Я знаю пять названий
растений
Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в
котором бы не было комнатных растений.
Разработано огромное количество рекомендаций по
их использованию в работе с детьми. И все же у
педагогов снова и снова возникают вопросы.
Вопрос первый: сколько названий
комнатных растений должен знать
ребенок-дошкольник?
Ответ, на мой взгляд, прост: должен —
нисколько, а вот может столько, сколько сам
захочет, и в зависимости от того, как воспитатель
сумеет заинтересовать его этими объектами. К
сожалению, многие педагоги знание сложных
названий комнатных растений рассматривают как
один из «диагностических» признаков
экологического образования, положительного
отношения ребенка к природе.
Вот случай из жизни. В детском саду идет
аттестация. Воспитатель, чтобы показать,
насколько интеллектуально развиты его дети,
просит одного из мальчиков рассказать о
комнатных растениях. Ребенок подходит к живому
уголку и бойко перечисляет сложные названия.
Память у него, безусловно, хорошая. Но что дает
такое запоминание с точки зрения понимания мира
природы? Ведь даже простой вопрос: «А как ты
думаешь, все эти растения нужно поливать
одинаково или какие-то из них могут обойтись без
воды?» — ставит мальчика в тупик. Он выучил
труднозапоминаемые слова, но на самом деле о
комнатных растениях не знает ничего.
Не секрет, что в детских садах часто проверяют,
насколько хорошо дети усвоили именно такую
информацию. Например, дошкольнику того или иного
возраста полагается знать определенное
количество названий: пять, десять и т.п. (типично
репродуктивный подход в обучении). Однако с точки
зрения экологического образования не столь
важно помнить названия растений. К тому же
большинство из них — пришельцы из других
регионов и не имеют русских «имен». Гораздо
важнее показать ребенку, как разнообразны
комнатные растения по внешнему виду, окраске,
происхождению, требованию к теплу, влаге, почве;
как тот или иной живой организм приспособлен к
среде обитания, почему у него именно такой
внешний вид, научить видеть его красоту,
сформировать понимание зависимости жизни
растений от действий человека, в том числе и
самого ребенка. Конечно, если ребенок
интересуется названием, можно дать ему
соответствующую информацию, предложить
самостоятельно или вместе со взрослым отыскать
ее в красочно иллюстрированной энциклопедии. Для
читающих ребят таблички с названиями
прикрепляются непосредственно возле растений.
Начать знакомство с растениями лучше всего с
видов с русскими «именами», отражающими их
характерные особенности: Ванька мокрый
(бальзамин), щучий хвост (сансевьера) и т.п.
Вопрос второй: сколько растений
должно быть в помещении?
Не так давно одна из воспитателей
пожаловалась: «Я так люблю цветы, но ко мне в
группу пришла методист и велела убрать большую
часть растений, так как «по программе их должно
быть всего пять». Я посоветовала спросить: почему
именно пять, а не четыре и не шесть? Ведь любую
рекомендацию можно довести до абсурда. Конечно,
есть разумные требования. Например, понятно, что
чем меньше дошкольники, тем более яркими,
привлекательными должны быть растения в группе.
Просто для того, чтобы привлечь их внимание.
Точно так же понятно, что малышу проще протирать
тряпочкой крупный лист, чем мелкий; что в группе
не должно быть ядовитых, опасных для здоровья
детей видов. Ребятам интересно сравнивать
растения, а для этого нужны пришельцы из разных
стран, с разными листьями, стеблями, цветками. Но
почему педагог, который любит комнатные растения
и передает эту любовь своим воспитанникам, не
может выращивать «не входящие в программу»?
(Кстати, в последние годы набор комнатных
растений, продаваемых в наших магазинах, стал
намного шире, чем раньше, и многие из них прежде
просто не могли войти в число рекомендуемых для
ДОУ.)
Количество растений во многом зависит и от
микроклимата группы: в сухом помещении можно
выращивать больше растений, чем во влажном.
