Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2003

ЛИЧНЫЙ  ОПЫТ

Исповедь молодого специалиста

На работу в детский сад я пришла с твердой уверенностью, что все умею и все смогу. И работать мне хотелось именно психологом, потому что нет ничего важнее, чем помогать нашим детям становиться яркими личностями, учить их общаться между собой и со взрослыми. Закончив университет, я считала, что являюсь вполне подготовленным специалистом дошкольного образования. Но как же я заблуждалась!

Первой моей проблемой была и остается документация. Когда я ознакомилась с инструкцией Министерства образования РФ «Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов», у меня просто опустились руки. Если заполнять все эти документы, то 36 часов в неделю я буду сидеть, не отрываясь от стола. Но, может быть, формы документации составлены именно так как раз для того, чтобы психолог не занимался ни детьми, ни родителями, ни педагогами?

В нашем детском саду 11 групп. В двух первых младших и двух вторых младших группах все проблемы связаны в основном с адаптацией малыша к дошкольному учреждению. В двух средних группах я работаю только по запросам педагогов и родителей. А в трех старших и в двух подготовительных (причем три из них — логопедические) ведется постоянная кропотливая работа: развивающие занятия, обследование развития психических процессов (в начале и в конце учебного года), эмоционально-аффективной сферы, межличностных отношений в семье, общения детей друг с другом. Кроме того, психолог курирует опытно-экспериментальную работу, ведет наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности. А сколько душевных сил приходится вкладывать в работу с дошкольниками из логопедических групп, у которых в протоколе медико-педагогической комиссии стоят диагнозы: «педагогическая запущенность», «нарушение эмоционально-волевой сферы» — и т.п.!

Результаты всей этой работы заносятся в психологический паспорт каждого ребенка (таких паспортов у меня 86 штук), где необходимо записать не только результаты обследования, но и источник, откуда взяты методика или тест, издательство, год выпуска и страницу.

Педагог-психолог должен также проводить индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей, участвовать в различных мероприятиях детского сада, в случае необходимости помогать администрации проводить анкетирование, оформлять наглядную информацию.

Как же сочетать все эти виды деятельности с заполнением такого объема документов? Психолог часто оказывается перед проблемой: заняться практической работой или заполнить бумаги, чтобы комиссия, которая придет с проверкой, была довольна. Возможно, нужно и то и другое, но как справиться со всем этим молодому специалисту, у которого нет опыта работы и которому нужно еще многому учиться?

Однажды мне в руки попал сборник материалов и документов, в котором, в частности, было представлено примерное штатное расписание московского детского сада № 183. В этом штатном расписании были предусмотрены одна ставка психолога, две ставки педагога-психолога и две ставки социального педагога. И мне сразу стало понятно, как можно совмещать практику с заполнением документации. Наверное, именно для психолога такого детского сада и было написано инструктивное письмо Министерства образования.

Казалось бы, в чем проблема? Просто вводите в своем детском саду дополнительные ставки. Но то, что можно сделать в Москве, трудно (практически невозможно) внедрить в провинции. В небольшом северном городе на окраине России, где не так много коммерческих структур, введение новых ставок за счет дополнительной оплаты родителей не приживается (испробовано на практике). Обычно родители, учитывая постоянную ненастную погоду, стараются отдать ребенка в детский сад рядом с домом, а не везти его куда-то за тридевять земель, где ведется дополнительное образование. Уж если и мучить малыша, то за дополнительное рациональное питание (санаторные детские сады) — для Севера это важнее!

Второй проблемой, с которой я столкнулась, стало то, что в университете нам преподавали очень много теории, на практическую же часть времени отводилось намного меньше. На каждом курсе преподаватели твердили нам: «Основное правило — не навреди!» Именно поэтому в первые дни своей работы я просто панически боялась детей. Мне постоянно казалось, что я могу сказать что-то не то или сделать что-то неправильно. На помощь пришли сами дети — ведь они-то меня не боялись! Они первыми начали задавать вопросы, рассказывать свои маленькие тайны, а уж когда они сами стали проситься ко мне в кабинет, я поняла, что останусь работать в детском саду.

Сейчас я знаю почти всех ребятишек по именам, у нас с ними теплые и доверительные отношения, а главное — мы одинаково нуждаемся в общении друг с другом.

