Служить рад. Выслуживаться тошно…
Лев
Васильевич Павлов, ныне генерал-лейтенант в
отставке, был участником событий во всех
«горячих» точках России минувшего десятилетия. В
последние годы Павлов командовал Приволжским
округом внутренних войск МВД России.
Чтобы встретиться с этим замечательным
человеком, нашему специальному корреспонденту
пришлось отправиться в Нижний Новгород.
Сегодня Лев Васильевич руководит нижегородским
региональным отделением Общероссийской
общественной организации «Инвалиды внутренних
войск России» и воспитывает внука, о котором
говорит с гордостью и плохо скрываемой дедовской
нежностью. Вове семь лет, и он, продолжая традицию
семьи, мечтает стать офицером.
Значит, решили мы, Лев Васильевич может
поделиться своим «педагогическим» опытом с
нашими читателями и ответить на непростой
вопрос, что и как рассказывать малышам о
российской армии.
Как рассказывать детям об армии? О
солдатах, о воинской жизни?
Рассказ, знаете ли, для воспитания меньше значит,
чем то, что ты сам, своими глазами смог увидеть.
Увидеть, а потом обдумать.
Я, например, когда еду в какую-нибудь
воинскую часть, частенько беру мальчишку с собой:
пусть смотрит. Причем я ему не говорю: «Смотри
туда, смотри сюда. Это плохо, а это хорошо». Пусть
он все увидит, что на глаза попадается. А потом я
его спрашиваю: «Ну, что? Понравилось или нет?
Какие у тебя впечатления?»
И вот, казалось бы, внуку семь лет, а он
уже серьезно так рассуждает: «Знаешь, деда, я тебе
скажу: не все хорошо. Вот в казармах солдаты спят
на кроватях в два этажа. Это как-то не очень… Ведь
упасть можно!» или «А почему в столовой они из
каких-то железок кушают? Некрасиво как-то».
Иногда и такое заметит: «Деда! А почему офицер так
кричал на солдатика, который нам ворота
открывал?» Тут, правда, я коротко отвечаю: «И в
офицерской семье не без урода!» Но я ничего не
пытаюсь от него скрывать. Пусть знает и о том
плохом, что есть. Пусть думает внутри себя, что
так не должно быть. Но я не боюсь, что это отобьет
у него желание быть военным. Потому что хорошего
все равно больше. Вот, например, он как-то увидел,
как солдаты спецподразделения преодолевают
полосу препятствий. Это, знаете ли, сильное
впечатление! Такая нагрузка под силу только тем,
кто служит в спецвойсках. Внук видит, как тяжело
эта полоса дается молодым солдатам. Естественно,
у него возникает вопрос, зачем нужно так
тренироваться. Я объясняю: чтобы воевать, солдат
должен быть умелым, должен быть готов к
перегрузкам. Тут, как Суворов говорил: «Тяжело в
ученье, легко в бою!»
Внука эта тренировка поразила. Конечно
же, ему хочется быть, как эти солдаты. Я ему
говорю: «Ну, иди, примерься, пробеги немного!»
Он пробежал, вернулся и говорит: «Да, дед, долго
мне еще учиться!..»
Вот как учит наглядный пример!
Я бы советовал педагогам в канун Дня
защитника Отечества сводить детей на
экскурсию в ближайшую военную часть.
Пусть посмотрят на солдат. Это важно, очень важно.
Может, конечно, после такой экскурсии ребенок и
не захочет идти в армию. Что ж! Сегодня человек
может и без оружия в руках послужить Родине. Для
этого и закон специальный разрабатывался — об
альтернативной службе. Это ведь мы по старинке
привыкли считать патриотизмом только военный
патриотизм. А патриотизм — понятие более
широкое. Главное, чтобы служба честной была.
Прятать армейскую жизнь от чужих глаз
— неправильно. Надо так делать, чтобы ее, эту
армейскую жизнь, не стыдно было людям показать.
Может, ребенок после этих впечатлений, наоборот,
начнет себя с малолетства к военной службе
готовить. Сам. И тогда военная служба тоже будет
его сознательным выбором, основанным на его
впечатлениях. Ведь настоящим военным только
добровольно стать можно.