Конечно же, нельзя допускать, чтобы растения на
окнах уменьшали количество света в комнате, и
превращать групповое помещение в оранжерею.
Необходимо помнить и о том, что у некоторых детей
бывает аллергия на определенные виды растений.
В последнее время в детских садах стали все чаще
обращать внимание и на оздоровительную роль
комнатных растений. Многие из них очищают,
ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие
вещества, губительно влияющие на микроорганизмы.
Подбирая растения для разных помещений, можно
учитывать и особенности их влияния на здоровье:
если в детском саду есть ребята, страдающие
астмой, — высаживаются одни растения, если ОРЗ —
другие и т.п.
Комнатные растения — неотъемлемая часть зимнего
сада, экологической комнаты, комнаты психолога.
Они визуально выделяют зону релаксации, а
вертикальное озеленение (например, плющ на
веревках, металлических решетках) или растения
на высоких подставках помогают разделить
комнату на функциональные зоны, выделить уголок
уединения.
Вопрос третий: искусственные или
живые?
В последнее время, с одной стороны,
наблюдается увлечение искусственными цветами, с
другой — существует точка зрения, что им вообще
не место в детском саду. Кто же прав? Как всегда,
истина лежит посередине: если вы хотите украсить
темный коридор или угол под лестницей, конечно
же, можно сделать это с помощью зеленой
искусственной ветки или яркого цветка. Главное,
чтобы они гармонично вписывались в интерьер
помещения. Но вряд ли хорошо, когда на прекрасно
освещенном месте в групповой комнате висят
ярко-зеленые пластмассовые ветки с безвкусными
ярко-красными и фиолетовыми цветами
неизвестного происхождения. И, конечно,
искусственным растениям не место в живом уголке,
в зимнем саду. Они непригодны для наблюдений,
всегда выглядят одинаково. У них нет запаха, их, в
общем-то, не очень приятно трогать. К тому же мы не
всегда знаем, насколько безопасен материал, из
которого они изготовлены.
Вопрос четвертый: как использовать
комнатные растения в работе с детьми?
Труд в уголке природы традиционно
рассматривался как неотъемлемая часть
воспитания дошкольника. Важно, чтобы каждый
ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему
больше всего нравится, а не по указанию взрослых.
Нужно заранее познакомить детей с особенностями
живых организмов. Например, мы выяснили, что
практически все дошкольники считают, что чем
больше поливать растение, тем для него лучше. В
результате такого чрезмерного усердия некоторые
растения (например, засухоустойчивые) погибают.
Во время ухода, наблюдений за обитателями живого
уголка постоянно обсуждайте с детьми различные
вопросы, например: какую роль играют свет, вода,
тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их
пересаживаете?
Рассмотрим некоторые варианты использования
этих живых объектов.
Развитие речи. Предложите
детям внимательно изучить растения и придумать
им имена, которые бы отражали их особенности
(«пушистик», «колючка» и т.п.). Пусть ребята
расскажут, какими бывают растения (подберут
определения), что они умеют делать (глаголы), что
любят, а что — нет. Сочините рассказ или сказку по
результатам наблюдений. Можно придумать
сказочного человечка, который будет охранять
растения и рассказывать о них малышам. Старшие
дошкольники могут стать экскурсоводами и
поведать младшим о своих любимых питомцах
(хорошо, если в этом им помогут папы и мамы,
увлекающиеся комнатным цветоводством).
Сенсорное развитие. Листья,
цветки комнатных растений можно погладить,
выяснить, какие они на ощупь: гладкие или
шершавые, пушистые или колючие; обвести
пальчиком контур листа (продолговатый, округлый,
с выемками и т.п.). Пусть ребенок, трогая лист,
закроет глаза и представит, что гладит животное.
Кто это мог быть? Во время пересадки растений
дети трогают песок, почву (влажную, сухую),
керамзит, природные камешки и рассказывают о
своих ощущениях.