Но до сих пор у меня возникают трудности в консультировании родителей — этому в вузе не учат вообще, а жаль… Я придерживаюсь такого правила: «Дай пришедшему к тебе человеку выговориться». Ведь часто бывает так, что маме нужно просто поговорить с кем-то, рассказать о своих проблемах, причем не только с ребенком, но и в семейной жизни. На самом деле она уже давно для себя решила, как выйти из создавшейся ситуации, психолог же может лишь очень осторожно что-то посоветовать, дать прочесть книгу или рассказать похожий случай из жизни. Я уверена, что учить будущих психологов общению с родителями их воспитанников должны в вузе и уделять этой проблеме нужно как можно больше внимания.

Третьей проблемой для меня стала нехватка специальной литературы, диагностического, развивающего и коррекционного материала. Сейчас выпускается много самой разнообразной литературы, но всегда ли можно ей доверять?

По крупицам добывая материал, мы что-то делали сами, что-то приобретали в Москве, находясь в командировке или просто в отпуске. Ну не везут распространители литературу по психологии в Магадан! Художественная литература для коммерческих магазинов выгодна, она раскупается, а психологические издания нужны только специалистам. Но теперь мы нашли выход — заказываем книги через интернет-магазины. Правда, стоит это намного дороже, поскольку доставка осуществляется только авиатранспортом.

Мне кажется, что необходимо создать единый всероссийский центр дошкольной психологии, где можно было бы не только приобрести необходимую литературу или пособия, но и получить консультацию специалиста. Ведь не каждый психолог Дальневосточного региона может попасть на курсы повышения квалификации в Москве. А вот во время отпуска многие оказываются в Москве на 3—4 дня. Пусть услуги в этом центре будут платными, но и помощь в таком случае будет реальной. Можно было бы общаться с опытными психологами и через Интернет.

На второй год моей работы я провела в начале учебного года обследование детей старших и подготовительных групп на развитие психических процессов. По итогам обследования создала группы по четырем направлениям: развитие мышления, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия. Занятия проходят один раз в неделю в послеобеденное время (потому что только это время в плотной сетке занятий смогла выкроить для меня заместитель заведующей по ВМР). Это, конечно, слишком мало, чтобы говорить о значительных улучшениях. Такие занятия нужно проводить хотя бы два раза в неделю, и не вечером, когда дети уже устали. В группе должно быть не более 10 дошкольников, иначе работа будет неэффективной.

После пяти месяцев проб и ошибок у меня накопился некоторый опыт. В частности, я поняла, что занятия лучше проводить по знакомой детям схеме. В начале занятия мы приветствуем друг друга, используя для этого различные способы. Больше всего детям нравится особый вид приветствия, когда они стоят, держась за руки, и передают улыбку и рукопожатие по кругу. Затем мы работаем в индивидуальных занимательных тетрадях или решаем головоломки и задачи на доске. Следующий этап — общая дидактическая игра с раздаточным материалом, причем мы одинаково аплодируем детям, занявшим и первое, и последнее места. В конце занятия мы прощаемся различными способами, но больше всего детям нравится передавать друг другу теплый тихий ветерок.

Во многих детских садах оборудованы комнаты релаксации для сотрудников. А педагоги нашего ДОУ пришли к выводу, что комната релаксации должна быть и для дошкольников. Ведь, находясь весь день в группе, которую посещают 20 человек, малыш ни на минуту не может остаться один, поиграть самостоятельно, просто отдохнуть от постоянного шума и гама! Сейчас мы начали работать над созданием такой комнаты. Как всегда, все упирается в финансы, которых, увы, не хватает.

А может, наступит такое время, когда в детских садах будут введены ставки психологов не только для работы с детьми, но и для работы с сотрудниками. Ведь ни для кого не секрет, что процент разводов в семьях педагогов очень высок, что сами педагоги часто оказываются в стрессовых ситуациях, неся при этом огромную моральную нагрузку и воспитывая чужих детей. Если мы хотим, чтобы завтра профессия педагога детского сада стала престижной, то сегодня мы должны подумать о его психологическом комфорте во время рабочего дня.

Так хотелось бы, чтобы все эти изменения произошли не в XXII веке, а гораздо, гораздо раньше!

Юлия СКОРОМНОВА,
педагог-психолог ЦРР — д/с № 13
г. Магадана

Рисунки Марии Овчинниковой

Рейтинг@Mail.ru