Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2003

МАСТЕРСКИЕ

Давайте воздвигнем храм

Предпасхальные дни дают педагогу хороший повод познакомить малышей с православной архитектурой.
Покажите детям иллюстрации с изображениями церквей, сходите на экскурсию к местному храму, а затем предложите своим подопечным слепить маленький храм.
Для этого существуют два способа.

Работа Марии Овчинниковой и Сони Дюженко. Фото Федора Дюженко

Способ первый

Нужно взять двенадцать цельных пластинок пластилина и у каждой пластинки с одного конца закруглить концы. Получились нефы — секторы храмовой стены. Пластинки-нефы ставятся вертикально и скрепляются между собой так, чтобы получился «колодец»: их нужно сильно прижать друг к другу и примазать с внутренней стороны «колодца». Корпус храма готов. Затем на «колодец» сверху кладется небольшая картонка, выполняющая роль опоры, или перекрытия, для крыши. Крыша делается из пластилиновой лепешки прямоугольной формы. А затем на крыше укрепляется купол, увенчанный крестиком из пластилина или из тонко нарезанных спичек.
В зависимости от желания ребенка, храм может быть одноглавый, трехглавый или пятиглавый. Для установления большего количества куполов нужен более массивный корпус храмового здания.
Затем стеком на стенах выдавливаются — процарапываются окна. Выбирается сторона, с которой будет вход. Вход — портал — можно слепить из пластилина методом наложения или, как в случае с окнами, нарисовать стеком.
Если храм «строился» из пластилина нужного цвета (для стен использовался белый пластилин, а для куполов — желтый или синий), после установления купола он считается готовым.
Если же в процессе лепки использовался разномастный пластилин, здание нужно загрунтовать крахмалом или толченым мелом, а потом раскрасить гуашью.

Второй способ

Из довольно большого куска пластилина формируется параллелепипед — корпус будущего храма. На него укрепляется купол. Дальнейшая последовательность действий такая же, как и при первом способе. Этот способ более простой, но он в то же время лишает педагога возможности познакомить детей с понятием «неф».

Дальнейший план действий определяется общим замыслом. Каждый ребенок может сделать специальный макет, внутри которого установит свою церковь. Здесь можно рассказать детям о том, что храмы обычно воздвигали на возвышенности. Холм можно сделать из пластилинового шара, которому придается нужная форма. Сверху его присыпают песком или землей, обкладывают дерном. А можно установить в емкость с пророщенным овсом.
Возможно, дети захотят, чтобы храм стоял на берегу озера. Или чтобы вокруг церкви был сад.
Главное — чтобы композиция была выразительной и через ее создание дети почувствовали бы особое настроение, которое обычно вызывает православная архитектура.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru