Нужен ли детскому саду
психолог?
Свое мнение высказывают мэтры
педагогики и психологии
Вера АЛЯМОВСКАЯ, кандидат
психологических наук, преподаватель
Нижегородского педагогического университета:
Появление психолога в детском саду
было связано со сменой парадигмы образования, с
провозглашением примата
личностно-ориентированной педагогики. Психолог
должен помочь структурировать образовательный
процесс таким образом, чтобы он работал на
развитие ребенка. Но это вовсе не означает, что
психолог с высоты своего Олимпа будет диктовать
педагогам, что и как нужно делать, а с заведующей
будет выяснять отношения на предмет того, кто в
детском саду главнее.
Я помню, как ко мне впервые пришла молоденькая
девочка-психолог (ставку психолога я получила в
награду за разработку новой образовательной
программы). Она с порога мне заявила: «Я знаю, чем
должна заниматься. А подчиняюсь я не вам, а
ассоциации психологов». Но я ее быстро на место
поставила: «Тогда, — говорю, — пусть вам
зарплату, стол и стул выдает ваша ассоциация».
Еще никто не знает, чего этот психолог стоит, а он
уже чванится!
Первая заповедь психолога, идущего работать в
детский сад, особенно молодого: не придавать
своей роли сверхзначимости. Иной раз
практический опыт воспитателя скажется лучше на
решении проблемы, чем весь теоретический
потенциал психолога.
Работать же продуктивно можно только в команде.
От кого зависит образование этой команды? От
руководителя, дорогие мои. От заведующей.
Заведующая должна четко сформулировать свой
запрос, четко очертить психологу сферу
деятельности (по крайней мере на начальном этапе)
и помочь вступить в контакт с педагогами. Ведь
как часто случается? Психолог по какой-то
неведомой причине берет на себя инспекторские
функции. Это недопустимо и для воспитателя очень
обидно. Психолог не должен занимать позицию «над
воспитателем».
Но если педагог и психолог сумеют найти общий
язык, это прекрасный и очень продуктивный альянс.
Он работает на пользу ребенку.
Ульяна УЛЬЕНКОВА, доктор
психологических наук, профессор Нижегородского
педагогического университета:
Если говорить о необходимости
психолога в детском саду, то для меня здесь
вопроса нет. Психолог, безусловно, нужен. Но
психолог, имеющий качественную подготовку. А что
мы видим сплошь и рядом? Выпускников
краткосрочных курсов. Разве это специалисты? Мы
своих студентов учим пять лет да еще и
специализацию им даем — «психолог дошкольного
возраста». А здесь — три—пять месяцев — и уже
готовый психолог, причем на все случаи жизни: он и
с младенцами может работать, и с подростками.
Возможно ли доверять такому психологу? Нет.
Отсутствие должного профессионализма страшно в
любой области.
На психологе же лежит огромная ответственность.
Он ведь представляет науку. А практическая
психология — еще очень молодая наука.
Мы только начали привыкать к мысли, что должны
служить практике.
Мы должны себе признаться, что делаем далеко не
все, что могли бы. Но и мы, преподаватели высшей
школы, тоже учимся.
Что касается содержания работы психолога на
сегодняшний день, то это прежде всего
диагностика. Диагностика в период адаптации,
диагностика проблемных детей, диагностика
готовности к школе.
Другое важное направление — коррекционная
работа. Здесь психолог и педагог обязательно
должны объединить свои усилия. Наконец,
консультативная работа, адресованная родителям
и педагогам.
По-моему, это огромный объем работы. И
одному-единственному на весь детский сад
психологу справиться с ним действительно очень
тяжело. Поэтому, если бы мы всерьез задумывались
о развитии психологической службы в дошкольном
учреждении, мы говорили бы об увеличении
количества ставок психологов в каждом детском
саду и об их специализации. Один психолог
специализировался бы на диагностической работе,
другой — на коррекционной, третий — на
консультативной. Но это, конечно, пока только
мечты.
А сегодня психолог должен стремиться к тому,
чтобы внести творческий элемент в работу
детского сада. Педагоги очень нуждаются в этой
«живой воде» — в творческой деятельности. И
подтолкнуть их на этот путь, показать возможные
ходы может психолог.
Ольга МИРОНОВА, главный
специалист Министерства образования и науки
Нижегородской области:
Я буду отвечать на вопрос о
необходимости психолога в детском саду с позиции
чиновника.
Психолог в детском саду — необычайно дорогое
удовольствие, и, на мой взгляд, в каждом детском
саду он не нужен. Где без него не обойтись? В тех
учреждениях, которые посещают проблемные дети
или дети с ограниченными возможностями, и, может
быть, там, где работают с одаренными детьми, где
ведется экспериментальная работа.
Что касается подавляющего большинства детских
садов, то я бы решала проблему другим образом.
Необходимо сделать так, чтобы будущий педагог
получал хорошую, качественную психологическую
подготовку. Обучить его нужным методикам — не
такое уж хитрое дело. Тем более что сегодня в
нашем региональном стандарте дошкольного
образования умение педагога взаимодействовать с
ребенком является определяющей позицией. Это
прямая и четкая установка на психологизацию
педагогического процесса.
Но если говорить о развитии психологической
службы в детском саду, я не стала бы ее
поддерживать даже в том случае, если бы у нас было
много денег.
В этом случае я употребила бы средства на
развитие служб, оказывающих психологическую
помощь семье. Что бы там ни говорилось, как бы ни
декларировались связи дошкольного учреждения с
семьей, а семья у нас сегодня существует сама по
себе и сама решает свои проблемы. Должна быть
некая третья служба (служба, а не
один-единственный психолог, призванный решать
сразу все проблемы), которая стояла бы между
детским садом и семьей и могла бы взять на себя
функции консультирования и патронажа семьи.
Возможно, эта служба должна быть связана с
детским садом, даже располагаться при детском
саде. Но это должна быть отдельная структура с
четко обозначенными задачами.
А вот какой специалист, с моей точки зрения,
действительно необходим сегодня детскому саду,
так это педиатр. Дети сегодня нуждаются во
врачебном контроле и постоянном наблюдении.
Необходимо организовать работу по профилактике
детских заболеваний. Врач, забегающий в детский
сад раз в неделю, эти функции выполнить не может.
И если присутствие психолога — это избыточное и
не очень четкое решение задачи психологической
помощи семье, то присутствие педиатра —
необходимость, продиктованная катастрофическим
ростом хронических заболеваний у современных
детей.
|