Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

«Крыша» над головой психолога

Дзержинск — город-спутник Нижнего Новгорода — небольшой населенный пункт. Постоянно там проживают около 300 тысяч жителей.

И на этих жителей приходится около ста психологов, призванных обслуживать психологические запросы населения.

Это само по себе удивительно. Но еще более удивительно то, что все психологи объединены в единую организацию — «Центр психолого-медико-социального сопровождения». (Название, прямо скажем, неудобоваримое, но изобретенное не создателями Центра, а «высшими силами».) Придумали Центр десять лет назад. Автором идеи выступил нынешний начальник Управления образования Дзержинска Сергей Логинов, видимо, считая, что необходимо поднимать уровень психологической культуры населения и учить людей относиться к проблемам души так же внимательно, как и к проблемам тела.

Но, кроме высоких мотивов, у Центра была и сугубо прагматическая цель. Психологи в то время еще только появились на российской общественной арене, только вошли в школы и детские сады, и как к ним относиться, как ими управлять, что позволять, что требовать, какими полномочиями наделять — никто толком не знал. Это рождало массу недоразумений и конфликтов между психологами и руководителями образовательных учреждений.

Так, руководителю казалось совершенно естественным обратиться к психологу с заказом оценить работу персонала. Пусть проверит, кто тут хороший, а кто плохой, кто правильно работает, а кто — нет. Психолог в этом случае оказывался как бы «над» всем педагогическим коллективом, наделялся инспекторскими функциями и должен был выносить сотрудникам приговор. Могли ли педагоги в этом случае относиться к нему с доверием? Конечно, нет. А ведь на психолога еще и возлагалась работа с детьми, в первую очередь с проблемными детьми. Здесь он не мог обойтись без союза с педагогом.

Но, если от психолога зависела оценка качества работы сотрудников, на какой союз приходилось рассчитывать?

Было ясно, что психолог должен находиться внутри коллектива и потому не может занимать экспертную позицию по отношению к воспитателям. Руководители учреждений, однако, действительно часто нуждаются в психологической экспертизе. Разрешение этого противоречия и было одной из задач Центра.

Психологи Дзержинска имеют двойное подчинение — административное и методическое. Административный контроль за его работой и обеспечение условий труда берет на себя администрация образовательного учреждения. А методическое руководство деятельностью осуществляет Центр. Каждый школьный психолог или психолог детского сада имеет в Центре своего куратора. Куратор помогает психологу на начальном этапе работы, берет на себя разрешение конфликтов с администрацией, а также консультирует подопечного специалиста в особо сложных случаях, помогает найти грамотный профессиональный выход в проблемной ситуации с ребенком или с родителем.

Если же руководитель школы или детского сада нуждается в экспертной оценке работы своих сотрудников, с просьбой об экспертизе он тоже обращается в Центр. Тогда Центр командирует психологов в образовательное учреждение. Но они не являются членами данного педагогического коллектива и выступают в роли независимых экспертов.

Центр следит, чтобы психологи на местах обладали нужным, современным методическим материалом и постоянно работали над повышением своей квалификации. Раз в год (обычно весной) в результате специального опроса определяется круг проблем, наиболее актуальных для практикующих психологов, и формируются группы для работы над этими проблемами.

Руководят группами штатные психологи Центра, в свою очередь, постоянно обучающиеся на курсах в Москве или в Санкт-Петербурге.

Эти же штатные психологи ведут консультативную работу для жителей г. Дзержинска. В особо трудных случаях школьные психологи или психологи детских садов могут посоветовать родителям обратиться за дополнительной консультацией в Центр.

По мнению директора Центра Ирины Лагуновой, дзержинский Центр является идеальной моделью организации психологической службы в малом городе. А школьные психологи и психологи детских садов невероятно гордятся своей так грамотно и удобно выстроенной «крышей» и чувствуют себя уверенно и защищенно.

Рассказала Ирина ЛАГУНОВА,
директор ПМС-Центра г. Дзержинска
Нижегородской области

 

Рейтинг@Mail.ru