Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Психолог в детском саду: вопросы и ответы

В редакцию пришло письмо. Мы всегда с интересом прочитываем письма наших читателей, но содержание этого послания заставило нас насторожиться, так как в нем автор ставил серьезную проблему: «Нужен ли детскому саду психолог?».
До сих пор ответ на этот вопрос казался очевидным: «Конечно, нужен!» Но аргументы, приводимые в письме, побудили нас вынести его на широкое обсуждение.
«Круглый стол» по теме «Психолог в детском саду: вопросы и ответы» состоялся в городе Дзержинске Нижегородской области. Почему мы выбрали для обсуждения именно это место? Да потому что в Дзержинске количество психологов на душу населения намного больше, чем в любом другом российском городе. (Исключение составляет Москва, где каждый второй вуз — а их несчетное количество — имеет факультет психологии.) Кроме того, все эти психологи бродят по городу не сами по себе и вступают в рабочие отношения с работодателем не на свой страх и риск, а под бдительной опекой Городского координационного психологического центра.
То есть дзержинские психологи — люди опытные, объединенные в корпорацию и потому способные за себя постоять.
Марине Аромштам, главному редактору «Дошкольного образования» и зачинщику полемики, отводилась самая непростая роль — роль провокатора. Рассказав собравшимся о письме Марии Беляковой, она сформулировала задачу дискуссии так: «Уважаемые коллеги! Нам предстоит выяснить, нужен ли детскому саду такой специалист, как психолог, или было бы правильнее и целесообразнее повышать психологическую культуру педагога. Вы, как представители благородного психологического сословия, должны найти мощные аргументы в пользу своей работы. А я буду выступать от лица недоброжелателей».

Уважаемая редакция!

Начав работать в области практической психологии, я столкнулась с проблемой, которую можно обозначить как непонимание границ моего профессионального пространства.
Еще будучи студентами, мы уже оказались втянутыми в противостояние педагогов и психологов. Преподаватели психологии представляли педагогику как прикладную науку по отношению к психологии, а педагоги утверждали прямо противоположное. На мой взгляд, в этом и стоит искать причины проблем, возникающих при взаимодействии педагогов и психологов в рамках образовательного учреждения.
Психологическая служба появилась в детском саду не так давно. И если профессиональное пространство педагога в образовательном учреждении давно определено, то психолог вынужден осваивать, а то и отвоевывать предписанное ему полученными знаниями и нормативными документами пространство. Таким образом, противостояние наблюдается не только на уровне теоретическом, исследовательском, но и на уровне прикладном, практическом.
Казалось бы, что тут делить? Педагог должен передать ребенку некоторую сумму знаний, сформировать соответствующие навыки и умения. Психолог же отвечает за благополучное формирование механизмов, посредством которых возможно усвоение вышеперечисленного. Если деление обязанностей именно таково, то необходимость взаимодействия становится очевидной.
До того, как я стала психологом, я некоторое время проработала воспитателем. До сих пор не могу избавиться от ощущения, что в качестве воспитателя я могла дать детям гораздо больше. Например, у меня, конечно же, не было возможности проводить психодиагностику в полном объеме, но выводы об особенностях развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы я могла делать на основе анализа ежедневных ситуаций. Решение же задач психопрофилактики и психокоррекции в повседневной жизни, на мой взгляд, часто более эффективно, чем в специально отведенное время и в специально отведенном месте. Когда я начала работать психологом, у меня появилась возможность индивидуальной работы с детьми и я была избавлена от ежедневной рутины режимных моментов. Но средства, при помощи которых я решала те или иные педагогические задачи, остались такими же и для решения ряда психологических проблем: мы по-прежнему разговариваем с детьми, играем, рисуем, выполняем различные задания и т.д. (в индивидуальном порядке или с группой). Так в чем же состоит специфика собственно психологических средств?
Возможно, ответив на все эти вопросы, я смогу отказаться от своего желания быть педагогом, ориентирующимся в закономерностях психического развития детей (на мой взгляд, именно эта «специализация» позволяет максимально сопровождать развитие ребенка), а не тем, кем я являюсь в настоящее время.

Мария БЕЛЯКОВА,
психолог, г. Москва

Надежда Бут, психолог детского сада № 131:

Прежде чем ребенок привыкнет к жизни в детском саду и полноценно вольется в садовскую жизнь, он
переживает период адаптации. Поэтому я начну с одной из важных функций психолога — с его участия в адаптации ребенка к детскому саду. Психолог в это время незаменим. Он следит за состоянием ребенка, дает советы родителям и педагогу, помогает ребенку адаптироваться в группе.

