Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2003

МАСТЕРСКАЯ

Уважаемые коллеги!

К сегодняшнему дню в редакцию пришло уже более ста проектов и моделей для участия в конкурсе «Самодельная книга для малышей».
С некоторыми из них мы познакомим вас до подведения итогов конкурса, который состоится в мае 2003 года.

Сказка для всех и для каждого

Воспитанники одной из групп детского сада № 10 «Золотая рыбка» г. Мегион имеют диагноз «задержка психического развития». Как правило, дети с ЗПР и сложными речевыми нарушениями могут воспринимать информацию лишь в небольших количествах и только с опорой на наглядные образы, не способны удерживать внимание в течение продолжительного времени и практически не умеют пересказывать тексты.
С учетом этих сложностей педагоги сада разработали для них специальную книжку — пособие для развития речи и коррекции речевых нарушений.

Книжка «Наша сказка» состоит из пяти плотных картонных страниц размером с альбомный лист. На первой — обложечной — странице вырезано довольно большое окошечко — будто рамка для фотографии. В рамке на каждом занятии будет появляться лицо нового ребенка.
Четыре следующие страницы — разного цвета: желтая, красная, зеленая и синяя.
На каждой цветной странице наклеен кармашек из прозрачной пленки. В кармашек вставляются предметные картинки.
Предметные картинки подобраны так, чтобы с их помощью можно было составить маленькие рассказики.
На занятии выбирается ребенок, о котором будет рассказываться сказка. Он садится на стульчик так, чтобы его лицо оказалось в «книжной рамочке». А педагог, запасясь нужными картинками, начинает рассказ.

«Жила-была девочка Маша». (Можно договориться с детьми, что именно в этот момент Маша выглядывает «из книжки».)

«Утром она вставала, платье надевала». — Педагог вставляет в кармашек книжки предметную картинку — девочку в платье.

«Взяла она в руки воздушный шарик и пошла гулять». — В кармашек на третьей странице вставляется новая картинка.

«Гуляла Маша, гуляла и встретила собачку. «Гав-гав-гав!» — сказала Маше собачка». — Появляется следующая картинка.

«А потом Маша вернулась домой, взяла карандаши и нарисовала картинку о том, как она гуляла». — Завершающая рассказ картинка на последней странице.

После этого Маше, ставшей героиней сказки, и другим ребятам предлагается ответить, что она делала на желтой страничке? На красной? На зеленой? На синей? Это работа на закрепление последовательности событий и усвоение содержания текста. Можно и по-другому сформулировать вопросы: на страничке какого цвета Маша встретила собачку? На страничке какого цвета показаны карандаши, которыми Маша рисовала? Эти вопросы направлены на закрепление представлений о цвете.
И, наконец, Маше предлагается пересказать историю о себе самой. Это может сделать и какой-нибудь другой ребенок. Но о живом и наглядном персонаже, которого можно потрогать, погладить, с которым можно поиграть, рассказывать гораздо легче, чем о ком-то неизвестном и чужом.

А если говорить о принципах личностно-ориентированной педагогики, то здесь они явлены в чистом виде.

Наталья БАЙЖЕВА, Ольга ЖУРАВЛЕВА,
воспитатели диагностической
группы детского сада № 10
«Золотая рыбка», г. Мегион

 

Рейтинг@Mail.ru