Уважаемые коллеги!
К сегодняшнему дню в редакцию пришло
уже более ста проектов и моделей для участия в
конкурсе «Самодельная книга для малышей».
С некоторыми из них мы познакомим вас до
подведения итогов конкурса, который состоится в
мае 2003 года.
Сказка для всех и для каждого
Воспитанники одной из групп детского
сада № 10 «Золотая рыбка» г. Мегион имеют диагноз
«задержка психического развития». Как правило,
дети с ЗПР и сложными речевыми нарушениями могут
воспринимать информацию лишь в небольших
количествах и только с опорой на наглядные
образы, не способны удерживать внимание в
течение продолжительного времени и практически
не умеют пересказывать тексты.
С учетом этих сложностей педагоги сада
разработали для них специальную книжку —
пособие для развития речи и коррекции речевых
нарушений.
Книжка «Наша сказка» состоит из пяти
плотных картонных страниц размером с альбомный
лист. На первой — обложечной — странице вырезано
довольно большое окошечко — будто рамка для
фотографии. В рамке на каждом занятии будет
появляться лицо нового ребенка.
Четыре следующие страницы — разного цвета:
желтая, красная, зеленая и синяя.
На каждой цветной странице наклеен кармашек из
прозрачной пленки. В кармашек вставляются
предметные картинки.
Предметные картинки подобраны так, чтобы с их
помощью можно было составить маленькие
рассказики.
На занятии выбирается ребенок, о котором будет
рассказываться сказка. Он садится на стульчик
так, чтобы его лицо оказалось в «книжной
рамочке». А педагог, запасясь нужными картинками,
начинает рассказ.
«Жила-была девочка Маша». (Можно
договориться с детьми, что именно в этот момент
Маша выглядывает «из книжки».)
«Утром она вставала, платье надевала».
— Педагог вставляет в кармашек книжки
предметную картинку — девочку в платье.
«Взяла она в руки воздушный шарик и
пошла гулять». — В кармашек на третьей странице
вставляется новая картинка.
«Гуляла Маша, гуляла и встретила
собачку. «Гав-гав-гав!» — сказала Маше собачка».
— Появляется следующая картинка.
«А потом Маша вернулась домой, взяла
карандаши и нарисовала картинку о том, как она
гуляла». — Завершающая рассказ картинка на
последней странице.
После этого Маше, ставшей героиней
сказки, и другим ребятам предлагается ответить,
что она делала на желтой страничке? На красной? На
зеленой? На синей? Это работа на закрепление
последовательности событий и усвоение
содержания текста. Можно и по-другому
сформулировать вопросы: на страничке какого
цвета Маша встретила собачку? На страничке
какого цвета показаны карандаши, которыми Маша
рисовала? Эти вопросы направлены на закрепление
представлений о цвете.
И, наконец, Маше предлагается пересказать
историю о себе самой. Это может сделать и
какой-нибудь другой ребенок. Но о живом и
наглядном персонаже, которого можно потрогать,
погладить, с которым можно поиграть,
рассказывать гораздо легче, чем о ком-то
неизвестном и чужом.
А если говорить о принципах
личностно-ориентированной педагогики, то здесь
они явлены в чистом виде.
Наталья БАЙЖЕВА, Ольга ЖУРАВЛЕВА,
воспитатели диагностической
группы детского сада № 10
«Золотая рыбка», г. Мегион
|