Елена Еремина, психолог детского сада № 61:

Адаптация ребенка к детскому саду — очень сложный процесс и в 4, и в 5 лет. А что говорить о малышах? Для воспитателя проблема — всех детей в количестве пятнадцати человек на горшок усадить. Где ему индивидуальные подходы к ребенку искать? Вот тут и необходим психолог…

Марина Аромштам: Чтобы нежно посадить малыша на горшок? Это, конечно, очень важно. Но, может, с этой функцией справилась бы и помощница воспитателя, если она умеет ласково обращаться с детьми? Что касается адаптации ребенка к детскому саду как проблемы, то остается неясным: какую же позицию в этой ситуации занимает воспитатель? Демонстрирует полное неведение относительно того, что в период адаптации ребенок переживает сложности? Игнорирует проблемы ребенка?

Наталия Лобанова, старший воспитатель детского сада № 127:

Воспитатель может быть замечательным, но его возможности для индивидуальной работы с детьми ограниченны: ведь в группе до 25 детей. Если в коллективе оказался ребенок, испытывающий сложности, не знакомый с порядками садовской жизни, воспитателю трудно на него отвлекаться. Вот тут и нужен психолог: он может уделить ребенку время. Может взять его к себе на время дневного сна, если у того трудности с засыпанием. Он поговорит с ним по душам, утешит, поиграет. Для ребенка в этот период его жизни психолог становится палочкой-выручалочкой, самым желанным человеком в детском саду.

Марина Аромштам: Но объясните, в чем принципиальное отличие такого психолога от педагога по индивидуальным занятиям? Ведь в данном случае ребенок реагирует не на особое искусство психолога как профессионала, а на индивидуальное внимание?

Нина Краснова, заведующая детским садом № 133:

Не стоит сосредотачиваться на проблеме адаптации. Это лишь одна из граней работы психолога, и, может, не самая важная. Функции психолога в детском саду необычайно многогранны. Психолог должен во все стороны смотреть и на всех фронтах работать. В область его внимания должны попадать и педагоги — все, включая дворника, и родители, и дети. Индивидуальные занятия? Почему психолог должен от них отказываться? Их никто не отменял. Это одна из форм психологической работы.

Наталья Орлова, старший воспитатель детского сада № 141:

Обычно психолога представляют себе сидящим в кабинете и перекладывающим бумажки. Но психолог очень интенсивно работает. Только он включается в педагогический процесс совсем с иных позиций, чем педагог. Область его воздействия — душа. Душа ребеночка. Душа воспитателя. Души всех членов коллектива, включая душу дворника.

Марина Тихонова, психолог детского сада № 108:

Мы, психологи, владеем методами диагностики и психологическими знаниями в более полном объеме, чем педагоги. А потому просветительская работа и в отношении педагогов, и в отношении родителей — одно из самых важных направлений нашей работы. Кроме того, психолог — это самое эмоционально-теплое лицо в детском саду. Ребенок может ему довериться. Он создает для ребенка и олицетворяет собой индивидуальное психологическое пространство безопасности.

Марина Аромштам: Не много ли душ на одного специалиста, пусть и обладающего огромным просветительским потенциалом?
Я была бы рада усмотреть в психологе гаранта индивидуальной безопасности, не будь он один на 160 детей.

Спонсор публикации статьи – Центр психологии самореализации позволяет решить не только возникающие детские проблемы с коммуникацией со сверстниками и взрослыми, справиться с чрезмерной застенчивостью или невнимательностью и страхами, с проблемной успеваемостью в школе. Консультация детского психолога так же помощь детям в дальнейшем развитии творческих способностей, раскрытии талантов, налаживания доверительных взаимоотношений с родителями. Помощь родителям в своевременном решении, как возникающих проблем, так и в недопущении оных.

Татьяна Кириллова, старший воспитатель детского сада № 108:

По-моему, мы идем по пути обсуждения частностей. Рабочий день психолога обсуждать начали… Конечно, психолог не может находиться ежеминутно в каждой группе. Но если ему удалось создать систему работы, эта система работает и в его отсутствие. Психолог уже покинул группу, а свет, которым его присутствие озарило детей, остается. Психолог прежде всего работает на атмосферу. Если мы входим в группу детского сада и видим там свободно и непринужденно общающихся детей и взрослых, то сразу понимаем: вот она, работа психолога. По-моему, там, где работает профессионал высокого уровня, вопроса «Нужен ли психолог?» не возникает.

