Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2003

ДЕТСКИЙ МИР

В пещерах Уренгоя

Вообще-то никаких природных пещер в Уренгое нет. Город расположен на границе тундры и лесотундры. А пещеры обычно располагаются в горных районах. И все-таки одну диковинную пещеру заезжий гость может обнаружить и в этом заснеженном крае. Только она не природная, а рукотворная и расположена не под открытым небом, а в зимнем саду детского сада «Загадка».
Образовалась пещера «случайно»: при закладке зимнего сада под внутренним балконом оказалось пространство наподобие тоннеля, которое дизайнеры и воспитатели обили изнутри мягким материалом, положили ковровую дорожку — и получился уютный тайничок, довольно вместительный, с двумя входами.
Зимний сад в «Загадке» — не только место для экологического воспитания и ознакомления с окружающим миром, но и пространство для свободных игр. Существует специальный график, по которому дети могут приходить сюда с воспитателем в свободное от занятий время. И пещера, наряду с песочницей, пользуется у детей невероятной популярностью. Здесь и в дочки-матери можно поиграть, и нашептать подружке на ушко страшную историю, и просто полежать, и поползать. Бывает, что пещера становится местом уединения для какого-нибудь ребенка во время занятия: то ли ему надоело слушать педагога (устал), то ли просто настроение так себе, тогда можно тихонько отделиться от группы и посидеть-помечтать в одиночестве. (В «Загадке» детей в «страну знаний» насильно не загоняют.)

Однако потенциал пещеры — и игровой, и образовательный — еще далеко не использован.
Ведь в пещерах — и в природных, и в мифологических, сказочных — обитают самые разнообразные существа, которые вполне могли бы стать «помощниками» педагогов на занятиях и в обучающих фантазиях. А темнота пещеры и ее протяженность — прекрасное место для опытов со светом (например, с фонариком или с «волшебным» фонарем).
В поверьях разных народов пещера считается входом в иной мир. Следовательно, из нее могут являться сказочные персонажи. Через пещеру выходят из-под земли гномы — создания европейской мифологии. Они — лучшие знатоки недр земли, минералов и всевозможных камней.
Именно в пещерах обитают такие удивительные существа, как летучие мыши — одни из рекордсменов слухового восприятия. Летучая мышь может принять участие в рассказе педагога о мире ощущений.
Наконец, в пещерах жили первобытные люди, оспаривая их у других обитателей того времени — например, у пещерных медведей. (Знаменитая сказка Р.Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» начинается с замечательной сцены, в которой первобытная Женщина превращает пещеру в Дом.)
Именно пещеры стали «музеями», сохранившими до наших дней древние наскальные рисунки.
Кстати, первый такой «музей» был обнаружен ребенком — девятилетней дочерью испанского ученого Марселино де Саутуолы, когда тот исследовал пещеру Альтамира. Когда Саутуола заявил об открытии наскальных рисунков времен палеолита, ученый мир поднял его на смех. Саутуолу даже обвинили в подделке, настолько невозможно было поверить, будто гениальные изображения животных на стенах пещеры сделаны охотниками на мамонтов. Только последующие открытия наскальной живописи в других пещерах Испании и Франции заставили специалистов поверить в подлинность находки в пещере Альтамира. (Однако сам Саутуола, как это часто бывает, не дожил до дня своего торжества.)
Этот сюжет вполне мог бы стать основой для занятия из цикла «Заглянем в прошлое планеты», если, конечно, в распоряжении педагогов имеется такая пещера, как в уренгойской «Загадке».
Только представьте: дети с фонариками отправляются в палеонтологическую экспедицию, обнаруживают на стенах «пещеры» наскальные рисунки (которые, войдя в образ первобытных художников, с блеском воссоздадут воспитатели) и делают вывод: люди научились рисовать с момента своего появления на Земле.
Кого же они рисовали? Да тех животных, которые водились в те далекие времена, — оленей, быков, мамонтов.
Смогут ли «исследователи» снять копии с этих рисунков? В отличие от первобытных охотников, они не умеют рисовать в темноте. Значит, должны воспроизвести изображения по памяти, уже покинув пещеру. А чтобы им легче было справиться с заданием, листок бумаги должен напоминать стену пещеры: пусть это будет оберточная бумага с оборванными краями. Материалом для рисования послужит уголь или сангина. (Таким приемом при знакомстве детей с наскальной живописью пользовалась московский педагог-художник Ольга Титаева. Только у нее занятие вписывалось в цикл «Чем и как работает художник?».)

Так что перспективы для придумывания и реализации своих идей у уренгойских педагогов и у тех, кто решится по их примеру создать в своем зимнем саду пещеру, огромные. Были бы желание, время и силы.

Марина АРОМШТАМ

Еще несколько слов о пещерном искусстве

Почему изобразительное искусство первобытных людей процветало именно во мраке пещер, до сих пор является загадкой для ученых.
По одной из версий, которую разделял Л.С. Выготский, рисование в пещерах было связано с особенностью памяти древнего человека — так называемой «эйдетической памятью». Эйдетическая память сохраняет явление как целое, с огромным количеством деталей и подробностей. Человек, ею обладающий, как бы «видит» предмет еще некоторое время после того, как он исчезает из поля его физического зрения. Причем, если закрыть глаза, эйдетический образ проступает четче и ярче. Темнота пещеры родственна той, которая наступает, когда закрываешь глаза. Именно поэтому, полагал П.Блонский, первобытные художники рисовали в пещерах.
Эйдетическая память в процессе развития цивилизации была постепенно вытеснена памятью с опорой на знаки. Однако у некоторых людей — например, у одаренных художников — она, безусловно, достаточно хорошо развита.

 

Рейтинг@Mail.ru