Психолог в детском саду: вопросы и
ответы
В редакцию пришло письмо. Мы всегда с интересом
прочитываем письма наших читателей, но
содержание этого послания заставило нас
насторожиться, так как в нем автор ставил
серьезную проблему: «Нужен ли детскому саду
психолог?».
До сих пор ответ на этот вопрос казался
очевидным: «Конечно, нужен!» Но аргументы,
приводимые в письме, побудили нас вынести его на
широкое обсуждение.
«Круглый стол» по теме «Психолог в детском саду:
вопросы и ответы» состоялся в городе Дзержинске
Нижегородской области. Почему мы выбрали для
обсуждения именно это место? Да потому что в
Дзержинске количество психологов на душу
населения намного больше, чем в любом другом
российском городе. (Исключение составляет
Москва, где каждый второй вуз — а их несчетное
количество — имеет факультет психологии.) Кроме
того, все эти психологи бродят по городу не сами
по себе и вступают в рабочие отношения с
работодателем не на свой страх и риск, а под
бдительной опекой Городского координационного
психологического центра.
То есть дзержинские психологи — люди опытные,
объединенные в корпорацию и потому способные за
себя постоять.
Марине Аромштам, главному редактору
«Дошкольного образования» и зачинщику полемики,
отводилась самая непростая роль — роль
провокатора. Рассказав собравшимся о письме
Марии Беляковой, она сформулировала задачу
дискуссии так: «Уважаемые коллеги! Нам предстоит
выяснить, нужен ли детскому саду такой
специалист, как психолог, или было бы правильнее
и целесообразнее повышать психологическую
культуру педагога. Вы, как представители
благородного психологического сословия, должны
найти мощные аргументы в пользу своей работы. А я
буду выступать от лица недоброжелателей».
Уважаемая редакция!
Начав работать в области
практической психологии, я столкнулась с
проблемой, которую можно обозначить как
непонимание границ моего профессионального
пространства.
Еще будучи студентами, мы уже оказались
втянутыми в противостояние педагогов и
психологов. Преподаватели психологии
представляли педагогику как прикладную науку по
отношению к психологии, а педагоги утверждали
прямо противоположное. На мой взгляд, в этом и
стоит искать причины проблем, возникающих при
взаимодействии педагогов и психологов в рамках
образовательного учреждения.
Психологическая служба появилась в детском саду
не так давно. И если профессиональное
пространство педагога в образовательном
учреждении давно определено, то психолог
вынужден осваивать, а то и отвоевывать
предписанное ему полученными знаниями и
нормативными документами пространство. Таким
образом, противостояние наблюдается не только на
уровне теоретическом, исследовательском, но и на
уровне прикладном, практическом.
Казалось бы, что тут делить? Педагог должен
передать ребенку некоторую сумму знаний,
сформировать соответствующие навыки и умения.
Психолог же отвечает за благополучное
формирование механизмов, посредством которых
возможно усвоение вышеперечисленного. Если
деление обязанностей именно таково, то
необходимость взаимодействия становится
очевидной.
До того, как я стала психологом, я некоторое время
проработала воспитателем. До сих пор не могу
избавиться от ощущения, что в качестве
воспитателя я могла дать детям гораздо больше.
Например, у меня, конечно же, не было возможности
проводить психодиагностику в полном объеме, но
выводы об особенностях развития познавательных
процессов и эмоционально-волевой сферы я могла
делать на основе анализа ежедневных ситуаций.
Решение же задач психопрофилактики и
психокоррекции в повседневной жизни, на мой
взгляд, часто более эффективно, чем в специально
отведенное время и в специально отведенном
месте. Когда я начала работать психологом, у меня
появилась возможность индивидуальной работы с
детьми и я была избавлена от ежедневной рутины
режимных моментов. Но средства, при помощи
которых я решала те или иные педагогические
задачи, остались такими же и для решения ряда
психологических проблем: мы по-прежнему
разговариваем с детьми, играем, рисуем, выполняем
различные задания и т.д. (в индивидуальном
порядке или с группой). Так в чем же состоит
специфика собственно психологических средств?
Возможно, ответив на все эти вопросы, я смогу
отказаться от своего желания быть педагогом,
ориентирующимся в закономерностях психического
развития детей (на мой взгляд, именно эта
«специализация» позволяет максимально
сопровождать развитие ребенка), а не тем, кем я
являюсь в настоящее время.
Мария БЕЛЯКОВА,
психолог, г. Москва
Надежда Бут, психолог детского сада № 131:
Прежде чем ребенок привыкнет к жизни в
детском саду и полноценно вольется в садовскую
жизнь, он
переживает период адаптации. Поэтому я начну с
одной из важных функций психолога — с его
участия в адаптации ребенка к детскому саду.
