Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Там котик усатый по садику бродит,

или Кто обитает в зимних садах дошколят?

Ну, конечно, попугайчики. Конечно, рыбки, хомячки и черепашки. А в некоторых детских садиках, как в уренгойских «Загадке» и «Белоснежке», еще и куры.
Однако, кроме живых обитателей зеленых уголков, здесь живут еще и сказочные персонажи.

Огородик в стране Чиполлино

Если детский сад маленький и в нем нет свободного помещения, которое можно было бы отдать под зимний сад, для решения педагогических задач — образовательных, экологических, экспериментальных и игровых — подойдет и обыкновенный подоконник.
«Выращивание комнатных цветов — процесс долгий, трудоемкий, не всегда доступный малышу, — пишет воспитатель-эколог детского сада № 7 г. Полярные Зори Ю.И. Левушкина. — Педагогу приходится прилагать специальные усилия, чтобы привлечь внимание детей к молчаливому и неподвижному растению. Ничего интересного, с точки зрения ребенка, с ним не происходит. Другое дело — «огород» на окне, «возделанный» руками малышей!»

Огородик в одной из групп детского сада № 7 г. Полярные Зори Мурманской области

Изменения, происходящие там, быстрые, яркие, наглядные. Положили в землю семечко, сказали волшебные слова — глядишь, через несколько дней пробились к свету ростки. День за днем набирают они силу, растут, радуя детей своей зеленью.

Огородик на окне в д/с № 2, пос. Усть-Донецк Ростовской области

«Веселый огородик» второй младшей группы детского сада «Тополек» г. Катайска Курганской области. Здесь есть все, что должно быть при настоящем огороде: домик, забор, колодец с ведерком для полива, огородное пугало для острастки ворон и собачка в будке, охраняющая хозяйство. Грядки же разбиты в пластиковых бутылках квадратного сечения: и красиво, и опрятно, и позволяет детям следить за «поведением» корней.

Эти крошки-огородики устроены не только с учетом естественно-научных требований и задач и экспериментирования. Они грамотны с психологической точки зрения: ведь сказка в сознании маленького ребенка тесно переплетена с реальностью.

А если воспитатель — выдумщик и сумеет превратить маленький огородик на окне в сказочную страну, заселенную родственниками и знакомыми знаменитого мальчика-луковки Чиполлино из сказки Джанни Родари, это место станет самым «волшебным» в группе, и от него будет просто невозможно отвести глаз.

Зеленая сказка

В зеленом уголке второй младшей группы детского сада «Улыбка» г. Абаза Республики Хакасия дети не только ухаживают за растениями, но и играют в сказки. Здесь в один прекрасный день можно обнаружить лешего или кикимору, познакомиться с «шишечными» гномиками. Хозяйки группы — Альфия Тырышкина и Наталья Ермакова. Они же придумали оформление полифункциональной стены «Времена года», которую используют не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и для развития речи, для математических упражнений. Мелкие фигурки, украшающие декоративные пейзажи, — съемные, крепятся на липучках. Поэтому их количество можно регулировать по желанию педагогов и детей. Хочешь — считай листики и цветочки, птичек и зайчиков. Хочешь — сочиняй задачи: «На дереве сидела птичка. К ней прилетели еще три птички…» Хочешь — выдумывай истории.

Если ты мальчишка, интереснее разбивать огород прямо на «палубе корабля». И тогда головки лука из растений превращаются в команду отчаянных пиратов.

Меняю кактусы на спортивное оборудование!

Случается, что главным растениеводом в детском саду оказывается не эколог, а… инструктор по физической культуре. Главная забота Елены Шалабаевой из детского сада № 50 «Росточек» г. Рубцовска Алтайского края — физическое развитие детей. Но ее страстное хобби — разведение кактусов. После физкультурных занятий дети забегают в ее маленький кабинет, чтобы полюбоваться «кактусиной» коллекцией. Елене Александровне есть чем гордиться: в коллекции 55 видов растений. Она даже находит время, чтобы поэкспериментировать вместе с детьми — сделать одному-другому кактусу прививку.
А в мае Елена Шалабаева участвует в ярмарке: продает рассаду комнатных растений, которую вырастила вместе со своими маленькими помощниками. На что идут средства, вырученные от продажи рассады? Ну, конечно, на приобретение оборудования для физкультурных занятий.

Как тус Филя

32.jpg (17451 bytes)Кактус Филя обязан своим появлением на свет педагогу детского сада «Елочка» Татьяне Канбриковой (г. Новый Уренгой). Тельце вязаное, сам не по-кактусиному мягкий. Задачи у этого кактуса особые: с детьми здороваться, уму-разуму их учить, а когда надо — и утешить, успокоить. Для этого у Фили есть специальная ручка-колючка, за которую можно подержаться и которую можно пожать, и косичка из цветных ниток. Этот элемент — не экологический, а чисто психотерапевтический. Если кто уж совсем не может интеллектуальную информацию потреблять, пусть хоть мелкую моторику развивает, косичку расплетает-заплетает. С этой же целью носит Филя и кокетливую шляпку. Что касается «наглядного» обучения, для этой цели у Фили есть пучок ниток, призванный изображать характерную для кактусов корневую систему. Но главная задача этого тряпичного существа — отстаивать важнейший жизненный принцип: из всякого правила есть исключения. И среди кактусов бывают «неколючие люди».

Говорящие горшочки

А в зеленых уголках прогимназии № 7 «Красный мак» г. Курганинска детей встречают «говорящие» горшки. Все они — с забавными рожицами, которые созданы при помощи аппликации. Педагоги «Красного мака» утверждают, что горшки сообщают детям о самочувствии своих обитателей и улыбаются, если дети хорошо ухаживают за растениями.
Представить себе это нетрудно, если предположить, что аппликативный рот такого «говорящего» горшочка — на липучках, и педагог по своему усмотрению придает рожице желаемое выражение.
Справились дети со своими обязанностями, рожица на горшке получает улыбающийся рот. Забыли полить растения, не протерли листья, рожица меняет рот на другой: концы губ у него опущены.
Если усугубить эту картину «слезами» (тоже, разумеется, накладными), воспитательная оценка отрицательных действий будет вполне наглядно выражена.

 

Рязанские лешенята

Семейка пеньков — то ли лешенят, то ли древенят — обжилась в зимнем саду детского сада № 3 г. Рязани.
Пеньки пеньками — но с глазами. Их ролевые функции можно легко опознать по бусам и бантикам членов фамилии. Но главное их достоинство — настоящие «волосы». В пеньках вырезаны отверстия, куда вставлены пластиковые баночки из-под йогуртов, наполненные землей. В них посажены растения — такие, которые, разрастаясь, создают впечатление элегантной прически из последнего номера журнала «Космополитен». У детей, пишет заместитель заведующей садика И.В. Шестакова, семейка пеньков вызывает восторг.

Зимний сад — полифункциональное пространство

Зимний сад в детском саду призван выполнять не только образовательную и развлекательную функции, но и оздоровительную.
Поэтому цветной гравий вокруг бассейна в зимнем саду детского сада № 461 «Золотая рыбка» г. Новосибирска играет не только декоративную роль, но и роль массажной дорожки.
Ту же задачу выполняет горбатый мостик над ручейком, протекающим в зимнем саду детского сада «Мальвина» г. Нового Уренгоя. Его поверхность — ребристая и потому приятно «будоражит» пятки малышей, бегающих по садику в одних носочках.

Рейтинг@Mail.ru