Чему учат
пляшущие человечки?
П ри словах «программа “Развитие”» у
человека, имеющего какое-то отношение к
лаборатории им. Л.А. Венгера или работающего по
этой программе в детском саду, сразу возникает
образ: «пляшущие человечки, соединенные между
собой стрелочками». Что стоит за схемами и
условными значками, которыми пользуются дети и
педагоги «венгеровских» детских садов?
В течение долгого времени считалось,
что развитие восприятия определяется развитием
центральной нервной системы. Так как центральная
нервная система созревает достаточно рано,
вместе с завершением этого процесса
заканчивается и развитие восприятия.
Однако известный российский психолог
А.В. Запорожец, создатель Института дошкольного
воспитания, опираясь на идеи Л.С. Выготского,
показал опосредованный характер восприятия.
Согласно А.В. Запорожцу, воспринять
какой-то культурный объект — значит воссоздать в
своем представлении его проекцию, модель. Если
человек овладевает этой способностью, то он
нормально развивается и входит в культуру.
Внутренняя
работа человека (и ребенка, и взрослого) по
построению модели действительности опирается на
представление о действующих в данной культуре
сенсорных эталонах. Что такое эталон, можно
понять на конкретном примере. Возьмем, например,
музыку. Мы с вами с удовольствием слушаем
народные песни — русские, украинские,
английские, — песни любых народов, относящихся к
европейской культуре. При некотором уровне
культурного развития мы можем воспринимать
музыку Баха или Бетховена — так называемую
«классическую музыку».
Но музыку китайскую или индийскую с
интересом будет слушать только изощренный
музыковед. Для среднестатистического человека —
подчеркну, культурного человека — эта музыка
будет странной и непонятной. Потому что в ее
основе лежат другие музыкальные эталоны, чем те,
которые мы усвоили.
То же самое касается одежды,
архитектуры, языка и других сторон жизни.
Сенсорные эталоны — это «мерки», которыми
пользуется человек при восприятии того или иного
предмета или явления. Однако, чтобы мерками
пользоваться, нужно сначала их усвоить.
Поэтому развитие детского восприятия
в первую очередь связано с усвоением сенсорных
эталонов, принятых в той или иной культуре.
Практической реализации этой идеи
Запорожца, оказавшейся необычайно продуктивной
для отечественной дошкольной психологии, и
посвятил свою научную жизнь Л.А. Венгер. В его
работах идея эталона оформилась сначала в
систему сенсорного воспитания, а затем в
воспитательную систему развития способностей.
По мнению Венгера, способности бывают
специальные — например, музыкальные,
математические, пластические, и общие,
проявляющиеся в различных видах деятельности.
Ученый пришел к выводу, что наглядное
пространственное моделирование, свойственное
всем детям, является общей интеллектуальной
способностью.
Ведь детский рисунок — это вовсе не
художественное произведение, как иногда считают,
а модель той действительности, которую
воспринимает ребенок. «Модельный» характер
носят и другие формы деятельности детей — игра,
лепка, конструирование и т.п.
Если в основе освоения культуры лежит
процесс усвоения сенсорных эталонов и
моделирования действительности, значит,
расширяя представления ребенка об эталонах и
обучая его средствам моделирования, мы можем
существенно повлиять на развитие его
способностей.
В
качестве ядра воспитательной системы Венгер
предложил рассматривать наглядную модель. (Вот
откуда появились «пляшущие человечки».)
Практические разработки Венгера и его
сотрудников велись в двух направлениях:
1) знакомство с различными видами
пространственных моделей (схемы, чертежи,
графики, планы, логические цепочки и т.д.) и
обучение пространственному моделированию;
2) знакомство с сенсорными эталонами с
помощью специально разработанных дидактических
игр и упражнений. Эти разработки и легли в основу
программы, известной сегодня как программа
«Развитие».
С точки зрения такого взгляда на
развитие дошкольника сразу становится понятным,
почему Венгера и его последователей не могла
удовлетворить концепция так называемого
«свободного воспитания». Любое средство
взаимодействия с культурой не дается в
натуральном виде, как салат на грядке. Оно
требует специального культурного освоения.
Чтобы ребенок научился рисовать, ему надо
показать, как пользоваться карандашом, кистью,
красками. Чтобы он понял назначение вилки и ножа,
взрослый должен объяснить на практике
назначение этих предметов. Это простые,
конкретные примеры. Но то же самое касается и
использования речи, и способов мышления. Всем
этим ребенок овладевает более или менее успешно
под воздействием культурной среды и
целенаправленных усилий взрослых.
Если, с
точки зрения некоторых западных психологических
теорий, в игру ребенка лучше не вмешиваться, то, с
точки зрения Запорожца и Венгера, вмешиваться
надо обязательно. Это не значит, что взрослый
должен «вламываться» в игру грубо и
разрушительно. Но он может учить детей различным
способам оперирования предметами, может
привнести в игру ребенка элементы, делающие
сюжет более насыщенным, а роли — более сложными.
Ведущей, направляющей роли взрослого в
воспитательном процессе, Венгер отводил
огромную роль. И такой взгляд на позицию и
функции педагога и по сей день культивируется в
садиках, работающих по его программе.
Еще одной специфической чертой
педагогической системы Венгера является
определяющая и направляющая роль
психологической науки по отношению к действиям
педагога.
Все шаги и действия тщательно
просчитываются, выверяются и проверяются. И в
этом смысле, несмотря на свой двадцатилетний
стаж, программа «Развитие» продолжает жить в
экспериментальном режиме.
Редакция благодарит за консультацию
заведующего лабораторией им. Л.А. Венгера,
доктора психологических наук Николая ВЕРАКСУ.
|