Психолог в это время незаменим. Он следит за
состоянием ребенка, дает советы родителям и
педагогу, помогает ребенку адаптироваться в
группе.
Елена Еремина, психолог детского сада № 61:
Адаптация ребенка к детскому саду —
очень сложный процесс и в 4, и в 5 лет. А что
говорить о малышах? Для воспитателя проблема —
всех детей в количестве пятнадцати человек на
горшок усадить. Где ему индивидуальные подходы к
ребенку искать? Вот тут и необходим психолог…
Марина Аромштам: Чтобы нежно посадить малыша на
горшок? Это, конечно, очень важно. Но, может, с этой
функцией справилась бы и помощница воспитателя,
если она умеет ласково обращаться с детьми? Что
касается адаптации ребенка к детскому саду как
проблемы, то остается неясным: какую же позицию в
этой ситуации занимает воспитатель?
Демонстрирует полное неведение относительно
того, что в период адаптации ребенок переживает
сложности? Игнорирует проблемы ребенка?
Наталия Лобанова, старший воспитатель детского сада №
127:
Воспитатель может быть замечательным,
но его возможности для индивидуальной работы с
детьми ограниченны: ведь в группе до 25 детей. Если
в коллективе оказался ребенок, испытывающий
сложности, не знакомый с порядками садовской
жизни, воспитателю трудно на него отвлекаться.
Вот тут и нужен психолог: он может уделить
ребенку время. Может взять его к себе на время
дневного сна, если у того трудности с засыпанием.
Он поговорит с ним по душам, утешит, поиграет. Для
ребенка в этот период его жизни психолог
становится палочкой-выручалочкой, самым
желанным человеком в детском саду.
Марина Аромштам: Но объясните, в чем
принципиальное отличие такого психолога от
педагога по индивидуальным занятиям? Ведь в
данном случае ребенок реагирует не на особое
искусство психолога как профессионала, а на
индивидуальное внимание?
Нина Краснова, заведующая детским садом № 133:
Не стоит сосредотачиваться на
проблеме адаптации. Это лишь одна из граней
работы психолога, и, может, не самая важная.
Функции психолога в детском саду необычайно
многогранны. Психолог должен во все стороны
смотреть и на всех фронтах работать. В область
его внимания должны попадать и педагоги — все,
включая дворника, и родители, и дети.
Индивидуальные занятия? Почему психолог должен
от них отказываться? Их никто не отменял. Это одна
из форм психологической работы.
Наталья Орлова, старший воспитатель детского сада №
141:
Обычно психолога представляют себе
сидящим в кабинете и перекладывающим бумажки. Но
психолог очень интенсивно работает. Только он
включается в педагогический процесс совсем с
иных позиций, чем педагог. Область его
воздействия — душа. Душа ребеночка. Душа
воспитателя. Души всех членов коллектива,
включая душу дворника.
Марина Тихонова, психолог детского сада № 108:
Мы, психологи, владеем методами
диагностики и психологическими знаниями в более
полном объеме, чем педагоги. А потому
просветительская работа и в отношении педагогов,
и в отношении родителей — одно из самых важных
направлений нашей работы. Кроме того, психолог —
это самое эмоционально-теплое лицо в детском
саду. Ребенок может ему довериться. Он создает
для ребенка и олицетворяет собой индивидуальное
психологическое пространство безопасности.
Марина Аромштам: Не много ли душ на одного
специалиста, пусть и обладающего огромным
просветительским потенциалом?
Я была бы рада усмотреть в психологе гаранта
индивидуальной безопасности, не будь он один на
160 детей.
Спонсор публикации статьи – Центр психологии самореализации позволяет решить не только возникающие детские проблемы с коммуникацией со сверстниками и взрослыми, справиться с чрезмерной застенчивостью или невнимательностью и страхами, с проблемной успеваемостью в школе. Консультация детского психолога так же помощь детям в дальнейшем развитии творческих способностей, раскрытии талантов, налаживания доверительных взаимоотношений с родителями. Помощь родителям в своевременном решении, как возникающих проблем, так и в недопущении оных.
