Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Психология — в картонной коробке

Психологизация педагогической деятельности?
Не так уж это трудно, как кажется.
Для этого надо всего лишь научиться усматривать в каждом своем действии, обращенном к ребенку, в каждом предмете, занимающем место в группе, некий новый — психологический — смысл.
Например, какое глубинное психологическое значение можно усмотреть в использовании кубиков … с нарисованными на них рожицами?
Оказывается, они

1) могут играть роль элементов эмоциональной азбуки,
2) быть персонажами игры,
3) вносить совершенно неожиданный поворот в детское строительство.

Кубики «с личиками», как ласково называет их психолог Елена Кравцова, автор книги «Разбудить в ребенке волшебника», позволяют ребенку играть в самые различные режиссерские игры — от сюжетов на тему «дочки-матери» до сюжетов по мотивам сказок и фильмов.

Так как кубик лишь обозначает персонажа, а не являет его ребенку в готовом виде, то использование такого кубика в игре побуждает работу детской фантазии. Вот вам и психологическое значение: предложив малышу не готовые игрушки, а их символические заместители, вы создаете условие для развития его воображения.

Что касается использования кубиков «с личиками» в строительстве, то тут напрашиваются весьма интересные решения. По-разному «эмоционально настроенные» кубики сразу обозначат характер персонажа, обитающего в той или иной башне, в той или иной крепости. В башне, увенчанной кубиком с гневной или злобной рожицей, может обитать Злодей. А в башне с улыбающейся макушкой наверняка поселится Добрая Волшебница. Да и сами башни вдруг обретут способность говорить: угрожать, приглашать, давать советы.

Что происходит в такой ситуации с ребенком, с точки зрения психологии? Он переносит смысловое значение с одного объекта на другой. А это, между прочим, один из показателей креативности (творческого начала) личности!

Кстати, для подобного процесса психологизации можно использовать обыкновенные картонные коробки разной величины и формы. И даже совсем не обязательно доводить их внешний вид до косметического совершенства. Иногда достаточно дать ребенку в руки фломастеры, чтобы он сам изобразил нужную рожицу на картоне. И, глядишь, это станет толчком к рождению новой игры.

А играть с детьми — что может быть более психологичным для педагога-дошкольника?

Марина АРОМШТАМ

Банк педагогических идей

Не только кубики могут сыграть роль полифункциональных персонажей.
У каждого из нас в детстве были подобные предметы, которые наделялись человеческими качествами и участвовали в невероятных событиях: наборы всевозможных пуговиц, фишек из настольных игр, разномастные шахматные фигуры, пузырьки из-под духов в мягких богатых «гробиках»…
Эти предметы, правда, обладали одной особенностью: они не предлагались ребенку со стороны. Их ребенок выбирал, коллекционировал и включал в игру самостоятельно. Кстати, наличие такой игровой коллекции является тестовой — показывает, насколько развито воображение у ее обладателя.
Но многие из детских увлечений впоследствии становились толчком для педагогических проектов.
Так заведующая московского детского сада № 1488 Людмила Нефедова придумала создать настольный театр из стеклянных пузырьков.
Возможно, у кого-то из наших читателей возникнут не менее оригинальные проекты.

Поделитесь с нами идеями!

Редакция

Рисунки Марии Овчинниковой

 

Рейтинг@Mail.ru