Марина Аромштам: Вас послушать, так психолог — просто фея какая-то. И шлейф света за ней тянется, и цветы по ее следам расцветают. Скажите, разве атмосфера детского сада создается исключительно благодаря психологу? Разве она не может быть создана усилиями тонких и умных педагогов?

Ирина Корнилова, воспитатель детского сада № 127:

Если воспитатель — настоящий специалист, он, безусловно, способен и атмосферу в группе создать, и обеспечить ребенку индивидуальное пространство безопасности. Я — педагог. Я знаю, чем дышит каждый из моих детей. И дети мне доверяют. Но вот приходят родители и говорят: «Что же это такое, Ирина Валентиновна? У вас в группе ребеночек хороший, ласковый, игрушки за собой убирает. А дома — просто маленький тиран. Что нам делать?» Я чувствую, что дать ответ на этот вопрос — не в моей компетенции. Я понимаю, что проблема не в ребенке, а в маме. И в этом случае я советую родителям сходить на консультацию к психологу.

Марина Аромштам: Так, может, функции психолога в этом и заключаются — помогать родителям в проблемных ситуациях?

Ирина Корнилова: Нет, для работы с ребенком психолог тоже необходим. Вы спрашивали, как психолог определяет, с кем из детей ему надо работать. Этот выбор осуществляется вместе с воспитателем. Я как педагог понимаю: у такого-то ребенка проблемы. Или у детей возникают с ним проблемы. Или на занятиях он почему-то плохо усваивает материал. А причина от меня ускользает. И времени заниматься только этим ребенком нет. Вот тут я и обращаюсь к психологу.

Марина Аромштам: То есть вы полагаете, что психолог обладает неким набором средств, помогающих разбираться в глубинных проблемах человека, в данном случае ребенка?

Ирина Корнилова: Да. И психолог, как доктор, может дать мне рецепт, как в том или ином трудном случае подступиться к сложному ребенку, как с ним правильно работать.

Марина Аромштам: Кто из присутствующих в аудитории пробовал пользоваться рецептами психолога? И что это такое — психологический рецепт?

Елена Галактионова, психолог детского сада № 127:

Я работаю вместе с Ириной Валентиновной Корниловой, и будет правильно, если я внесу некоторые уточнения. Мы давно работаем в паре. И это необыкновенно продуктивный союз. Я реагирую на ту проблему, которую вычленил педагог. И дело, конечно, не в том, что я выписываю рецепты. Я действительно пробую найти объяснение тому или иному поведению, состоянию ребенка, пользуясь своими, психологическими методами. И результаты своего исследования представляю для обсуждения. А вот стратегию педагогического поведения мы вырабатываем совместно. То один путь попробуем, то другой. Иногда ошибаемся. Иногда сразу находим верное решение. Но это и есть настоящая совместная психолого-педагогическая работа.

Марина Аромштам: То есть вы не разделяете ранее высказанную вашими коллегами позицию, что педагог, занятый рутинной работой с детьми (эту позицию, правда, здесь мягче определяли: занят обучением, организационными моментами и т.п.), в принципе не способен оценить сложность ситуации, в которой оказался тот или иной отдельный ребенок, потому что для этого у педагога не хватает элементарной психологической грамотности.

Елена Галактионова: Нет, я не согласна. Конечно, встречаются слабые педагоги. Но среди педагогов есть очень грамотные и чуткие люди. Просто у них нет возможности уделить ребенку индивидуальное время.

Марина Аромштам: Но, согласитесь, имидж психолога, безотносительно к его человеческим качествам, овеян мифами.
Когда психологи только появились в школах и в детских садах, к ним относились со смешанным чувством: что он — другой и что он знает нечто, что скрыто от простых смертных. Иными словами, психологов воспринимали как колдунов и душеведов, как тех, кто может всех «посчитать». Я сама грешила преклонением перед психологами. (Возможно, именно за это вы сейчас и расплачиваетесь.) Зато когда оказывается, что возможности психолога не безграничны, более того, что он может ошибаться, хотя скрывает это, вот тогда происходит «свержение идеала». И это может навсегда отвратить педагога от союза с психологом.

