Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2003

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Генеалогия: вчера и сегодня

  • Генеалогия — история рода, родословие.

  • Генеалогическое древо — изображение истории рода в виде разветвленного дерева.

Несмотря на то что на Руси издревле интересовались историей своей семьи, генеалогия как таковая появилась там сравнительно поздно. Регулярно русские родословия стали создаваться в ХVI веке, в период возвышения Москвы. Именно в Москве были записаны родословные росписи большинства московских семей, из поколения в поколение служивших при дворе. Велись родословия по мужской линии — кто от кого произошел. Но упоминания о браках, о женах и дочерях там не было. Оно и понятно: внимание к происхождению объяснялось не только историческим интересом, но в первую очередь необходимостью подтвердить положение своих предков при дворе и доказать степень родства с ними для получения чинов и продвижения по службе.

Постепенно — примерно к ХVII веку — родословие из последовательного перечисления предков превращается в историю семьи. Такая история изобиловала красочными деталями и подробностями о служении при дворе, об участии в баталиях. Часто подробности носили мифический характер. Так, представители знаменитого рода Челищевых утверждали: фамилия их возникла в результате того, что их родоначальника во время Куликовской битвы ранило из пушки в чело, — опуская неважную подробность: во времена Дмитрия Донского пушек еще не было.

Традицию рисовать генеалогические древа своих родов россияне переняли у европейцев. В Европе в период Средневековья, с его увлечением гербами и эмблемами, был обычай изображать свою родословную в виде дерева — символа жизненных сил и процветания семьи. В корнях располагали родоначальника, а на ветвях — потомков с женщинами и детьми.

Такие древа представляли собой красочные картины и служили распространенным украшением фамильных домов и замков. Иностранных путешественников, попадавших в Россию, удивляло отсутствие здесь подобных украшений.

В ХVIII веке к генеалогии стала обращаться историческая наука. В конце ХIХ — начале ХХ века в Петербурге и Москве были созданы генеалогические общества, изучающие историю дворянских родов.

Общества прекратили свое существование с началом Первой мировой войны. А после революции вспоминать о своей генеалогии стало не только не модно, но и опасно. В Советском государстве ценилось пролетарское происхождение, а ссылка на дворянские корни вряд ли могла сослужить хорошую службу.

Перелом в отношении к генеалогии наступил в 1962 году — в годовщину 150-летия Бородинской битвы. Среди участников Великой Отечественной войны нашлись такие, чьи предки сражались на Бородинском поле еще с Наполеоном. Они объединились в Союз потомков участников войны 1812 года. Это было началом возрождения генеалогической науки.

КОНТРАПУНКТ

Популярность генеалогии сегодня объясняется острым желанием преодолеть разрыв, образовавшийся в результате более чем семидесятилетнего отказа от традиций предшествующих веков: ведь исследование родословной своей семьи дает возможность ощутить причастность к истории страны.

Однако в некоторых случаях занятие генеалогией приобретает характер модного и небезопасного увлечения. В первую очередь речь идет о занятиях генеалогией с маленькими детьми. В частности, о рисовании генеалогических деревьев.

Педагоги часто предлагают детям и их родителям заполнить готовую схему так называемого «генеалогического древа», основанную на сомнительных представлениях о современной семье как семье полной и предполагающей наличие двух бабушек и двух дедушек. При этом не учитывается, что огромное количество малышей сегодня растут в семьях, состоящих из двух человек: ребенок и воспитывающий его взрослый.

Заполняя готовую схему, ребенок невольно акцентирует внимание на пустых клеточках — не только на том, что у него есть, но и на том, чего (кого) у него нет. Любой грамотный психолог скажет, что такая информация не способствует развитию позитивной «Я-концепции». Да еще тогда, когда генеалогические картинки подаются в сравнительном ряду. Объяснения взрослых, почему в схеме данного ребенка отсутствует тот или другой «предок», не всегда носят «героически-оптимистический» характер, и не всегда нужно торопиться с просвещением малыша по этому поводу.

Конечно, мы можем порадоваться за семьи, способные выстроить свою родословную до тринадцатого колена. Но не редки случаи, когда семейные концы «уходят в воду», потому что дедушка и бабушка ребенка были репрессированы или погибли во время войны. Это, безусловно, важная страница истории, но вряд ли нужно сообщать о ней ребенку в пять лет и наводить его на преждевременные вопросы.

Профессиональная этика обязывает педагогов учитывать эти возможные «погрешности», если они желают считаться культурными людьми.

Есть и еще одно обстоятельство, заставляющее отнестись с осторожностью к рисованию генеалогических деревьев.

Дело в том, что ребенок рисует дерево принципиально иначе, чем взрослый.

Как пишет Мария Осорина, замечательный психолог петербургской школы, автор бестселлера «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», малыш изображает не натуральный мир, а свою концепцию мироустроения. На его рисунке (если он сделан без нажима художественно грамотного взрослого) обязательно присутствует линия земли. Эта линия есть опора, на которой держится Мир. Примерно так же представляли себе древние Землю, лежащую на трех китах.

Все, что присутствует в Мире, держится на этой опоре: человек, дом, дерево. Маленький ребенок никогда по доброй воле не нарисует дерево с корнями, потому что оно, по его представлениям, не цепляется за землю, а прочно на ней стоит. Дерево это никуда не растет: оно есть, было и будет. Как и сам ребенок. А потому древо родословное до определенного момента является для него пустой абстракцией.

Но истории, которые рассказывает ему его живая и присутствующая здесь и теперь мама или бабушка, — не абстракция, если это истории о том, где они жили, что и как ели в их детстве, во что играли, кто и где покупал им игрушки. Так же значимы легенды о семейных реликвиях.

На какие бы подвиги ни толкали педагогов просветительские амбиции, нужно помнить: история только тогда входит в плоть и кровь детей, когда предлагаемый им материал адекватен возможностям их восприятия.

Ирина ОСИНА

Материал подготовлен с использованием «Энциклопедии для детей» издательства
«Аванта+» (том 5 — «История России»)

Рейтинг@Mail.ru