программное содержание и
воспитательные задачи.
Методические приемы. Материал.
Прогулка: наблюдение — игра — труд
— индивидуальная работа.
Конспект вкладывается в конверт на
этой странице.
При анализе указать, что сделано, с кем
(указать имена детей). Какие приемы
использовались? Что удалось выполнить? Каков
уровень выполненной работы? Почему? Выводы на
будущее планирование.
Например, в игре с поддувалочками Таня
С., Света Р., Сережа М. показали хорошее речевое
дыхание, сумели довести поддувалочки до цели, а у
Кати А. слабая струя воздуха и поддувалочка
остановилась на полпути. Работать с ней над силой
дыхания. На занятии все слушали сказку, поняли ее
содержание. Отлично ответили на вопросы Миша И.,
Лена И., Таня О. Галя Б. плохо слушала сказку,
невнимательно, отвечала невпопад, не поняла
сказки. Вечером с ней позаниматься отдельно.
Поговорить с родителями Гали о содержании уголка
книги дома.
II. Учащаяся (пассивная практика)
списывает все содержание воспитательной работы
на день у первой учащейся. При анализе не только
указывает, выполнена ли запланированная работа,
но дает анализ используемых приемов, объясняет
причину невыполнения запланированной работы или
поставленной цели, намечает перспективу в
работе.
РЕКОМЕНДАЦИИ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ
Содержание ролевых игр возникает на
основе развития наблюдательности, памяти,
мышления; воспитания чувств, интересов; развития
воображения. Детское творчество в игре
характеризуется наличием замысла, выбором
роли, умением развивать сюжет, подобрать
материал.
Все эти составные части игры
появляются лишь в результате воспитания.
Развивать у ребенка способность творчества —
значит развивать его наблюдательность,
расширять кругозор, приучить подражать
достойным образцам, научить его применять
знания. Самостоятельность ребенка в игре
является первой ее характерной чертой.
Всматриваясь в детские игры, К.Д.
Ушинский пришел к выводу, что «для дитяти игра —
действительность, и действительность гораздо
более интересная, чем та, которая его окружает...
Интереснее она для ребенка именно потому, что
понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти
есть его собственное создание. В игре дитя
живет...» Самостоятельно, творчески ребенок
играет иногда, когда содержание игры захватывает
его чувства. Это же возможно лишь при условии, что
у него есть знания о том, когда он изображает,
знания о предметах, явлениях, если формируются
его воображение, чувства, интересы, трудовые
навыки.
Необходимо раскрывать все
многообразие источников, которые способствуют
развитию содержания игры, формируют богатое
воображение, обогащают ролевые действия.
Источниками, влияющими на содержание
детских игр, являются не только непосредственный
детский опыт, возникающий стихийно, но и опыт,
который организуется воспитателем.
Этот опыт включает в себя
представления о вещах, знания о людях, которым
дети подражают в играх. Он обогащается за счет
чтения художественной литературы и
рассматривания картин.
Для того чтобы у детей возникло
желание играть в «школу», у них надо воспитывать
интерес к школе с младшего дошкольного возраста.
Дети наблюдают у себя в семье, как их братья,
сестры идут в школу, как готовятся к этому
событию родители: покупают для них книги,
тетради, форму и т.д.
Воспитатель детского сада в беседе с
детьми уточняет знания детей о школе,
поддерживает интерес. Необходимо проводить
ознакомление детей со школой, посещать школу,
проводить беседы, читать о школе, показывать
картины, устраивать встречи с учителями школы, со
школьниками, читать литературные произведения.
Накопление знаний, изготовление
вместе с детьми всего необходимого для игры в
«школу» материала и эмоциональное внесение его
вызывают у детей желание играть, подражая
учителю, школьникам.
Образец выполнения задания по теме
«Игра»
Задание по теме «Сюжетно-ролевые
игры и руководство ими»: сделать запись
сюжетно-ролевой игры. На основе записи дать
характеристику уровня развития игровой
деятельности детей данной группы и наметить пути
дальнейшего развития игры.
Игры детей нашей группы по своему
содержанию бедны и ограниченны. Это объясняется
возрастом детей — ведь в 3 года у детей нет еще
устойчивого замысла и порой дети не могут
самостоятельно начать игру. В своих играх они
отражают то, что их непосредственно окружает
(игры в «Больницу», «Магазин», «Дочки-матери»),
совершают «путешествия». Дети могут быстро
переключиться с одной игры на другую, так как у
них неустойчивое внимание (к ним относятся
Сережа, Андрей, Аня и др.).
Коллективных игр у нас нет. Самое
большое количество играющих в игре
«Дочки-матери» — 4 ребенка, в игре «Больница» —
человек 7—8 (кстати, в этой игре принимает участие
сначала много детей, но к концу игры дети устают
ждать своей очереди и переключаются на другую
игру). Основным стимулом для игры является
игрушка. В группе много хороших, интересных
игрушек, но, к сожалению, еще не все дети умеют
бережно с ними обращаться (Катя может бросить
куклу, взять ее за волосы или ногу и размахивать
куклой). Еще не все дети знают место хранения
игрушек (Саша, Сережа, Андрей, Юля): они еще
маленькие.
Очень хорошо играют в сюжетно-ролевые
игры Люда, Наташа, Таня, Володя. Наши дети не могут
заранее спланировать игру. Их действия в
основном зависят от окружающей обстановки, в
которой они находятся, от вопросов, которые
задает детям воспитатель. Например, в игровом
уголке создана сюжетная картина: куклы лежат в
кроватях, рядом на стульчиках висит их одежда, на
столе стоят чашки, чайник, лежат ложки.