Почему я, например, стал военным? Да
потому что в детстве у меня был достойный пример
для подражания — муж моей старшей сестры, Иван
Иванович, летчик. (Сам-то я из многодетной семьи —
девятый по счету.) Это был человек, который прошел
всю войну — от первого до последнего дня.
Он честно выполнял свой долг и не
стремился укрыться от опасности. Но никогда этим
не кичился, никогда не болтал попусту. Знаете, у
нас ведь много болтунов: и во время войны они
были, а сейчас — и говорить не хочется. Так вот,
Иван Иванович был человеком высочайшей культуры
— образованный, с чувством внутреннего
достоинства и абсолютно честный. В общем, был
настоящий боевой офицер, который мог бы достойно
встать в один ряд с замечательными офицерами
нашего богатого исторического прошлого. Я у него
многому научился.
Главное, понял: настоящий военный все
свои силы отдает добровольно избранному пути. И
он так по этому пути шагать должен, чтобы
окружающие — и домашние, и младшие офицеры, и
солдаты — заражались его отношением к службе.
Надо так себя вести, чтобы тем, кто рядом,
хотелось на тебя равняться.
И погоны твои — не способ теплое
местечко в жизни отвоевать.
Я за время службы сменил девятнадцать
мест назначения. А каждый переезд — тут со мной
все согласятся — равнозначен стихийному
бедствию. Так ведь это же воинская служба! На что
тут жаловаться? Жене моей, конечно, было нелегко.
Особенно поначалу, когда пришлось из Москвы в
Сибирь переезжать. Но ехать за мной или не ехать
— такого вопроса для нее не существовало. Я ее в
шутку декабристкой называл. Военный человек
обязан выполнять приказы. Даже те, которые ему не
нравятся.
Он должен усвоить особое отношение к
государственной символике и к президенту. К
президенту как к символу, а не как к человеку.
Нравится ли военному президент, не нравится ли,
Ельцин это или Путин, военный должен уважать
президента по одной простой причине: президент —
не частный человек. Он избран народным
большинством. И к флагу, гербу, гимну — ко всем
атрибутам государственности — офицер должен
испытывать уважение и любовь. Тогда и
правительственная награда будет им с особым
чувством ощущаться.
Вообще-то награда награде рознь. И я не
признаю наград, которые военные получают,
просиживая штаны в кабинете. Я и свои награды
по-разному чту. Есть у меня, например, Орден
Боевого Красного Знамени. Так это святыня. Медали
там всякие к пятидесятилетию того да столетию
этого я не признаю: сложил в коробок и закрыл.
Правда, одна медаль — «За отличие в
охране общественного порядка» — на особом счету.
Потому что я за нее чуть голову не сложил. Я тогда
командовал группировкой войск в Баку.
Международная террористическая организация
«Аваа» (та, что взрывы в московском метро
организовала) приговорила меня к смертной казни.
Приговор мне был подписан за ввод войск в
Карабах. Вошли-то мы туда с миротворческой
миссией. Да только террористам этого не
объяснишь. Десяти генералам тогда приговор
подписали. Пятерых до меня убили. Приговор же я на
коврике нашел, под дверью в гостинице.
Я сидел в «уазике» во время какого-то
митинга. Сзади — десантник-охранник. Рядом —
шофер. Народу на площади — тысяч сорок. Жара —
больше 30 градусов. Проходят мимо две женщины. (Мне
на женщин всегда не везло.) У одной в руках —
тканевая сумочка, крестиком вышитая. Только я
голову отвернул, как она метнула свою сумочку
через заднее открытое окно в кабину. А там —
гусятница с болтами и шайбами, часовой механизм и
400 г тротила. Как рвануло — у водителя голова
вперед, как мяч, вылетела. Десантника — в куски. А
я сидел рядом с открытой дверью. Так меня
взрывной волной через дверь вместе с сиденьем
выбросило. Жив остался, только контузило. А вот
террористкам не повезло. У них взрыватель
сработал на три секунды раньше времени, так что
убежать они не успели. Вот так-то.