Татьяна Кириллова, старший воспитатель детского сада №
108:
По-моему, мы идем по пути обсуждения
частностей. Рабочий день психолога обсуждать
начали… Конечно, психолог не может находиться
ежеминутно в каждой группе. Но если ему удалось
создать систему работы, эта система работает и в
его отсутствие. Психолог уже покинул группу, а
свет, которым его присутствие озарило детей,
остается. Психолог прежде всего работает на
атмосферу. Если мы входим в группу детского сада
и видим там свободно и непринужденно общающихся
детей и взрослых, то сразу понимаем: вот она,
работа психолога. По-моему, там, где работает
профессионал высокого уровня, вопроса «Нужен ли
психолог?» не возникает.
Марина Аромштам: Вас послушать, так психолог —
просто фея какая-то. И шлейф света за ней тянется,
и цветы по ее следам расцветают. Скажите, разве
атмосфера детского сада создается исключительно
благодаря психологу? Разве она не может быть
создана усилиями тонких и умных педагогов?
Ирина Корнилова, воспитатель детского сада № 127:
Если
воспитатель — настоящий специалист, он,
безусловно, способен и атмосферу в группе
создать, и обеспечить ребенку индивидуальное
пространство безопасности. Я — педагог. Я знаю,
чем дышит каждый из моих детей. И дети мне
доверяют. Но вот приходят родители и говорят:
«Что же это такое, Ирина Валентиновна? У вас в
группе ребеночек хороший, ласковый, игрушки за
собой убирает. А дома — просто маленький тиран.
Что нам делать?» Я чувствую, что дать ответ на
этот вопрос — не в моей компетенции. Я понимаю,
что проблема не в ребенке, а в маме. И в этом
случае я советую родителям сходить на
консультацию к психологу.
Марина Аромштам: Так, может, функции психолога в
этом и заключаются — помогать родителям в
проблемных ситуациях?
Ирина Корнилова: Нет, для работы с ребенком
психолог тоже необходим. Вы спрашивали, как
психолог определяет, с кем из детей ему надо
работать. Этот выбор осуществляется вместе с
воспитателем. Я как педагог понимаю: у такого-то
ребенка проблемы. Или у детей возникают с ним
проблемы. Или на занятиях он почему-то плохо
усваивает материал. А причина от меня ускользает.
И времени заниматься только этим ребенком нет.
Вот тут я и обращаюсь к психологу.
Марина Аромштам: То есть вы полагаете, что
психолог обладает неким набором средств,
помогающих разбираться в глубинных проблемах
человека, в данном случае ребенка?
Ирина Корнилова: Да. И психолог, как доктор, может
дать мне рецепт, как в том или ином трудном случае
подступиться к сложному ребенку, как с ним
правильно работать.
Марина Аромштам: Кто из присутствующих в
аудитории пробовал пользоваться рецептами
психолога? И что это такое — психологический
рецепт?
Елена Галактионова, психолог детского сада № 127:
Я работаю вместе с Ириной
Валентиновной Корниловой, и будет правильно,
если я внесу некоторые уточнения. Мы давно
работаем в паре. И это необыкновенно
продуктивный союз. Я реагирую на ту проблему,
которую вычленил педагог. И дело, конечно, не в
том, что я выписываю рецепты. Я действительно
пробую найти объяснение тому или иному
поведению, состоянию ребенка, пользуясь своими,
психологическими методами. И результаты своего
исследования представляю для обсуждения. А вот
стратегию педагогического поведения мы
вырабатываем совместно. То один путь попробуем,
то другой. Иногда ошибаемся. Иногда сразу находим
верное решение. Но это и есть настоящая
совместная психолого-педагогическая работа.
Марина Аромштам: То есть вы не разделяете ранее
высказанную вашими коллегами позицию, что
педагог, занятый рутинной работой с детьми (эту
позицию, правда, здесь мягче определяли: занят
обучением, организационными моментами и т.п.), в
принципе не способен оценить сложность ситуации,
в которой оказался тот или иной отдельный
ребенок, потому что для этого у педагога не
хватает элементарной психологической
грамотности.
Елена Галактионова: Нет, я не согласна. Конечно,
встречаются слабые педагоги. Но среди педагогов
есть очень грамотные и чуткие люди. Просто у них
нет возможности уделить ребенку индивидуальное
время.
Марина Аромштам: Но, согласитесь, имидж психолога,
безотносительно к его человеческим качествам,
овеян мифами.
Когда психологи только появились в школах и в
детских садах, к ним относились со смешанным
чувством: что он — другой и что он знает нечто,
что скрыто от простых смертных. Иными словами,
психологов воспринимали как колдунов и
душеведов, как тех, кто может всех «посчитать». Я
сама грешила преклонением перед психологами.
(Возможно, именно за это вы сейчас и
расплачиваетесь.) Зато когда оказывается, что
возможности психолога не безграничны, более
того, что он может ошибаться, хотя скрывает это,
вот тогда происходит «свержение идеала». И это
может навсегда отвратить педагога от союза с
психологом.