К игрушкам подходят Таня и Катя. Они
начинают одевать кукол, переговариваясь между
собой. Таня: «Это моя дочка. Сейчас я ее одену. Уже
светло на улице, надо просыпаться». Катя: «И у
меня есть дочка. Я тоже хочу ее одеть».
Дальше одевают кукол молча. Когда
куклы были одеты, Таня посадила свою куклу за
пианино, а Катя не знала, что делать дальше. Тогда
подошла я: «Катя, умой свою дочку и накорми ее». В
это время к нам подошел Дима. «Дима, ты хочешь
играть с нами?» — «Хочу». «Тогда ты будешь папа, а
Катя — мама. Пусть мама умоет дочку, а папа
приготовит завтрак». Дима сразу включился в игру.
Покормив куклу, Катя сказала: «А теперь пойдем
гулять». Она взяла дочку на руки, взяла сумку и
«пошла гулять» (ходила по группе). «Катя, а тебе в
магазин не нужно зайти?» — «Нужно». «Что ты
хочешь купить?» — «Яблоки». Она зашла в магазин, в
котором продавцом была Люда. «Что тебе нужно?»
Катя не знала, что ответить. Я сказала: «Продавец
должен быть вежливым. Спроси у Кати: «Что вы
хотите купить?» Люда спросила, а Катя опять не
знала, что ответить. Получалось, что я говорила и
за продавца, и за маму, а девочки только
повторяли. Игра продолжалась минут 10—12. В
процессе игры производились различные действия
с куклами — куклы приходили друг к другу в гости,
гуляли, пели песни... Для развития этой игры можно
провести ряд дидактических игр «Оденем куклу на
прогулку», «Уложим куклу спать», «Купание куклы»,
«День рождения куклы».
Дети не могут играть самостоятельно,
игра может скоро прекратиться, поэтому
необходимо, чтобы с детьми постоянно был
воспитатель, который своими указаниями,
вопросами помогал бы развивать сюжет игры.
В игровом уголке нужно создать больше
и разнообразнее сюжетные картинки.
Игра будет развиваться, если в нее
внести какую-то новую игрушку, например, машину.
Все куклы уезжали кататься на машине.
Для того чтобы дети запомнили, где
какая игрушка находится, можно провести занятия
по ознакомлению с окружающим «Рассматривание
игровой комнаты».
На прогулке дети любят играть в «Путешествия».
Дети садятся в машину. Впереди сидит шофер.
Обычно роль шофера выполняет Володя. Он «рулит»,
издает звуки при движении машины, говорит, когда
машина приехала, чтобы дети выходили из машины.
«Куда мы приехали?» — «В детский сад». «Что есть в
нашем детском саду?» Дети рассказывают, мы ходим
по участку. Затем опять дети садятся в машину и
уезжают. Во время поездки они поют песню «Веселые
друзья». Так дети приезжают на поляну, в лес.
Для развития этой игры необходимо
обогатить знания детей. Рассказать детям о
работе шофера. В окружающей жизни, на улице
пронаблюдать работу шоферов. Обратить внимание
детей на доброжелательное отношение шофера с
пассажирами: шофер громко объявляет остановки,
открывает и закрывает двери для пассажиров. На
роль шофера привлекать других детей — сначала
тех, которые посмелее (Кирилл, Дима), а затем и
тихих ребят. Чтобы игра развивалась, можно
изготовить атрибуты: шапочки для шофера, руль.
Выбрать контролера, сделать ему сумку. Контролер
будет раздавать пассажирам билеты.
С детьми провести беседы о работе
шофера, прочитать рассказ.
Самостоятельное проведение игровой
деятельности в первой половине дня
В дневнике пишут (слева):
«Самостоятельное проведение игровой
деятельности в первой половине дня».
План игры (например, в старшей
группе).
До завтрака:
настольно-печатные «Зоологическое
лото», «Кто ловкий?»;
строительные «Мост», «Гараж для
машин»;
сюжетно-ролевая «Парикмахерская».
После завтрака и между занятиями:
дидактическая «Узнай по описанию»;
хороводная «Карусель».
На прогулке:
подвижные «Хитрая лиса», «Эстафета»;
дидактические
«Съедобное-несъедобное», «Узнай по описанию»;
сюжетно-ролевые «Семья», «Метро»,
«Магазин»;
с природными материалами (песок,
снег) «Тоннель», «Лабиринт», «Сказочный дворец».
Ниже — конспект-приложение (активная
практика).
На правой стороне дается анализ,
например: до завтрака организовала игры,
намеченные в плане. Заметила, что самостоятельно
в игру «Зоологическое лото» дети играют плохо.
Приходилось вовлекать детей в игру. Лена И. и
Андрюша П. мало знают диких животных, дала им
знания. Игра «Кто ловкий?» очень понравилась
детям, но, видимо, следует иметь ее в двух
экземплярах, чтобы не устанавливать очереди
поиграть. Строят дети с удовольствием, но
замечают, что группа «строителей» почти одна и та
же. Лидирует Сережа К.; пришлось вовлечь в игру
Костю С., Диму И., Олега П. Помогла в строительстве
моста.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рисование
Весь материал готовится заранее.
1. В соответствии с видом рисования,
темой занятия подготовить бумагу разного
формата, фона (можно использовать цветной
полукартон или тонировать бумагу акварельными,
гуашевыми красками, тушью и т.п.).
2. Гуашевые краски разводятся водой до
густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не
обсыпались после высыхания, их можно разводить
молоком.