Тамара Классическая, психолог городского координационного психологического центра:

Мы знаем о мифах, сопровождающих психолога. Знаем и о возможности «свержения», когда ожидания «смертных» не оправдываются. Поэтому мы учим своих коллег начинать свой профессиональный путь с развенчивания мифов и с объяснения того, чем в действительности занимается психолог, рассказа о его возможностях и функциях. У психологов, как и у людей других профессий, есть представление о своей профессиональной этике. И эта этика, к слову сказать, не предполагает необходимости лезть кому-то в душу, если туда не приглашают.

Наталья Швырева, психолог детского сада № 17:

По-моему, ни этике, ни грамотному профессиональному поведению невозможно просто научиться. Среди психологов, как и среди людей других профессий, есть люди талантливые и бесталанные. Психологом, как и музыкантом, надо родиться.
Я, например, перед тем как стать психологом, десять лет проработала воспитателем. А потом ощутила острую необходимость профессионального роста. Мне захотелось изменить свой профессиональный статус, и я пошла учиться на психолога. Сейчас я работаю в детском саду психологом и очень люблю свою работу. Те знания, что я получила в институте, безусловно, очень ценны. Но настоящим психологом становишься только в процессе практической работы. И, конечно, не сразу. Однако опыт и любовь к своему делу открывают — часто интуитивно — такие тонкости, о которых невозможно рассказать. Их можно только ощутить.
Конечно, психолог не может объять необъятное. Но он должен чувствовать, в какой момент времени и где ему нужно оказаться, и что является сейчас самой главной проблемой, на решение которой нужно бросить свои силы.

Марина Аромштам: Вы десять лет проработали воспитателем. Это, наверное, тоже сказалось на качестве выполнения вашей новой работы. Но скажите честно: кем работать труднее — психологом или воспитателем?

Наталья Швырева: Если честно, воспитателем работать труднее. И физически, и эмоционально. Особенно если хорошо работать. Ведь воспитатель в ответе за двадцать пять детей, и он не может дозировать свою нагрузку. Психолог сам определяет, сколько детей и кого именно взять на индивидуальные занятия, кому нужно уделить больше времени. Он обладает большей свободой в выстраивании своего рабочего дня, в распределении своего рабочего времени.

Екатерина Еремина, психолог детского сада № 61:

Я тоже глубоко уверена, что работа воспитателя более энергозатратна. И я всегда говорю об этом своим коллегам-педагогам. Они с самого начала знали о том, что я отношусь к ним с уважением, даже с почтением, что в моих глазах они окружены особым ореолом. И поначалу я приходила в группы с очень простым намерением — дать педагогу немного расслабиться, передохнуть.
То предложишь детям игры на снятие напряжения, то возьмешь на себя какого-нибудь трудного ребенка, который мешает вести занятие. Педагоги это, конечно, заметили и оценили. И через некоторое время стали обращаться ко мне со своими проблемами — и с рабочими, и с личными.
Я думаю, это доверие — результат моего уважения к их тяжелому труду. Я считаю, что одна из главных функций психолога — помочь воспитателям снять психофизическое напряжение. В нашем детском саду я провожу с педагогами занятия по релаксации. Во время детского дневного сна. Нянечка сидит с детьми, а педагоги занимаются в спортивном зале. Для воспитателей очень важно иметь возможность уделить время себе, своему восстановлению, ведь то, что педагог сгорает на работе, общеизвестно.

Елена Кислякова, старший воспитатель детского сада № 28:

В любом деле нужны хорошие профессионалы. И я думаю, что вопрос, поставленный в начале беседы, можно было бы уточнить: «Нужен ли детскому саду хороший психолог?» А тут двух ответов быть не может: конечно, нужен. Вот плохой психолог — полуграмотный и самодовольный — никому не нужен. Как и плохой воспитатель.
Психолог действительно должен нести в детский сад психологическую культуру. И эффект его деятельности может оказаться гораздо более отдаленным и существенным, чем мы думаем. Ведь дети, общавшиеся с психологом, возможно, научатся принимать психологическую помощь. (Не многие взрослые сегодня могут этим похвастаться.) Научатся в случае необходимости самостоятельно обращаться за психологической консультацией. И это, безусловно, приведет к повышению общей психологической культуры в обществе.

 

Рейтинг@Mail.ru