Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

МНЕНИЕ

Уважаемая редакция газеты «Дошкольное образование»!

Нам хотелось бы высказать свое мнение о роли психолога в дошкольном учреждении.

«Нужен ли детскому саду психолог?» — этот вопрос был актуален в детских садах нашего города в 1994 году: тогда в дошкольные учреждения пришли первые психологи.

На сегодняшний день ставки педагогов-психологов введены в штатное расписание 29 детских садов города (это 35% всех ДОУ), и предположение о том, что психологическая служба в системе дошкольного образования необходима, переросло в убеждение.

Часто случается, что управлением психологической службы руководят люди, не сведущие в психологии, и это негативно сказывается на ее развитии. Нашему городу в этом смысле повезло: подбор педагогов-психологов для детских садов, методическую работу с ними проводят специалисты Психолого-медико-социального центра. За каждым психологом ДОУ закреплен куратор, который оказывает постоянное содействие психологам в их работе, руководит вопросами повышения их квалификации.

Однако, если бы управление службой было сосредоточено исключительно в руках Центра, возникли бы некоторая изолированность, однобокость, негибкость в управлении ею.

Поэтому городское управление образованием ежегодно заключает с ПМС-Центром договор о взаимодействии и сотрудничестве.

Какие направления работы мы включаем в план совместных мероприятий?

Одно из основных направлений — анализ эффективности психологической службы. Для этого вместе со специалистами Центра мы проводим тематические проверки деятельности психологов, организуем «круглые столы» с руководителями ДОУ по вопросам развития психологической службы; на совещаниях аппарата управления заслушиваем отчеты руководителей ДОУ о работе психологов; приглашаем кураторов участвовать во фронтальных и комплексных проверках управления; организуем смотры психологических кабинетов. Постоянный анализ состояния психологической службы способствует ее развитию, позволяет своевременно вносить коррективы в деятельность психолога или руководителя, устраняя их взаимное непонимание (что нередко случается).

Другим важным направлением является распространение психологических знаний среди руководителей школ и детских садов, педагогов, родителей. Большой интерес у сотрудников детских садов вызывают психологические тренинги, семинары и консультации, организуемые специалистами ПМС-Центра. Эти мероприятия проходят как на базе Центра, так и в детских садах. Психологи помогают педагогам с новой точки зрения взглянуть на взаимодействие взрослых и детей в детском саду, преодолеть профессиональные стереотипы поведения. Много внимания городские психологи уделяют проблемам психологии управления.

Психологи детских садов при содействии специалистов Центра активно взаимодействуют со школьными психологами. Такое взаимодействие, на наш взгляд, способствует решению проблемы преемственности в работе ДОУ и школы.

Специалисты Центра и психологи детских садов организуют психологическое сопровождение всех мероприятий, проводимых управлением образования: семинаров, совещаний, конференций. Их активная позиция, с одной стороны, способствует распространению психологических знаний в городе, а с другой стороны, позволяет презентовать саму психологическую службу, повышает ее авторитет.

Психологи помогают управлению в разработке и реализации городских программ и целевых проектов. Так, например, проект «Управленец» был разработан в период острого дефицита управленческих кадров, вызванного передачей ведомственных ДОУ в муниципальную собственность. Реализация проекта способствовала выявлению и эффективной подготовке управленческих кадров для дошкольных учреждений. Большая роль отводится психологической службе в экспертизе опытно-экспериментальной работы по апробации новых программ: наши психологи постоянно работают в составе экспертного совета и экспертных групп.

Конечно, есть и проблемы в организации дошкольной психологической службы нашего города. Частенько нам приходится сталкиваться с низким уровнем подготовки молодых специалистов. Не всегда складывается взаимопонимание между психологом и педколлективом. Заведующие иногда не учитывают мнение психологов, когда формулируют первоочередные задачи психологической работы в детском саду.

Практикующие психологи жалуются на слабое дидактическое и методическое обеспечение их работы. Так как в детских садах обычно отсутствуют средства на приобретение необходимых материалов в нужном количестве, это крайне затрудняет работу специалистов — особенно молодых. Психологи образовательных учреждений оказались обойденными и в правах, которыми обладают педагоги. Они, например, не могут претендовать на получение пенсии по выслуге лет. Это приводит к оттоку квалифицированных психологических кадров из детского сада.

Ну и, видимо, самое главное препятствие для развития психологической службы заключается в том, что общество сегодня пока еще не воспринимает психологическую службу как необходимый элемент образовательной политики.

Мы, однако, надеемся на то, что со временем сможем преодолеть эти сложности.

Лидия ЛАРИОШКИНА, начальник управления
детских дошкольных учреждений;

Ольга БРОВКИНА, главный специалист
управления детских дошкольных учреждений
г. Дзержинска

Рейтинг@Mail.ru