Для занятий с детьми младшей группы гуашевые
краски разливаются в небольшие баночки; чтобы
вода не испарялась, можно накрыть их бумагой,
газетой, смоченными водой.
3. Воду для промывания кистей наливают
в стеклянные банки емкостью 0,5 л, ее можно налить
утром и поставить банки на поднос.
В младших группах, если дети рисуют краской
одного цвета, воду не готовят. Банок может быть
больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере
загрязнения воды поменять банку с водой. Это
целесообразно делать и в старших группах, чтобы
дети не отвлекались и не нарушали творческий
процесс.
4. Бумагу для рисования необходимо
подписать: в нижнем правом углу карандашом
написать имя ребенка и начальную букву фамилии.
5. Кисти для рисования ставят в
подставки; в младшей группе дети рисуют одной
толстой круглой или флейцкевой кистью среднего
размера, а в старшей и подготовительной к школе
группах дети рисуют двумя кистями: толстой и
тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.
6. Карандаши необходимо хорошо
заточить; в младшей группе их можно поставить в
стаканчики, подставки, позже предлагать в
открытой коробке для карандашей; в средней
группе карандаши даются в коробке. Для рисования
карандашами в старших группах необходимо
использовать 18—24-цветные коробки карандашей. В
этой же коробке или отдельно у старших
дошкольников должен быть простой карандаш.
7. Весь материал для рисования
(изобразительные материалы, банки с водой,
салфетки для осушения кистей, подставки для
кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда
его берут дети перед началом рисования. Туда же
ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует
помнить о том, что часть изобразительных
материалов хранится в столах у детей, поэтому до
занятия необходимо вместе с детьми проверить, в
каком состоянии эти материалы.
8. Особое внимание необходимо уделить
размещению наглядного дидактического материала
для занятия, подготовить подставку для натуры,
продумать место размещения натуры или
нескольких натур.
9. По окончании занятия организуется
просмотр и анализ рисунков детей, поэтому
следует продумать, где будут размещены рисунки
(на специальном столе, на мольбертах, на доске и
т.п.).
10. Современные требования к проведению
занятий изобразительной деятельностью
предусматривают связь изобразительной
деятельности с другими видами деятельности
детей: с игровой, музыкальной, речевой,
театрализованной, — поэтому педагог не говорит,
что занятие закончено, он создает условия для
перехода к другому виду деятельности.
Лепка
Основной пластический материал,
который используют в обучении детей лепке, — это
глина.
1. Глину готовят задолго до занятий, для
того чтобы она выстоялась, загустела и была в
таком состоянии, когда она не прилипает к рукам.
Готовую глину хранят в пластмассовом ведре с
крышкой или закрывают мокрой тряпкой,
полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во
влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.
В младшей группе глину формуют в столбик
величиной чуть больше детской ладони.
В средней группе на общий стол выставляют форму с
глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать
глины столько, сколько необходимо для того, чтобы
вылепить предмет или несколько предметов.
2. Дети младшей и средней групп могут лепить на
пластиковых досках. В средней группе необходимо
использовать поворотные станки, на которых
удобно не только обследовать предмет (народную
игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его,
не нарушая форму, обрабатывать поверхность
предмета и т.д.
3. Для лепки глиной необходимо ставить
на стол небольшие блюдца с водой или влажную
тряпочку, которой дети пользуются при
примазывании одной части предмета к другой, при
сглаживании поверхности формы.
4. Пластилин можно использовать во всех
возрастных группах.
Для лепки в младшей группе его до занятия слегка
разогревают (в сушильной камере, на батарее),
старшие дошкольники способны разогреть, размять
пластилин руками в момент объяснения задания
педагогом.
Сглаживать поверхность предмета, вылепленного
из пластилина, труднее. Дети делают это пальцами,
иногда применяется влажная тряпочка.
5. После лепки глиной дети могут
вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и
помыть руки.
После лепки пластилином необходимо вытереть
руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и
только после этого вымыть руки горячей водой.
6. Во всех возрастных группах дети
используют стеки — специальные палочки из
пластмассы, из дерева или из металла. Можно
использовать те, которые имеются в коробке с
пластилином, а также разнообразить их набор
петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из
легкого металла или пластика, палочкой с
заточенным концом, которую можно сделать из
сломанной или не пригодной для рисования кисти.
7. Для обработки и украшения
поверхности вылепленного предмета используют
разнообразные по форме и материалу печатки.
Аппликация
1. Во 2-й младшей группе дети выполняют
коллажи из готовых форм, которые получают на
подносе или в конверте.
2. В средней группе дети учатся
вырезать ножницами части, из которых
складывается целое изображение, поэтому
получают заготовки на подносе.
3. В старшей группе детям дают
заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к
школе группе детям предлагают набор цветной
бумаги для самостоятельного подбора цвета
бумаги и формата.
4. В качестве основы для коллажа
используют цветной картон и полукартон.
5. Бумагу-основу можно тонировать в
нужный цвет таким образом, чтобы бумага при
пользовании клеем не пачкалась.
6. Для приклеивания изображения
используют только клейстер, только работа с
частями сухих растений, с поролоном и тканью
допускает использование синтетического клея, но
в этом случае педагог проводит индивидуальную
работу и оказывает помощь и контроль.
7. Все материалы для занятия
аппликацией: кисти, салфетки, подкладки под
бумагу — должны быть чистыми.
8. Материалы, в том числе и ножницы,
выставляются на отдельный стол, и дети
самостоятельно готовят столы к занятию, а после
занятия каждый из детей моет кисть, собирает
обрезки и выбрасывает в корзину для мусора.
Розетка для клея и салфетки могут помыть и
постирать дежурные.
9. Ножницами дети работают под
руководством воспитателя, который обязан
следить за правильным пользованием ими и
контролировать технику безопасности.
10. Обрезки бумаги, которые можно
использовать повторно в качестве мелких деталей,
следует собирать в красивую коробку и выставлять
ее как на занятии, так и для творческой
деятельности вне занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ
ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
В день проведения музыкального
занятия в дневнике практики должна быть
спланирована работа с детьми на первую половину
дня, которую проводит, по усмотрению
руководителя практики, одна из учащихся или обе
поочередно.
ПРИМЕР ПЛАНА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ (ДЛЯ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ)
Ходьба — «Марш» (муз. Ломовой) —
ходить бодро.
Бег — муз. «Ах, ты, береза» — бегать
врассыпную легко, останавливаться (русская
народная песня) с окончанием музыки.
Выставление ноги с пятки на музыку —
познакомиться с движением, русской народной
песни «Пойду ли я» учить двигаться в умеренном
темпе.
Музыкально-дидактическая игра —
различать звуки по высоте. «Ну-ка угадай-ка» (муз.
Тиличеевой) (без движений)
Пение: «Зима прошла» (муз. Метлова) —
правильно передавать мелодию.
«Серенькая кошечка» (муз. Витлина) —
петь выразительно, без напряжения.
Слушание: «Лошадка» (муз. Потоловского)
— узнать пьесу.
Игра «Веселая девочка Алена» — уметь
менять движения (муз. Филиппенко) в соответствии
с двухчастной формой.
Ходьба — «Марш» (муз. Парлова)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА
ПРОГУЛКЕ
1. Организовать с детьми наблюдения
за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать
за явлениями природы и устанавливать связь между
ними. Познакомить детей с характерными
особенностями времени года. Рассказать, что
осенью листья на деревьях... (см. Программу).
Учить детей наблюдать за сезонными явлениями в
природе. Уточнить представления детей об этих
явлениях. Учить детей наблюдать явления природы,
анализировать, устанавливать причинные связи и
зависимость. Учить делать выводы о некоторых
закономерностях и взаимосвязях.
2. Организовать с детьми наблюдения
за состоянием погоды. (Понаблюдать с детьми за
погодой.) Отметить с детьми погоду. Учить детей
определять и называть состояние погоды.
Предложить детям рассказать, какая сегодня
погода. Предложить ответить на вопросы: какая
сегодня погода, сегодня холодно или тепло,
солнечно или пасмурно, ветреный день или
безветренный. Уточнить, как дети решили, что
сегодня такая погода.
Учить детей определять состояние погоды по
характерным признакам: дует ветерок, деревья
качаются, значит, ветреная погода; светит солнце,
на земле тени — значит, погода солнечная; на
деревьях иней, снег нелипкий — морозная погода.
Закрепить представления детей о сезонных
явлениях, о сезонных изменениях в природе.
3. Организовать с детьми наблюдения
за животным миром. Организовать с детьми
наблюдение за птицами, за их поведением, внешним
видом, окраской, оперением. Воспитывать желание
ухаживать за ними. Оберегать, подкармливать.
Организовать наблюдение за животными, их
особенностями внешнего вида, повадками. Уточнить
знания детей об образе жизни животных (домашних и
диких), повадках, уходе за животными.
Организовать с детьми наблюдение за насекомыми.
Учить детей распознавать животных, птиц,
насекомых по окраске, звукам, способу
передвижения, поведению. Дать детям
представления о жизни животных, птиц, насекомых в
разное время года. Уточнить знания детей о
животных, о том, почему их надо оберегать, как за
ними ухаживать.
Привлечь детей к наблюдению за обитателями
животного уголка. Дать поручение детям... (см.
Программу).
4. Наблюдение за неживой природой (в
лесу, поле, лугу, саду, на участке детского сада).
Организовать с детьми наблюдение за растениями,
деревьями. Учить детей сравнивать растения,
деревья. Различать в них отличительные
особенности. Дать детям представления о
выращиваемых растениях, уходе.
Учить детей правильно вести себя в природе,
поговорить с ними о бережном отношении к
растениям, об охране природы, уходе за ними, о
правильном поведении в природе (не ломать кусты,
не рвать цветы, а ухаживать за ними). Дать детям
представления о растениях, деревьях в разное
время года (см. Программу).
Учить детей различать растения, деревья,
кустарники по коре, листьям, цветам и плодам.
5. Привлечь детей к наблюдению за
явлениями неживой природы. Учить детей
отмечать, какие изменения произошли за прошедший
период. Привлечь детей к уходу за растениями,
деревьями (см. Программу). Воспитывать у детей
любовь к окружающей природе, желание оберегать и
сохранять ее.
6. Дать детям представления о
переходе воды в твердое состояние и наоборот. Приготовить
с детьми цветную воду, разлить ее в разные
формочки и поставить на холод. Предложить детям
понаблюдать, что происходит с водой в формочках.
Когда вода замерзнет, вместе с детьми украсить
участок цветными льдинками. Вылепить с детьми из
снега небольшого снеговика, взять его в группу и
вечером, после сна, выяснить, что с ним произошло.
Спросить, почему он растаял.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
Елена НИКИФОРОВА,
кандидат психологических наук)
С 1995 года в работе со студентами
дошкольного отделения Московского
педагогического колледжа № 15 было апробировано
проведение практических заданий, материал
которых подбирался в соответствии с основными
темами теоретического курса психологии и
позволял проиллюстрировать психологические
закономерности возрастного развития. При
составлении заданий учитывалось, что студенты не
имеют того уровня психологической грамотности,
который позволит им проводить
психодиагностические методики. В связи с этим
для работы были отобраны достаточно простые для
проведения, несложные для детей, легкие в
обработке, наглядные и информативные задания.
Важным моментом в использовании данного вида
практической работы явилось то, что в ходе
проведения заданий с детьми студенты
отрабатывали умения, необходимые для построения
индивидуального взаимодействия с дошкольниками,
учились проводить наблюдение, выделяя яркие и
характерные реакции ребенка, фиксировать
выявленные особенности, анализировать их и
формулировать вывод относительно соответствия
выявленных особенностей возрастным нормам
психического развития. Так, например, задание
«Опыты Ж.Пиаже» позволяет наглядно увидеть
феноменальность мыслительной деятельности
ребенка, что зачастую действительно является для
студентов неожиданным открытием. Задание
«Изобразительная деятельность ребенка»
помогает понять природу и особенности детского
рисунка, увидеть стадиальность формирования
изобразительной деятельности, выделить
возрастные особенности восприятия предметов и
их передачи в образах рисунка, а также
закономерность влияния особенностей личности
ребенка на создаваемый образ. А насколько
значимыми являются замечания, формируемые
студентами самостоятельно в ходе знакомства с
материалом темы «Выявление школьной зрелости
ребенка» при обсуждении материала задания № 1
«Рисование мужской фигуры» в тексте К.Ирасека,
когда они отмечают, что на уровень выполнения
этого субтеста могут повлиять личностные
особенности детей! (Действительно, отсутствие у
фигуры человека рук обусловлено такой
психологической особенностью личности, как
скованность; при оценке же субтеста отсутствие
этой детали значительно снижает
результативность показателей.) Важно, что
подобные задания связаны с
поисково-исследовательской деятельностью и
позволяют ознакомить студентов с элементами
исследовательской работы.
Далее на практических занятиях
результаты проведения заданий, сформулированные
студентами выводы обсуждаются под руководством
преподавателя. Значимым является то, что эта
деятельность позволяет студенту овладеть
умениями вести дискуссию, доказывать свое
мнение.
В целом опыт проведения заданий по
курсу психологии в практической деятельности
показал, что эти методы обучения решают основные
задачи, поставленные на первой ступени
подготовки специалистов в системе
«Педагогический колледж — вуз» и способствуют
профессионализации подготовки будущих
педагогов-воспитателей к работе с детьми,
построенной с учетом индивидуального и
личностно-ориентированного подходов.
Практическое задание № 1
Беседа с ребенком
Цель задания: составить и провести
беседу с ребенком.
Материал задания: цель беседы,
вопросы составляются на основе лекционного
материала (тема — «Методы психологии: беседа как
метод опроса») в соответствии с правилами
составления беседы.
Проведение задания: задание
проводится с двумя детьми в индивидуальной
форме. Необходимо установить контакт с ребенком
и предложить ему ответить на вопросы. В том
случае, если ребенок не проявляет желания
беседовать, задание проводится с другим
ребенком.
В практических тетрадях отмечаются
фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения
беседы; приводится составленный опросник.
Записываются ответы и яркие реакции ребенка на
вопросы. В результате формируется общий вывод,
построенный в соответствии с поставленной
целью (относительно результативности беседы с
каждым ребенком).
Практическое задание № 2
Сенсорное развитие ребенка
Цель: выявление уровня овладения
ребенком дошкольного возраста сенсорными
эталонами в соответствии с нормами возрастного
развития (с опорой на материал лекции «Сенсорное
развитие ребенка-дошкольника»).
Материал: Подготовленный
самостоятельно набор стимульного материала,
включающего сенсорные эталоны цвета и формы
соответственно возрастной группе, в которой
планируется провести задание (опора на схему в
лекционном материале). Стимульный материал
прилагается к заданию.
Перечень сенсорных эталонов:
1) цвета: черный, белый, желтый, красный,
зеленый, синий, голубой, коричневый, фиолетовый,
оранжевый;
2) формы:
Проведение: задание проводится с
двумя детьми в индивидуальной форме. Вступить в
контакт с ребенком, заинтересовать его заданием.
Предложить стимульный материал, предложить
назвать цвет и форму. В том случае, если ребенок
отвечает верно, в таблице ставится «+», если
затрудняется — попросить назвать, какой предмет
напоминает ребенку цвет или форма стимульного
материала.
На основании проведенного задания
формируется общий вывод о соответствии
возрасту особенностей сенсорного развития
детей, выявленных в ходе работы (не сравнивать
детей между собой!).
Практическое задание № 3
Феномены детского мышления (по теории
Ж.Пиаже)
Цель: исследовать феномены
мышления ребенка, выявленные в теории Ж.Пиаже
(опора на лекционный материал).
Материал:
1. Опросный лист 1 «Стаканчики с водой»,
карандаш.
2. Два одинаковых по объему кусочка пластилина
(скатать в виде шариков).
3. Два куска проволоки одинаковой длины (в виде
пружинок).
4. Десять фишек (пуговиц) двух цветов.
5. Опросный лист 2 «Гора», цветные карандаши.
Проведение: работа проводится с
двумя детьми в индивидуальной форме (указать Ф.И.,
возраст). Заинтересовать ребенка заданием,
предложить его вниманию следующие опыты
«поиграть в интересные игры»:
1. На опросном листе 1 отметить уровень
воды, который будет в правом ряду стаканчиков
после переливания воды из стаканчиков левого
ряда (поочередно).