Экспериментирование. Проводя
опыты с растениями, необходимо помнить, что наша
цель — это прежде всего воспитание бережного
отношения к природе, а не научные исследования
любой ценой. Мне кажутся безнравственными опыты,
в результате проведения которых исследуемый
объект погибает. Например, для выяснения роли
воды в жизни живых организмов иногда берут два
комнатных растения, одно из которых поливают, а
другое — нет (в результате оно засыхает). Такой
опыт проводить можно только с некоторыми
влаголюбивыми видами, например, с Ванькой мокрым.
Признаки нехватки воды сразу же отражаются на
его облике, листики становятся менее упругими и
поникают. Но достаточно добавить в горшок
немного воды, и растение снова восстанавливает
свой первоначальный вид.
Эксперименты помогут дошкольникам понять, для
чего они ухаживают за растениями. Например: на
лист растения надевается полиэтиленовый мешок,
который плотно закрывается. Через некоторое
время на его стенках появляются капельки, и дети
наглядно убеждаются, что они не зря поливают
растения. (И в этом случае необходимо следить,
чтобы листья во время опыта не пострадали.) Еще
пример: не протирайте один из листьев растения
длительное время. Затем предложите ребятам
приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она
стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно
исследовать лист, который регулярно протирался.
Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и
сами нуждаются в уходе.
Игры. Конечно, растения — это
живые организмы, и поэтому использовать их для
игр нужно осторожно, чтобы не повредить листья и
стебли. Из небольших растений можно создать лес
для маленьких кукол или сказочных персонажей.
Они станут дополнениями к театральным
декорациям. Растения можно временно помещать на
крупные макеты (например, горных ландшафтов,
города).
География. Комнатные
растения — пришельцы из самых разных мест нашей
планеты. Любое из них может стать отправной
точкой для изучения той или иной страны,
континента. Например, вы можете отобрать один или
несколько африканских видов, найти с ребятами на
карте родину растений, обозначить это место
значком. Но ведь растения живут не сами по себе.
Наверняка они обитают в лесу или в пустыне, где
есть другие растения, животные. Найдите о них
информацию в книгах, рассмотрите с детьми
иллюстрации. Тепло там или холодно? Бывает ли
снег? Какие люди живут? Так одно растение поможет
«освоить» целый континент. Изменится и отношение
дошкольников к самим растениям.
Нарисуйте вместе с детьми значки — символы
растений, которые есть у вас в группе, повесьте на
стену физико-географическую карту мира.
Путешествуя вместе с растениями, вы будете
прикреплять символы растений в местах их
происхождения.
Географический принцип распределения растений
может применяться при оформлении экологических
комнат, зимних садов. Например, на каждой стене
комплекса «Живая планета» в ГОУ ЦРР № 2337 г.
Москвы наклеены фотообои с ландшафтами разных
континентов. В ГОУ № 1505 (Москва) природные зоны
нарисованы. На полу же таких помещений у стен на
разных уровнях (подиумах, подставках) размещены
растения, которые в природных условиях
произрастают в изображенных на стенах
экосистемах. В таких условиях «путешествия с
растениями» становятся увлекательной игрой.
Вопрос пятый: как составить «Паспорта
растений»?
Варианты оформления «Паспорта» могут
быть разными — альбом, тетрадь или папка из так
называемых «прозрачных файлов», соединенных
вместе. Последний вариант наиболее удобен, так
как позволяет при необходимости менять
информацию, дополнять ее. При описании каждого
растения лучше следовать определенному плану,
это облегчает сравнение материалов. Опыт
показывает, что такие паспорта очень удобны для
работы, так как воспитателям не приходится
самостоятельно искать информацию в разных
литературных источниках.
