В пещерах Уренгоя
Вообще-то никаких природных пещер в
Уренгое нет. Город расположен на границе тундры и
лесотундры. А пещеры обычно располагаются в
горных районах. И все-таки одну диковинную пещеру
заезжий гость может обнаружить и в этом
заснеженном крае. Только она не природная, а
рукотворная и расположена не под открытым небом,
а в зимнем саду детского сада «Загадка».
Образовалась пещера «случайно»: при закладке
зимнего сада под внутренним балконом оказалось
пространство наподобие тоннеля, которое
дизайнеры и воспитатели обили изнутри мягким
материалом, положили ковровую дорожку — и
получился уютный тайничок, довольно
вместительный, с двумя входами.
Зимний сад в «Загадке» — не только место для
экологического воспитания и ознакомления с
окружающим миром, но и пространство для
свободных игр. Существует специальный график, по
которому дети могут приходить сюда с
воспитателем в свободное от занятий время. И
пещера, наряду с песочницей, пользуется у детей
невероятной популярностью. Здесь и в
дочки-матери можно поиграть, и нашептать
подружке на ушко страшную историю, и просто
полежать, и поползать. Бывает, что пещера
становится местом уединения для какого-нибудь
ребенка во время занятия: то ли ему надоело
слушать педагога (устал), то ли просто настроение
так себе, тогда можно тихонько отделиться от
группы и посидеть-помечтать в одиночестве. (В
«Загадке» детей в «страну знаний» насильно не
загоняют.)
Однако потенциал пещеры — и игровой, и
образовательный — еще далеко не использован.
Ведь в пещерах — и в природных, и в
мифологических, сказочных — обитают самые
разнообразные существа, которые вполне могли бы
стать «помощниками» педагогов на занятиях и в
обучающих фантазиях. А темнота пещеры и ее
протяженность — прекрасное место для опытов со
светом (например, с фонариком или с «волшебным»
фонарем).
В поверьях разных народов пещера считается
входом в иной мир. Следовательно, из нее могут
являться сказочные персонажи. Через пещеру
выходят из-под земли гномы — создания
европейской мифологии. Они — лучшие знатоки недр
земли, минералов и всевозможных камней.
Именно в пещерах обитают такие удивительные
существа, как летучие мыши — одни из
рекордсменов слухового восприятия. Летучая мышь
может принять участие в рассказе педагога о мире
ощущений.
Наконец, в пещерах жили первобытные люди,
оспаривая их у других обитателей того времени —
например, у пещерных медведей. (Знаменитая сказка
Р.Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»
начинается с замечательной сцены, в которой
первобытная Женщина превращает пещеру в Дом.)
Именно пещеры стали «музеями», сохранившими до
наших дней древние наскальные рисунки.
Кстати, первый такой «музей» был обнаружен
ребенком — девятилетней дочерью испанского
ученого Марселино де Саутуолы, когда тот
исследовал пещеру Альтамира. Когда Саутуола
заявил об открытии наскальных рисунков времен
палеолита, ученый мир поднял его на смех.
Саутуолу даже обвинили в подделке, настолько
невозможно было поверить, будто гениальные
изображения животных на стенах пещеры сделаны
охотниками на мамонтов. Только последующие
открытия наскальной живописи в других пещерах
Испании и Франции заставили специалистов
поверить в подлинность находки в пещере
Альтамира. (Однако сам Саутуола, как это часто
бывает, не дожил до дня своего торжества.)
Этот сюжет вполне мог бы стать основой для
занятия из цикла «Заглянем в прошлое планеты»,
если, конечно, в распоряжении педагогов имеется
такая пещера, как в уренгойской «Загадке».
Только представьте: дети с фонариками
отправляются в палеонтологическую экспедицию,
обнаруживают на стенах «пещеры» наскальные
рисунки (которые, войдя в образ первобытных
художников, с блеском воссоздадут воспитатели) и
делают вывод: люди научились рисовать с момента
своего появления на Земле.
Кого же они рисовали? Да тех животных, которые
водились в те далекие времена, — оленей, быков,
мамонтов.
Смогут ли «исследователи» снять копии с этих
рисунков? В отличие от первобытных охотников, они
не умеют рисовать в темноте. Значит, должны
воспроизвести изображения по памяти, уже покинув
пещеру. А чтобы им легче было справиться с
заданием, листок бумаги должен напоминать стену
пещеры: пусть это будет оберточная бумага с
оборванными краями. Материалом для рисования
послужит уголь или сангина. (Таким приемом при
знакомстве детей с наскальной живописью
пользовалась московский педагог-художник Ольга
Титаева. Только у нее занятие вписывалось в цикл
«Чем и как работает художник?».)
Так что перспективы для придумывания и
реализации своих идей у уренгойских педагогов и
у тех, кто решится по их примеру создать в своем
зимнем саду пещеру, огромные. Были бы желание,
время и силы.
Марина АРОМШТАМ
Еще несколько слов о пещерном
искусстве
Почему изобразительное искусство
первобытных людей процветало именно во мраке
пещер, до сих пор является загадкой для ученых.
По одной из версий, которую разделял Л.С.
Выготский, рисование в пещерах было связано с
особенностью памяти древнего человека — так
называемой «эйдетической памятью». Эйдетическая
память сохраняет явление как целое, с огромным
количеством деталей и подробностей. Человек, ею
обладающий, как бы «видит» предмет еще некоторое
время после того, как он исчезает из поля его
физического зрения. Причем, если закрыть глаза,
эйдетический образ проступает четче и ярче.
Темнота пещеры родственна той, которая
наступает, когда закрываешь глаза. Именно
поэтому, полагал П.Блонский, первобытные
художники рисовали в пещерах.
Эйдетическая память в процессе развития
цивилизации была постепенно вытеснена памятью с
опорой на знаки. Однако у некоторых людей —
например, у одаренных художников — она,
безусловно, достаточно хорошо развита.
|