2. Показать пластилиновые шарики,
задать вопрос: «Как ты думаешь, одинаковое ли в
этих шариках количество пластилина?» Из одного
шарика на глазах у ребенка сделать лепешку
(сплющить), задать вопрос повторно.
3. Показать проволочные пружины,
спросить: «Одинаковое ли в этих пружинах
количество проволоки?» Растянуть одну пружинку,
задать вопрос повторно.
4. Разложить фишки в два ряда:
Задать вопрос: «Как ты думаешь,
одинаковое ли количество фишек в рядах?»
Раздвинуть один из рядов:
Повторить вопрос.
5. Предложить на горе (опросный лист 2)
нарисовать траву, цветы, деревья.
Ответы детей на поставленные вопросы,
яркие реакции, высказывания фиксируются в
практических тетрадях. Сделать вывод об
уровне интеллектуального развития детей
(отдельно по каждому ребенку):
определить стадию интеллекта по
теории Пиаже (на основе 1—4-го заданий) и
соответствие данной стадии возрасту ребенка,
определить, преодолел ли ребенок
эгоцентризм мышления (5-е задание), соответствует
ли данная особенность возрасту.
Практическое задание № 4
Определение объема образной памяти
Цель: определить объем образной
памяти ребенка дошкольного возраста.
Стимульный материал: таблица с
образами для запоминания, которая
изготавливается студентами самостоятельно,
содержит яркие, простые и понятные для
запоминания образы — 9 образов (см.пример).
Проведение: методика
проводится с двумя детьми в индивидуальной
форме. Ребенку предлагается поиграть в
интересную игру, произносится инструкция
(дословно): «Давай поиграем. Я тебе покажу
картинку, на ней нарисовано много предметов.
Внимательно посмотри на них и постарайся
запомнить как можно больше предметов». Картинка
показывается на 20 секунд, затем убирается.
Ребенку задается вопрос: «Назови те предметы,
которые ты запомнил». Названия предметов,
которые ребенок запомнил, отмечаются в
практических тетрадях. Там же оформляются
сведения о фамилии, имени и возрасте детей и
формируется вывод, в котором следует
сравнить объем выявленной у каждого из детей
памяти с нормой памяти (7+\–2).
Практическое задание № 5
Креативность (творческое мышление)
Цель: определить особенности
развития креативности у ребенка д/в.
Материал: опросные листы (2
экземпляра), простой карандаш.
Опросные листы — половина листа А4, в
центре — изображение фигуры (изготавливается
студентами самостоятельно):
Проведение: задание проводится с
двумя детьми одновременно.
Подготовить рабочие места для детей
таким образом, чтобы они были удалены друг от
друга (дети должны быть лишены возможности
подглядывать).
Предложить детям поиграть, показать
им опросный лист и дать задание. Инструкция:
«Эти фигурки тебе нужно дорисовать.
Посмотри на них внимательно, подумай, какую
картинку ты можешь из них сделать, и дорисуй так,
как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои
рисунки были необычными». После того как ребенок
дорисовал, необходимо попросить его придумать
необычное название картинок (название
записывается на обратной стороне листа).
Произвести оценку выполнения задания
(по 3-балльной шкале, каждый рисунок):
0 баллов — отказ, к фигуре ничего не
дорисовано;
1 балл — создан образ, который
является основой рисунка, образ плохо
разработан, схематичен;
2 балла — образ разработанный,
содержит в себе много деталей, является
второстепенной частью фигуры;
3 балла — создан сюжет, фигура
является мелкой частью.
Затем производится общий подсчет
баллов по всем десяти заданиям, определяется
уровень креативности детей:
— до 5 баллов — низкий уровень,
— 6—10 баллов — средний уровень,
— более 11 баллов — высокий уровень.
Практическое задание № 6
Изобразительная деятельность
Задание рассчитано на проведение с
детьми раннего возраста (с двух лет) и
дошкольного возраста, с двумя детьми.
Цель задания: определить этап и
стадию развития изобразительной деятельности,
некоторые особенности личности ребенка.
Материал: альбомный лист бумаги,
цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
В практических тетрадях следует
отметить фамилию, имя, возраст ребенка, дату
выполнения задания.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста,
на этом листе человека так, как ты умеешь». В том
случае, если ребенок отказывается рисовать
человека, ему разрешается нарисовать то, что он
хочет. В этом случае у ребенка следует спросить,
что он хочет нарисовать, а потом узнать, что у
него получилось (это отмечается в практических
тетрадях). Затем задание повторяется. Важно
подчеркнуть, что взрослому интересно посмотреть,
что у ребенка получится, сказать ему о том, что
сейчас он художник и может рисовать так, как ему
хочется, как он умеет. Если и после повторной
инструкции ребенок отказывается выполнить
задание, его просят попробовать нарисовать
человека, а затем, если он не согласится,
заканчивают работу (это тоже отмечается в
практических тетрадях).
В том случае, если ребенок нарисовал
человека, его просят рассказать о том, кто у него
получился (мужчина, женщина, девочка, мальчик),
что он делает. Рисунок и все ответы, а также яркие
реакции ребенка вносятся в практическую тетрадь.