Я за два месяца до взрыва уже знал, что
за мной охотятся. Но военный должен и к этому быть
готов. Это тоже реальность его службы. Быть
военным — не в балете выступать. Я за свою
военную жизнь четыре ранения получил. Но если бы
у меня этих ранений не было, какой тогда из меня
генерал?
Те, кто генеральское звание на паркете
получают, это не генералы. Я их за таковых не
считаю. И внука своего с таким генералом
знакомить не стану. Если ты свою карьеру в
военкомате делал, это что — карьера военного? Что
это за пример для будущего офицера? И может ли
такой генерал кому-то претензии предъявлять, что
тот в армии не служил? На него посмотреть, так
военная служба — это пьянство да взяточничество.
Иной раз, столкнувшись с пьяным
офицером, думаю: «Хорошо что внук пока еще не
отличает рядового от лейтенанта: тот в камуфляже
и этот в камуфляже». Конечно, пили офицеры всегда
и во все времена. Но чтобы до скотского состояния
напиваться? Офицер даже на миг о своей чести
забывать не должен! Если же ты себя обесчестил,
путь всегда один был: пистолет к виску.
Мой отец еще в Первую мировую воевал. И
заработал за свои подвиги четыре Георгиевских
креста. И вот какая-то женщина лихая его с пути
сбила, так что пропил он в кабаке свои кресты. Они
же золотые были! Так он потом, как в себя пришел,
простить себе этого не мог и снова поехал
добровольцем на фронт — чтобы позор с себя смыть
и награды свои вернуть. Не успел: революция
случилась.
Слава Богу, в нашей армии сегодня есть
офицеры, которые могут стать достойным примером
для молодежи.
Рядом с нашим городом находится
четвертая оперативная бригада внутренних войск.
В одной из рот есть кровать героя России старшего
лейтенанта Гурова. Когда дети приходят на
экскурсию в часть, их обязательно подводят к этой
кровати. И какой-нибудь солдат рассказывает о
подвиге Гурова, погибшего в Грозном.
Группа солдат вместе с Гуровым в ходе
боев в Грозном попала в окружение. Чтобы дать
возможность солдатам вынести из боя раненых,
Гуров сам лег за пулемет и четыре часа в одиночку
вел бой. Все для того, чтобы солдаты отошли. Не
солдат командира собой закрыл, а командир спас
своих солдат. Вот это офицерский подвиг! Вот что
должно быть основой офицерской морали. У нас во
всех уставах всегда написано было: «Сам погибай,
а командира спасай». И нигде не написали, что
командир несет ответственность за своих солдат.
А Гуров повел себя как «отец солдатам». И для
будущих офицеров это очень хороший пример. Не
случайно наше кадетское училище носит имя
Гурова. Сами ребята это предложили, так их
поразил подвиг лейтенанта.
А фамилию знаменитого ингуша Руслана
Аушева слышали, конечно? Он герой Советского
Союза. За что Аушев звание получил? Не за какую-то
там блестящую победу, а за то, что в ходе одной из
операций в горах Афганистана он так руководил
боями, что у него, тогда подполковника, не погиб
ни один солдат.
Вот на таких примерах должен
выстраиваться образ офицера.
Кстати, у моего внука есть специальная
военно-историческая библиотечка. Я подарил.
Зачем? Да затем, чтобы образ офицера, который
складывается в его голове, опирался на образы
подлинных защитников нашей Родины.
Он, например, прекрасно знает о нашем земляке
Минине, что против поляков-интервентов в свое
время выступил.
У нас в краеведческом музее висит
большая картина, на которой изображен Минин,
собирающий ополчение на площади. Внука эта
картина поразила. Он все расспрашивал, что да как
происходило в те времена, почему Минину
потребовалось собирать войско. Я ему объяснял:
Отечество оказалось в опасности, потому что в его
пределы вторглись враги, захватчики.
Так что пусть читает.
Там славные имена есть: Александр Невский,
Суворов, Кутузов… Это все военные, которые свое
Отечество защищали.
Так что нам есть, чему поучиться. И гордиться есть
чем.
Вот так.
|