Тамара Классическая, психолог городского координационного
психологического центра:
Мы знаем о мифах, сопровождающих
психолога. Знаем и о возможности «свержения»,
когда ожидания «смертных» не оправдываются.
Поэтому мы учим своих коллег начинать свой
профессиональный путь с развенчивания мифов и с
объяснения того, чем в действительности
занимается психолог, рассказа о его возможностях
и функциях. У психологов, как и у людей других
профессий, есть представление о своей
профессиональной этике. И эта этика, к слову
сказать, не предполагает необходимости лезть
кому-то в душу, если туда не приглашают.
Наталья Швырева, психолог детского сада № 17:
По-моему, ни этике, ни грамотному
профессиональному поведению невозможно просто
научиться. Среди психологов, как и среди людей
других профессий, есть люди талантливые и
бесталанные. Психологом, как и музыкантом, надо
родиться.
Я, например, перед тем как стать психологом,
десять лет проработала воспитателем. А потом
ощутила острую необходимость профессионального
роста. Мне захотелось изменить свой
профессиональный статус, и я пошла учиться на
психолога. Сейчас я работаю в детском саду
психологом и очень люблю свою работу. Те знания,
что я получила в институте, безусловно, очень
ценны. Но настоящим психологом становишься
только в процессе практической работы. И,
конечно, не сразу. Однако опыт и любовь к своему
делу открывают — часто интуитивно — такие
тонкости, о которых невозможно рассказать. Их
можно только ощутить.
Конечно, психолог не может объять необъятное. Но
он должен чувствовать, в какой момент времени и
где ему нужно оказаться, и что является сейчас
самой главной проблемой, на решение которой
нужно бросить свои силы.
Марина Аромштам: Вы десять лет проработали
воспитателем. Это, наверное, тоже сказалось на
качестве выполнения вашей новой работы. Но
скажите честно: кем работать труднее —
психологом или воспитателем?
Наталья Швырева: Если честно, воспитателем
работать труднее. И физически, и эмоционально.
Особенно если хорошо работать. Ведь воспитатель
в ответе за двадцать пять детей, и он не может
дозировать свою нагрузку. Психолог сам
определяет, сколько детей и кого именно взять на
индивидуальные занятия, кому нужно уделить
больше времени. Он обладает большей свободой в
выстраивании своего рабочего дня, в
распределении своего рабочего времени.
Екатерина Еремина, психолог детского сада № 61:
Я тоже
глубоко уверена, что работа воспитателя более
энергозатратна. И я всегда говорю об этом своим
коллегам-педагогам. Они с самого начала знали о
том, что я отношусь к ним с уважением, даже с
почтением, что в моих глазах они окружены особым
ореолом. И поначалу я приходила в группы с очень
простым намерением — дать педагогу немного
расслабиться, передохнуть.
То предложишь детям игры на снятие напряжения, то
возьмешь на себя какого-нибудь трудного ребенка,
который мешает вести занятие. Педагоги это,
конечно, заметили и оценили. И через некоторое
время стали обращаться ко мне со своими
проблемами — и с рабочими, и с личными.
Я думаю, это доверие — результат моего уважения к
их тяжелому труду. Я считаю, что одна из главных
функций психолога — помочь воспитателям снять
психофизическое напряжение. В нашем детском саду
я провожу с педагогами занятия по релаксации. Во
время детского дневного сна. Нянечка сидит с
детьми, а педагоги занимаются в спортивном зале.
Для воспитателей очень важно иметь возможность
уделить время себе, своему восстановлению, ведь
то, что педагог сгорает на работе, общеизвестно.
Елена Кислякова, старший воспитатель детского сада №
28:
В любом деле нужны хорошие
профессионалы. И я думаю, что вопрос,
поставленный в начале беседы, можно было бы
уточнить: «Нужен ли детскому саду хороший
психолог?» А тут двух ответов быть не может:
конечно, нужен. Вот плохой психолог —
полуграмотный и самодовольный — никому не нужен.
Как и плохой воспитатель.
Психолог действительно должен нести в детский
сад психологическую культуру. И эффект его
деятельности может оказаться гораздо более
отдаленным и существенным, чем мы думаем. Ведь
дети, общавшиеся с психологом, возможно, научатся
принимать психологическую помощь. (Не многие
взрослые сегодня могут этим похвастаться.)
Научатся в случае необходимости самостоятельно
обращаться за психологической консультацией. И
это, безусловно, приведет к повышению общей
психологической культуры в обществе.
|