Без семьи
Название «детский дом» обманчиво. Не
потому что здание, в котором живут дети, не
соответствует нашим архитектурным
представлениям о доме. А потому что дом в нашем
понимании — это место, где тепло. И тепло это в
первую очередь душевное. Исходящее от мамы. Дети
детского дома растут без мам. Их можно накормить,
подлечить, выучить чему-то. Но место мамы
навсегда останется вакантным. Заполнить его
нечем и некому. Несмотря на все усилия взрослых.
Признаться, не много в России детских
домов, сотрудники которых могли бы с чистой
совестью сказать: «Делаем все, что в наших силах».
Иной раз думаешь: «Не воруют — и слава Богу!»
Поэтому дошкольный детский дом № 6 в
Нижнем Новгороде сильно отличается от «домов
скорби», в которых растут дети без родителей.
«Дом скорби» — не случайное
определение. Сегодня в подобных учреждениях
оказываются по большей части не сироты,
оставшиеся без родных (таких здесь четверо из
шестидесяти малышей), а так называемые
«социальные» сироты — дети, от которых родители
отказались после их появления на свет или
отбывают срок в местах лишения свободы. А есть
среди воспитанников и такие, которых от родимой
маменьки пришлось спасать.
Судьба каждого из этих детей могла бы
стать сюжетом для фильма ужасов. И Диккенс с его
«Оливером Твистом» здесь просто отдыхает.
Одного ребенка родители с четырех лет
заставляли побираться и били, если приносил мало
и на бутылку не хватало. Другого в реанимацию
доставила «Скорая»: восьмимесячный ребенок двое
суток плакал от голода в запертой квартире, пока
соседи не взломали дверь. Третьего постоянно
выгоняли на улицу, чтобы «гостям» не мешал, и он
ел из одной миски с собакой. Еще один малыш с трех
лет стал «разменной монетой»: в безденежные
периоды мать за дозу наркотиков отдавала его в
пользование мужикам.
Почти тридцать процентов детей
дошкольного возраста — воспитанников детского
дома — имеют опыт сексуальных контактов со
взрослыми.
«Поэтому, — объясняет заведующая
детским домом № 6 Вероника Серова, — было бы
наивно полагать, что мы имеем дело просто с
несчастными малышами. Практически все наши дети
страдают серьезными заболеваниями — и
соматическими, и психоневрологическими. ЗПР —
самый слабый диагноз».
Надо ли удивляться, что сотрудники
детского дома сталкиваются с невероятными
трудностями в работе со своими подопечными.
«Я приняла руководство детским домом
два с половиной года назад, — рассказывает
Серова. — Все мы — я и мои коллеги — до этого
работали в специализированном саду — для детей с
задержкой психического развития. Нам казалось,
что у нас есть опыт, и немалый, по коррекционной
работе. Мы научились вытягивать до нормы даже
очень сложных деток. Мы владели массой методик и
приемов. Но здесь…»
Диагноз тот же — ЗПР. Вроде бы та же
«задержка» — да не та. Одно дело, когда ребенок,
пусть с проблемами, растет в семье. Как бы ни было
тяжело родителям, они любят своего малыша. Они
готовы прикладывать усилия к тому, чтобы ребенок
развивался: надо только вовремя научить их этому.
Они рано или поздно пойдут на контакт с
педагогами, если убедятся в их добрых намерениях.
Но главное, что тяжесть ответственности за
ребенка, за его судьбу все-таки лежит на плечах
родителей. Это их крест. Педагоги — только
помощники.
В детском доме нет никого, кто бы
взялся нести крест полной ответственности. (Ведь
с наступлением школьного возраста дети перейдут
в другое учреждение!) И, так как заступить на
место родителей некому, ребенок волочит свой
груз сам. Характеры большинства детей искорежены
нелюбовью, грубостью и жестокостью. Дети
агрессивны, изворотливы и лживы.
Привычка побираться так въелась в них,
что после сытного завтрака (кормят в детском доме
хорошо — «по-санаторному») они могут толпиться у
забора, выпрашивая поесть у отдыхающих в парке:
«Тетенька! Дайте хлебушка корочку! У нас другие
тетеньки съели все. Мы голодные…»
Они могут быть невероятно жестокими по
отношению друг к другу. Ведь именно такой образ
человеческих взаимоотношений запечатлелся в них
с раннего детства. Они недоверчивы и хитры.
«Педагог, работающий здесь, не может
позволить себе мягкости, ласковых интонаций. Они
понимают только язык команд. А ласковая
интонация — это сигнал: «Да ты слабак! Мы тебя
сейчас сомнем, уничтожим!» Здесь педагог не может
рассчитывать на то, что дети займут себя
свободной игрой. Не может не то что оставить их на
минуту — просто ослабить внимание, отвернуться.
Это, знаете ли, очень тяжело. Ведь если
что и есть привлекательного в педагогическом
труде, так это эмоциональная отдача».
