Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2003

ШКОЛА ПРИРОДЫ

День воды в Тимирязевском музее,
или

Охота за идеями продолжается!

«Читая вашу газету, чувствуешь себя «охотником за идеями», — написали нам как-то в одном письме. А что важно для удачной «педагогической охоты»?
В нужный момент попасть в такое место, где водится «дичь», т.е. реализуются новые интересные идеи.
С этой точки зрения посещение Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева (г. Москва) — всегда не просто «охота», а настоящее «сафари». Возьмем, к примеру, экологический праздник.
Мы привыкли к тому, что праздник — это прежде всего театрализованное представление: дети в костюмах деревьев и птиц «жалуются» на жизнь очень сложным, «недетским», плохо рифмованным языком, демонстрируя чудеса механической памяти, а в заключение все танцуют «вальс цветов».
Любые акции, связанные с защитой природы, неизбежно связаны с риторикой.
Но если пафос — единственное содержание «экологических» деяний, природе можно только посочувствовать.
Поэтому, организуя экологический праздник «День воды», сотрудники Тимирязевского музея ставили перед собой вполне конкретные задачи: не просто сообщить своим посетителям о том, что «Вода — это жизнь», а заставить их ощутить, пережить это всеми возможными способами, заинтересовать водой, изумить водой, восхитить водой.
Праздник «День воды» проводился в форме «семейного лабиринта».

Каждый посетитель, который попал в музей 22 марта, мог принять участие в увлекательной игре «Семейный лабиринт».
Почему «лабиринт»? Потому что попавшему туда придется побродить, поплутать по музейным залам, выполняя различные увлекательные задания. Чтобы справиться с заданиями, потребуются наблюдательность, смекалка и воображение.
Почему лабиринт — теперь ясно. Почему «семейный»? Да потому что в игру включаются не только дети, но и их родители: и те, и другие вместе принимают участие в игре. Есть задания, с которыми легко справится любой малыш. А есть и такие, в выполнении которых без помощи мамы или папы не обойтись, особенно если еще не умеешь читать и писать. Но мама и папа выступают не только в роли помощников. И они откроют для себя нечто новое, и им не раз придется удивиться.

Маршрут и скорость движения по лабиринту «путешественники» определяют сами. Чтобы они не сбились с пути, им вручают «дорожный листок», в котором указаны номера залов, где можно пройти испытания, и примерный характер этих испытаний. На каждом этапе лабиринта участников игры встречают сотрудники музея: беседуют с детьми, раздают карточки с заданиями и помечают в «листке»: «испытание прошло успешно».

В чем же заключаются испытания? Все они так или иначе обыгрывают тему воды — воды как среды обитания животных и растений, воды как важнейшей составной части любого живого организма, воды как удивительного и самого распространенного на Земле минерала, позволяющего существовать всему живому.
Большая часть заданий оформлена в виде рисованных карточек.
Вот играющий получает карточку с изображением животных. На рисунках отсутствуют некоторые существенные элементы — например, лапы или хвост. Задание: «Найди в витринах этих животных и дорисуй недостающие части».
Или на карточке изображены силуэты животных. Нужно определить, что это за животные, и подписать картинки. «Всех животных, изображенных на рисунках, — сообщает инструкция, — можно увидеть в витринах зала».
В задании более сложного уровня может быть изображена «карусель» из птичьих голов и лап. Требуется определить, какой голове «принадлежит» какая лапа, и соединить их стрелочками, а заодно попытаться объяснить, почему данная птица имеет клюв и лапы такой формы.
Это задания на наблюдательность, на умение соотнести плоскостное изображение с «натуральным» объектом.
Некоторые карточки содержат несложные логические задачки и задания на классификацию. Например, из всех изображений животных нужно выбрать (и назвать) только тех, которые обитают в водной среде. Или из ряда картинок нужно найти такую, на которой изображен «объект охоты» определенного животного. Свой выбор требуется объяснить.
А для самых маленьких имеются разрезные картинки. Хочешь узнать, чем питается цапля? Сложи разрезную картинку — получишь рыбку.

Кроме рисованных заданий, дети работают и с предметами — муляжами, макетами, гербарными коллекциями, живыми растениями.
Здесь простор для игры в ассоциации.
Например, на столике выставлены: макет с грибами различных видов, макет с растениями, растения в цветочных горшках, орехи гигантского размера, сухофрукты. Все эти предметы получили право участвовать в празднике «День воды». Почему?
Такие растения, как кубышка, живут в воде. Так что их появление в музейном зале вполне оправданно. Сухофрукты попали на праздник в качестве «пострадавших»: когда-то они были сочными, налитыми фруктами, а потом «потеряли» свою воду — высохли. Благодаря этому не сгнили, не испортились, а получили право занять достойное место в лабиринте. Среди грибов «мандат» на присутствие имеет только один, и то на сомнительном основании — благодаря своему названию «зонтик». Как зонтик связан с водой, объяснит любой малыш. Но догадаться о связи грибов с праздником воды без взрослого почти невозможно.
Наконец, орехи. Один из орехов — старый знакомый: это кокос. Но обычно мы имеем дело с его ядрышком. Сам же плод весьма объемный и тяжелый (вес — до 2 кг). Не говоря уж о его соседе — сейшельском орехе, весящем от 10 до 25 кг. Орехи-то здесь почему? Как известно, растения нуждаются «в помощи» других живых существ или природных сил, чтобы расселять свои семена по земле. Но ни ветру, ни птицам, ни животным не под силу играть роль транспортного средства для таких гигантов. Поэтому плоды кокосовой пальмы и сейшельской пальмы лодоицеи путешествуют по воде. Пальмы растут у воды, туда и падают созревшие орехи. Вода уносит их в новые края. Повезет ореху попасть на берег и «зарыться» в землю, пробьется из него к свету новая пальма. Вот и отгадка. Если ребенок сам об этом не догадается, сотрудники музея ему это расскажут.