В паспорте растения следует поместить его
фотографию (ее можно сделать прямо в живом
уголке) или рисунок, указать научное и бытовое
(русское) название (например, бальзамин, или
Ванька мокрый); если есть интересная информация
— происхождение названия; родину растения —
континент, страну; условия, в которых оно живет в
природе (тропический лес, пустыня и т.п.);
экологические особенности — отношение к свету
(светолюбивое, теневыносливое), влаге (растения
влаголюбивые или засухоустойчивые); особенности
питания растений (требовательное к богатству
почвы или нет); связи животных и растений с
другими растениями и животными (например, кто
питается этими растениями в природе). Если есть
информация, можно внести в паспорт сведения об
отношениях человека и описываемых живых
объектов (как человек использует растения в
природе и в быту; подлежат ли они охране).
Часть информации можно изобразить в виде системы
значков. Например, каждая характеристика
растения обозначается кружочком, который
размещается в верхней части страницы:
влаголюбивые растения — синий кружок,
засухоустойчивые — оранжевый, средние по
требованию к влаге — голубые; обитатели леса —
темно-зеленый кружок; луга — светло-зеленый.
Разработайте свою систему значков в зависимости
от видового состава растений в вашем детском
саду. Такие значки значительно облегчают работу.
Например, для занятия нужно отобрать растения
лесов. Вместо того чтобы прочитывать информацию
о каждом из них, вы просто листаете
альбом-паспорт и отбираете объекты, обозначенные
зеленым кружком. Кроме того, такая информация
помогает правильно ухаживать за растениями.
Вопрос шестой: «А если он не хочет
поливать?»
Его мне задала студентка-практикантка,
которая отчаялась приучить своего подопечного
ухаживать за растениями. Он любил только морскую
свинку. И действительно, мы редко учитываем тот
факт, что мальчики и девочки по-разному
воспринимают природу. Отношение и тех, и других к
уходу за растениями оценивается одинаково. Но
ведь часто бывает так, что непоседливый по
характеру мальчик с огромным энтузиазмом ищет на
территории детского сада камни, спрашивает, как
они называются, но при этом не проявляет
неуемного восторга и умиления вместе с
воспитателями (заметим — тоже женщинами) во
время протирания листьев комнатных растений. Чем
старше дети, тем сильнее эти различия. Все мы
воспринимаем как должное тот факт, что люди
отличаются по интересам и далеко не все склонны к
выращиванию комнатных растений. Однако в детском
саду часто требуем одинакового отношения к этим
объектам от всех детей. Несомненно, что любой
ребенок должен иметь возможность наблюдать за
растениями, знать, что они живые, бережно к ним
относиться, понимать, что без заботы человека они
умрут. И в то же время ребенку старшего возраста
необходимо предоставить возможность
рассматривать растение, поливать его не по
указанию воспитателя и одновременно со всеми, а
по собственному желанию. В противном случае
результат оказывается противоположным
ожидаемому: ребенок, которого регулярно
заставляют поливать растение и ругают, если он
забыл это сделать, со временем просто
возненавидит объект своей потенциальной заботы.
Еще пример — усидчивый, флегматичный ребенок
будет неторопливо наблюдать за тем, на сколько
сантиметров выросло растение, и с помощью
воспитателя фиксировать наблюдения, а другой —
просто в силу своего темперамента — не сможет
спокойно выполнять такую работу, его привлекает
разнообразие. Однако диагностируем мы всех
одинаково.
Ребенок может забыть, как называется то или иное
растение, но гораздо важнее, чтобы он получил
первые представления об особенностях
разнообразия растительного мира и местообитаний
живых организмов; научился отличать растения
друг от друга не только на картинках, но и в
природе; мог объяснить некоторые особенности их
внешнего вида в зависимости от среды обитания;
имел элементарные представления о том, что нужно
живым организмам для развития; о взаимосвязях
растений и животных; проявлял к ним
познавательный интерес,
эмоционально-положительное, бережное отношение
и желание их сохранить.
Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца
|