Рисунки детей анализируются (отдельно
каждый рисунок с обоснованием описываемых
особенностей) на основании следующих параметров:
1) этап и стадия изодеятельности —
опора на лекционный материал;
2) особенности личности:
самооценка — определяется в
соответствии с размером рисунка:
высокая — большой размер рисунка;
средняя — средний размер;
заниженная — мелкий рисунок;
уровень притязаний —
определяется в зависимости от расположения
рисунка на листе:
стеничность (энергетический
тонус) — в зависимости от нажима карандаша (опора
на лекционный материал «Теория
психодинамических качеств личности B.C. Мерлина»):
активность психической
деятельности определяется в соответствии с
расположением рисунка на листе:
высокий уровень активности — рисунок
расположен в левой части листа;
средний уровень — в центре листа;
низкий уровень (пассивность) — в
правой части листа;
показателем пассивности является
отсутствие рук у изображенной фигуры человека;
основные качества личности
тревожность — после
получения задания ребенок, как правило, заявляет:
«Я не умею рисовать человека» (исключение
составляют дети до 4 лет), — в процессе рисования
может прикрываться, часто использовать ластик; у
нарисованного человека имеется увеличенный
размер глаз, часто без зрачков; после рисования
ребенок может высказывать желание забрать
рисунок с собой;
агрессивность — в изображении
доминируют оттенки красного цвета, фигура
человека часто изображается с поднятыми руками,
предметами в руках или увеличенными кулаками;
демонстративность (стремление
находиться в центре внимания, получать поощрение
поступков, проявлять способности) — украшенная
фигура человека: четко прорисованные глаза
(ресницы, зрачки и т.д.), красивое платье, корона,
пышные волосы и т.п.;
потребность в эмоциональном
контакте с родителями — помимо фигуры
человека, имеется большое количество
дополнительных деталей: цветы, деревья, строения,
звери, птицы, другие люди.
По результатам проведения задания
формируется вывод, в ходе которого
сравниваются выявленные особенности
изодеятельности и личности детей.
Практическое задание № 7
Игровая деятельность
ребенка-дошкольника
Цель: изучение проявляемых детьми
особенностей сюжетно-ролевой игры.
Материал: специального нет.
Ход работы: провести наблюдение за
особенностями прохождения свободной
сюжетно-ролевой игры, оформить выявленные
особенности в схеме (прилагается ниже). Дать
анализ соответствия наблюдаемой игры
особенностям возрастного развития (опора на
лекцию).
Схема наблюдения:
Заполнить схему наблюдения, сделать вывод
относительно выявленных в ходе задания
особенностей свободной игры детей и
соответствия этих особенностей необходимым для
наблюдаемого возраста нормам.
Практическое задание № 8
Исследование общения
С целью выявления особенностей
взаимоотношений в группе, выявления симпатий к
членам группы проводится методика «Два
домика».
Стимульный материал: лист бумаги,
на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один
из них побольше, красного цвета, другой —
поменьше, черного цвета. Как правило, эти рисунки
не заготавливают заранее, а рисуют на глазах у
ребенка карандашами красного и черного цветов.
Проведение: задание выполняется с
двумя детьми 3,5—4 лет поочередно.
Ребенку предлагается поиграть. Взрослый
изображает домики, в процессе их рисования
рассказывают, что в одном — красном домике —
много разных игрушек, книжек, а в другом
практически нет. Затем дается следующая
инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь,
что красный домик принадлежит тебе и ты можешь
пригласить к себе всех, кого захочешь. Подумай,
кого из ребят своей группы ты бы пригласил к
себе» (в процессе рассказа ребенка те, кого он
называет, записываются в красный домик). А кого ты
поселишь во второй домик (имена и фамилии детей
также записываются)? В том случае, если ребенок
желает поместить в домиках взрослых, они также
записываются.
После окончания беседы можно спросить,
не хочет ли ребенок кого-нибудь поменять местами,
не забыл ли он кого-нибудь.
Анализ результатов: симпатии и
антипатии ребенка прямо связаны с размещением
сверстников в красном и черном домиках. Особое
внимание следует обратить на тех детей, которые
большинство своих сверстников отправляют в
черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая
себя взрослыми (это или необщительные, или
конфликтные дети, испытывающие проблемы в
общении).
В практических тетрадях отмечаются
фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения
задания, а также наиболее яркие реакции,
высказывания ребенка. Материал задания
прилагается.
На основе проведенного анализа
формируется вывод об общих выявленных в ходе
задания особенностях общения детей (по каждому
ребенку отдельно).
Практическое задание № 9
Определение особенностей развития
мелкой моторики ведущей руки
Цель задания: определить
особенности развития мелкой моторики. Для
решения цели используются методики «Дорожки» и
«Птенчики». Также решается задача выявления
ведущей руки.
Стимульный материал: для
проведения первой методики — простой карандаш,
опросный лист (см. на с. 64, расстояния между краями
дорожек — 1 см). Для проведения второй методики —
коробочка из двух частей с мелкими предметами
(например, можно использовать коробочку для
скрепок и мелкие скрепки или бусинки; лучше,
чтобы они были цветными); для детей до четырех лет
— 10 предметов, для более старших — 15 предметов.
Проведение задания: методики
проводятся с двумя детьми в индивидуальной
форме, до 4-х лет — методика «Птенчики», начиная с
4-х лет — обе методики. В практических тетрадях
фиксируются фамилия, имя, возраст ребенка, дата
проведения задания, а также наиболее яркие
реакции, высказывания ребенка.
Методика «Птенчики»: ребенку
предлагается поиграть: открывается коробочка,
предметы высыпаются в более глубокую ее часть,
рядом ставится верхняя часть; обе части
коробочки ставятся перед ребенком. Дается
инструкция: «Это маленькие птенчики. Какие они
красивые! Они сидят в гнездышке. Тебе нужно
пересадить их из одного гнездышка в другое». В
практической тетради необходимо отметить, какой
рукой ребенок перекладывает предметы (если двумя
руками одновременно или поочередно — это
записывается), насколько ловкими являются
движения, все ли предметы переложил ребенок.
