Психология — в
картонной коробке
Психологизация педагогической
деятельности?
Не так уж это трудно, как кажется.
Для этого надо всего лишь научиться усматривать
в каждом своем действии, обращенном к ребенку, в
каждом предмете, занимающем место в группе, некий
новый — психологический — смысл.
Например, какое глубинное психологическое
значение можно усмотреть в использовании
кубиков … с нарисованными на них рожицами?
Оказывается, они
1) могут играть роль элементов
эмоциональной азбуки,
2) быть персонажами игры,
3) вносить совершенно неожиданный поворот в
детское строительство.
Кубики «с личиками», как ласково
называет их психолог Елена Кравцова, автор книги
«Разбудить в ребенке волшебника», позволяют
ребенку играть в самые различные режиссерские
игры — от сюжетов на тему «дочки-матери» до
сюжетов по мотивам сказок и фильмов.
Так как кубик лишь обозначает
персонажа, а не являет его ребенку в готовом виде,
то использование такого кубика в игре побуждает
работу детской фантазии. Вот вам и
психологическое значение: предложив малышу не
готовые игрушки, а их символические заместители,
вы создаете условие для развития его
воображения.
Что касается использования кубиков «с
личиками» в строительстве, то тут напрашиваются
весьма интересные решения. По-разному
«эмоционально настроенные» кубики сразу
обозначат характер персонажа, обитающего в той
или иной башне, в той или иной крепости. В башне,
увенчанной кубиком с гневной или злобной
рожицей, может обитать Злодей. А в башне с
улыбающейся макушкой наверняка поселится Добрая
Волшебница. Да и сами башни вдруг обретут
способность говорить: угрожать, приглашать,
давать советы.
Что происходит в такой ситуации с
ребенком, с точки зрения психологии? Он переносит
смысловое значение с одного объекта на другой. А
это, между прочим, один из показателей
креативности (творческого начала) личности!
Кстати, для подобного процесса
психологизации можно использовать обыкновенные
картонные коробки разной величины и формы. И даже
совсем не обязательно доводить их внешний вид до
косметического совершенства. Иногда достаточно
дать ребенку в руки фломастеры, чтобы он сам
изобразил нужную рожицу на картоне. И, глядишь,
это станет толчком к рождению новой игры.
А играть с детьми — что может быть
более психологичным для педагога-дошкольника?
Марина АРОМШТАМ
Банк педагогических идей
Не только кубики могут сыграть роль
полифункциональных персонажей.
У каждого из нас в детстве были подобные
предметы, которые наделялись человеческими
качествами и участвовали в невероятных событиях:
наборы всевозможных пуговиц, фишек из настольных
игр, разномастные шахматные фигуры, пузырьки
из-под духов в мягких богатых «гробиках»…
Эти предметы, правда, обладали одной
особенностью: они не предлагались ребенку со
стороны. Их ребенок выбирал, коллекционировал и
включал в игру самостоятельно. Кстати, наличие
такой игровой коллекции является тестовой —
показывает, насколько развито воображение у ее
обладателя.
Но многие из детских увлечений впоследствии
становились толчком для педагогических
проектов.
Так заведующая московского детского сада № 1488
Людмила Нефедова придумала создать настольный
театр из стеклянных пузырьков.
Возможно, у кого-то из наших читателей возникнут
не менее оригинальные проекты.
Поделитесь с нами идеями!
Редакция
Рисунки Марии Овчинниковой
|