Выдержали не все. Некоторых дети
все-таки «уничтожили». У одной мягкой, доброй
воспитательницы за несколько первых часов
работы в группе переломали всю мебель. Игрушки и
одежда вообще не живут долго у этих детей. Мир
постоянно оборачивался к ним не созидательной, а
разрушительной стороной. Кроме того, берегут
родное, любимое. А с этим-то как раз и проблемы.
Другие педагоги не остались, потому
что посчитали слишком несоразмерными
нервно-психические затраты и зарплату. Эта тема
для всех педагогов больная. Но для детдомовских
— особенно.
В обычном саду кого-то из детей сразу
после обеда забрать могут, а последнего обычно не
позже 18.00. Глядишь, воспитатель вечером на часок
раньше освободился. Здесь же рабочий день
железный — до 21.00. Недомогающий ребенок (если, к
примеру, у него легкий насморк) тоже на
воспитателе. В обычном садике при случае можно к
родителям за помощью обратиться — в организации
праздника, прогулки, экскурсии. Здесь
рассчитывать не на кого. И «спасибо» тоже ждать
не от кого. Государство же не только «спасибо»
лишний раз не скажет, но и с финансированием так
прижмет, что лекарства для хроников впрок не
купишь. Если случится у ребенка приступ, педагоги
скидываются и бегут в аптеку. Хорошо если потом
найдется добрый «дядя», который чек оплатит. Так
ведь такого «дядю» еще найти надо и уговорить.
Это все тоже сил и времени требует. Не говоря уж
об унижении. Вроде и не для себя просишь, а для
детей.
Но
и они уже будто бы твои, с тобой связаны…
Может, здесь и кроется секрет тех, кто
остался работать с Вероникой Серовой в детском
доме и превратил его действительно в Дом.
Ведь если рассказы о детях и о
педагогах не послушать, сам, прохаживаясь по
группам, ни о чем не догадаешься. Все здесь дышит
умом, вниманием и заботой. Педагоги постарались
максимально приблизить обстановку групп к
домашней. А ведь все пришлось делать самим — без
помощи. Дети чистенькие, одеты опрятно, даже с
изыском. Одежда на всех разная. Как и дизайн в
группах.
А уж сколько сил брошено на
реабилитационную работу!
Работать с этими детьми невероятно
трудно. Это нечто среднее между разгрузкой
вагонов и ювелирным делом. А методик, которые бы
учитывали специфику детдомовского
«контингента», нет. Теоретикам воображения не
хватит, чтобы такую методику придумать. И уж если
кто и смог бы ее создать, то это педагогический
коллектив Вероники Серовой. Если бы специалисты
последовательно, шаг за шагом, описали свою
работу и истории развития детей, получился бы
шедевр нового жанра — психолого-педагогический
детектив с инструментальным приложением.
И все-таки, считает Вероника
Владимировна, как бы хорошо ни работали педагоги,
они не могут удовлетворить главной потребности
ребенка — потребности в семье и в адресной любви.
Воспитатель детского дома должен всех
любить одинаково. А каждый ребенок хочет, чтобы
любили именно его и только его — без всякой
очередности. Ребенок нуждается в том человеке,
которого не нужно будет ни с кем делить.
И дети каждому, кто приходит в группу,
заглядывают в лицо: «Может, вы за мной пришли?
Посмотрите, какой я хороший! Вот как я улыбаюсь!»
Но институт усыновления у нас в стране
пока слабо работает. Наши сограждане вообще не
склонны усыновлять чужих детей. Чаще всего они
принимают сирот под опеку: это и материальные
выгоды сулит, и ответственность не такая, как при
усыновлении.
А иностранцам мы не больно-то
позволяем на наших сирот зариться. Все боимся,
что «отечественный генофонд за границу утечет».
Пусть лучше наши сироты, даже имеющие опыт
сексуального насилия и хронические заболевания,
растут в детских домах. То, что этот «генофонд»
при подобном раскладе является потенциальным
криминалом, никого не волнует.
Но тут мы, обычные граждане, вряд ли
что-нибудь можем изменить. Ни нас не спрашивают,
ни педагогов детского дома. Это не их епархия.
А вот чуть-чуть осветить жизнь
обездоленных детей, подарить им немного внимания
и заботы, приподнять их над самими собой, чтобы
стал виден светлый край жизни, — на это уходят
все душевные и физические силы работников
детского дома.
Дай Бог им здоровья!
Марина АРОМШТАМ
ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Один из эффективных способов работы с
детьми, принятый в детском доме, — групповой
проект.
Вот так выглядит «работающий» проект в группе
для малышей.
Воспитатели сделали дерево и прикрепили его к
стене. Малыши трудились над созданием осенних
листьев. Поздней осенью все листья облетели, и
дерево осталось голым. Зато к нему на ветви
слетелись зимующие птицы. «Кормушки» для птиц,
«гнездо» для вороны и снежинки делали малыши.
Птиц можно перемещать с ветки на ветку. Их можно
считать, сравнивать количество птиц на одной
ветке и на другой, рассматривать их «оперение».
Скоро придет весна. И надо ожидать, что состав
птиц на дереве сменится, а потом на нем появятся
зеленые листочки. |
|