Методика «Дорожки»: перед ребенком
кладется лист со стимульным материалом, на
середину листа — карандаш.
В игровой форме ребенку предлагается
«проехать» по каждой из дорожек к домику
поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по
дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя
машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо
аккуратно, так, чтобы машинка ехала только
вперед, не останавливалась и не выезжала за края
дорожки — иначе случится авария». В практических
тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок
держит карандаш, правильно ли он его держит, не
меняет ли руку. В анализе также отмечается,
насколько плавной является проведенная линия, ее
сила.
По результатам проведения задания
формируется вывод, в ходе которого
сравниваются выявленные особенности мелкой
моторики и фиксируется результат о выявлении
ведущей руки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Наталья СКОПИНОВА,
преподаватель педагогики
Профессиональная подготовка
специалистов дошкольного образования
осуществляется путем овладения теорией на
уроках дошкольной педагогики и умениями, которые
приобретаются в процессе педагогической
практики. Сочетание теоретического материала с
выполнением практических заданий способствует
эффективной подготовке воспитателя для
дошкольных учреждений.
С помощью системы заданий студенты
закрепляют теоретический материал, более
глубоко осознают и понимают его, в некоторых
случаях самостоятельно подходят к выявлению
определенных возрастных закономерностей
развития детей дошкольного возраста. Кроме
этого, студенты знакомятся с практическими
подходами к решению проблем дошкольников, у них
формируются способы общения, обеспечивающие
установление личностно-ориентированного
взаимодействия с ребенком, учатся
диагностировать развитие личностной и
интеллектуальной сферы отдельного ребенка,
анализировать педагогическую деятельность и
осуществлять текущее и перспективное
планирование.
Использование заданий для
педагогической практики осуществляется в виде
самостоятельной работы в детском саду с
последующим обсуждением результатов на уроках
дошкольной педагогики.
Ниже представлены некоторые задания
для педагогической практики, используемые при
изучении предмета «Дошкольная педагогика».
1. Тема: «Умственное воспитание детей
дошкольного возраста». Провести беседу с детьми
своей возрастной группы по следующим вопросам:
«если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты
пожелал? Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы
ты на нем полетел? В волшебной стране живет
мудрец, он все знает, о чем бы ты хотел его
спросить? Сегодня волшебный день, ты можешь
делать все что хочешь, что бы ты стал делать?»
Сделать выводы по результатам беседы о наличии
познавательного интереса у детей дошкольного
возраста.
2. Тема: «Обучение детей дошкольного
возраста». Провести наблюдение за деятельностью
детей подготовительной группы на занятиях и
определить уровень развития учебной
деятельности.
3. Тема: «Нравственное воспитание детей
дошкольного возраста». Провести беседу с детьми
дошкольного возраста по следующим вопросам: «Ты
добрый(ая)? Что значит быть добрым?» По ответам
детей определить осознанности этических
представлений.
Все задания для педагогической
практики не завершают тему, а являются ее
логическим продолжением. Так, после проведенного
наблюдения за деятельностью детей на занятии
студенты определяют методику работы с
дошкольниками, имеющими разный уровень
сформированности учебной деятельности; после
проведения беседы по теме «Нравственное
воспитание детей дошкольного возраста» студенты
выявляют особенности формирования этических
представлений у детей младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста; после анализа
содержания игр и уровня развития сюжетно-ролевой
игры у дошкольников разрабатывают методические
рекомендации для воспитателей по руководству
игровой деятельностью дошкольников.
Таким образом, система заданий для
педагогической практики на уроках дошкольной
педагогики ориентирует студентов на творчество,
педагогическую импровизацию, поиск новых форм и
методов воспитания и обучения, готовит к
экспериментально-поисковой работе с детьми
дошкольного возраста.
Тема: «Нравственное воспитание детей
дошкольного возраста»
Цель: определить степень
осознанности детьми среднего и старшего
дошкольного возраста этических представлений на
основе анализа двух серий бесед, занести
полученные результаты в таблицу.
Вывод
Тема: «Обучение детей дошкольного
возраста»
Цель: определить уровень развития
учебной деятельности детей подготовительной
группы, наблюдая за их деятельностью на занятиях,
занести полученные результаты в таблицу.
Вывод
Тема: «Умственное воспитание детей
дошкольного возраста»
Цель: выявить наличие
познавательных интересов, опросив детей своей
возрастной группы, занести полученные
результаты в таблицу, отметить ответы с
выраженными познавательными интересами.
Вывод
Тема: «Игра дошкольника»
Цель: изучить особенности
организации и руководства творческими играми
дошкольников, проанализировать итоги своих
наблюдений, ответив на следующие вопросы:
Какие взаимоотношения взрослых
отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх?
Какие виды деятельности взрослых
воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых
играх?
Какова структура сюжетов (однотемные
или многотемные, одноперсонажные или
многоперсонажные)?
На каком этапе (по Д.Б. Эльконину)
находится развитие игры у детей вашей группы?
Какие роли дети исполняют в своих
играх?
Проявились ли элементы сотворчества
в руководстве сюжетно-ролевой игры?
Какие виды игр встречаются чаще у
детей вашей группы?
Проявляются ли в играх детей
стереотипы поведения, связанные с их половой
принадлежностью?
Одобряют или отвергают дети в игре
эти стереотипы?
Верны ли стратегия и тактика игрового
взаимодействия воспитателя с детьми?
* Составила группа преподавателей
педагогического колледжа № 15 г. Москвы под
руководством Александры Козловой.
|