Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Нужен ли детскому саду психолог?

Свое мнение высказывают мэтры педагогики и психологии

Вера АЛЯМОВСКАЯ, кандидат психологических наук, преподаватель Нижегородского педагогического университета:

Появление психолога в детском саду было связано со сменой парадигмы образования, с провозглашением примата личностно-ориентированной педагогики. Психолог должен помочь структурировать образовательный процесс таким образом, чтобы он работал на развитие ребенка. Но это вовсе не означает, что психолог с высоты своего Олимпа будет диктовать педагогам, что и как нужно делать, а с заведующей будет выяснять отношения на предмет того, кто в детском саду главнее.
Я помню, как ко мне впервые пришла молоденькая девочка-психолог (ставку психолога я получила в награду за разработку новой образовательной программы). Она с порога мне заявила: «Я знаю, чем должна заниматься. А подчиняюсь я не вам, а ассоциации психологов». Но я ее быстро на место поставила: «Тогда, — говорю, — пусть вам зарплату, стол и стул выдает ваша ассоциация».
Еще никто не знает, чего этот психолог стоит, а он уже чванится!
Первая заповедь психолога, идущего работать в детский сад, особенно молодого: не придавать своей роли сверхзначимости. Иной раз практический опыт воспитателя скажется лучше на решении проблемы, чем весь теоретический потенциал психолога.
Работать же продуктивно можно только в команде. От кого зависит образование этой команды? От руководителя, дорогие мои. От заведующей. Заведующая должна четко сформулировать свой запрос, четко очертить психологу сферу деятельности (по крайней мере на начальном этапе) и помочь вступить в контакт с педагогами. Ведь как часто случается? Психолог по какой-то неведомой причине берет на себя инспекторские функции. Это недопустимо и для воспитателя очень обидно. Психолог не должен занимать позицию «над воспитателем».
Но если педагог и психолог сумеют найти общий язык, это прекрасный и очень продуктивный альянс. Он работает на пользу ребенку.

Ульяна УЛЬЕНКОВА, доктор психологических наук, профессор Нижегородского педагогического университета:

Если говорить о необходимости психолога в детском саду, то для меня здесь вопроса нет. Психолог, безусловно, нужен. Но психолог, имеющий качественную подготовку. А что мы видим сплошь и рядом? Выпускников краткосрочных курсов. Разве это специалисты? Мы своих студентов учим пять лет да еще и специализацию им даем — «психолог дошкольного возраста». А здесь — три—пять месяцев — и уже готовый психолог, причем на все случаи жизни: он и с младенцами может работать, и с подростками.
Возможно ли доверять такому психологу? Нет. Отсутствие должного профессионализма страшно в любой области.
На психологе же лежит огромная ответственность. Он ведь представляет науку. А практическая психология — еще очень молодая наука.
Мы только начали привыкать к мысли, что должны служить практике.
Мы должны себе признаться, что делаем далеко не все, что могли бы. Но и мы, преподаватели высшей школы, тоже учимся.
Что касается содержания работы психолога на сегодняшний день, то это прежде всего диагностика. Диагностика в период адаптации, диагностика проблемных детей, диагностика готовности к школе.
Другое важное направление — коррекционная работа. Здесь психолог и педагог обязательно должны объединить свои усилия. Наконец, консультативная работа, адресованная родителям и педагогам.
По-моему, это огромный объем работы. И одному-единственному на весь детский сад психологу справиться с ним действительно очень тяжело. Поэтому, если бы мы всерьез задумывались о развитии психологической службы в дошкольном учреждении, мы говорили бы об увеличении количества ставок психологов в каждом детском саду и об их специализации. Один психолог специализировался бы на диагностической работе, другой — на коррекционной, третий — на консультативной. Но это, конечно, пока только мечты.
А сегодня психолог должен стремиться к тому, чтобы внести творческий элемент в работу детского сада. Педагоги очень нуждаются в этой «живой воде» — в творческой деятельности. И подтолкнуть их на этот путь, показать возможные ходы может психолог.

Ольга МИРОНОВА, главный специалист Министерства образования и науки Нижегородской области:

Я буду отвечать на вопрос о необходимости психолога в детском саду с позиции чиновника.
Психолог в детском саду — необычайно дорогое удовольствие, и, на мой взгляд, в каждом детском саду он не нужен. Где без него не обойтись? В тех учреждениях, которые посещают проблемные дети или дети с ограниченными возможностями, и, может быть, там, где работают с одаренными детьми, где ведется экспериментальная работа.
Что касается подавляющего большинства детских садов, то я бы решала проблему другим образом. Необходимо сделать так, чтобы будущий педагог получал хорошую, качественную психологическую подготовку. Обучить его нужным методикам — не такое уж хитрое дело. Тем более что сегодня в нашем региональном стандарте дошкольного образования умение педагога взаимодействовать с ребенком является определяющей позицией. Это прямая и четкая установка на психологизацию педагогического процесса.
Но если говорить о развитии психологической службы в детском саду, я не стала бы ее поддерживать даже в том случае, если бы у нас было много денег.
В этом случае я употребила бы средства на развитие служб, оказывающих психологическую помощь семье. Что бы там ни говорилось, как бы ни декларировались связи дошкольного учреждения с семьей, а семья у нас сегодня существует сама по себе и сама решает свои проблемы. Должна быть некая третья служба (служба, а не один-единственный психолог, призванный решать сразу все проблемы), которая стояла бы между детским садом и семьей и могла бы взять на себя функции консультирования и патронажа семьи. Возможно, эта служба должна быть связана с детским садом, даже располагаться при детском саде. Но это должна быть отдельная структура с четко обозначенными задачами.
А вот какой специалист, с моей точки зрения, действительно необходим сегодня детскому саду, так это педиатр. Дети сегодня нуждаются во врачебном контроле и постоянном наблюдении. Необходимо организовать работу по профилактике детских заболеваний. Врач, забегающий в детский сад раз в неделю, эти функции выполнить не может. И если присутствие психолога — это избыточное и не очень четкое решение задачи психологической помощи семье, то присутствие педиатра — необходимость, продиктованная катастрофическим ростом хронических заболеваний у современных детей.

 

Рейтинг@Mail.ru