Ни один праздник в музее не обходится без лабораторных «исследований». В лабиринте есть специально оборудованные места, где можно посмотреть на каплю воды в микроскоп (сильный цифровой микроскоп «нового поколения») и очутиться в настоящем водном «зоопарке»: оказывается, малюсенькая капля полна обитателей!
А можно увидеть воду сразу в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном. Достигается это с помощью элементарных приспособлений. В роли экспонатов твердого состояния воды выступают «ледышки», замороженные в морозилке.
А в качестве устройства, демонстрирующего переход воды из жидкого состояния в газообразное и обратно, — обычный электрический чайник. Чтобы сделать процесс парообразования более наглядным, к носику кипящего чайника подносят небольшое стекло. Чайник кипит, стеклышко запотевает. Если же отодвинуть запотевшее стекло от носика чайника, пар тут же начнет остывать и по стеклу текут капельки воды.

Одним из самых притягательных мест лабиринта является «Лаборатория Капитошки». Капитошка — кукла, призванная изображать капельку воды, — демонстрирует детям простые, но эффектные опыты, связанные с водой и водными растворами (конечно, Капитошка здесь действует не самостоятельно, а с помощью сотрудников музея).
В одном из опытов участвуют вода и яйцо.
В колбу с широким горлом наливают воду и опускают сырое яйцо. Оно идет ко дну. В другой колбе тоже вода. В воду добавляют соль — до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Иными словами, получают насыщенный солевой раствор. Берут еще одно яйцо и тоже опускают его в воду. И что же? Оно зависает в воде, но на дно не опускается. Свойства воды изменились: теперь вода стала настолько «сильной» (плотной), что способна удерживать яйцо.
Возможно, тут подключатся родители и вспомнят, что похожим образом проверяют яйца на свежесть. Свежее яйцо в воде тонет, а испорченное зависает в толще воды. Ну, экспериментов с тухлыми яйцами в детской аудитории можно и избежать. А вот поэкспериментировать с сырыми и вареными яйцами можно. Вареное яйцо, в отличие от сырого, не тонет, а плавает на поверхности воды. Если дети вспомнят «встречу» с сухофруктами, то, возможно, сами найдут этому объяснение: яйцо в процессе варки «теряет» жидкость и становится легче. Поэтому и удерживается на поверхности воды.
А вот апельсин. С ним какие чудеса могут произойти? Самые что ни на есть наглядные и удивительные. Большой, толстый апельсин в шкурке не тонет. Но стоит его очистить — тут же идет ко дну (если, конечно, он свежий, не подсохший, не потерявший влагу).
Ну и, конечно, самыми эффектными являются опыты, в которых жидкость меняет свой цвет.

Вода — обязательная составляющая фруктов и овощей. На специальном столике в порядке увеличения содержания в них количества воды разложены овощи и фрукты (точнее, их муляжи): лидерами этой цепочки являются огурец и арбуз (95%), в «хвосте» располагаются картофель и банан (чуть больше 60%). Нагляднее всего наличие воды обнаруживается, когда из фруктов или овощей выжимают сок. Сок обычно имеет цвет. Темно-бордовый оттенок сока таких овощей, как свекла и краснокочанная капуста, образуется благодаря наличию специального вещества (антоциана), которое по-разному реагирует на соединение со щелочью и кислотой. Если надавить сок из листьев краснокочанной капусты, налить его в две пробирки, а потом в одну добавить несколько капель щелочного раствора, а в другую — кислотного, цвет капустного сока изменится. (В роли щелочи в опыте выступает сода, в роли кислоты — уксус.) Напрямую эти опыты никак не связаны с экологическими задачами Дня воды. Но это очень красиво, а дополнительная позитивная эмоция всегда способствует пропаганде гуманизма.

Вернемся к огурцу и арбузу, которые лидируют в цепочке «растительных резервуаров воды».
Такую же цепочку можно выстроить и в ряду животных и человека.
Первое место в ней займет медуза аурелия, которая практически полностью состоит из воды — на 98,2%. Человек занимает место в хвосте цепочки (60%), уступая последнюю ступеньку только свинье (55%), — т.е. содержит в себе воды столько же, сколько банан и картошка.
Но хотя здесь человек и не достиг первенства, количество содержащейся в нем воды все равно потрясает воображение.
Чтобы в этом убедиться, нужно подойти к специальному плакату, на котором написано: «Человек на 2/3 состоит из воды. Узнай, сколько в тебе воды!». Под плакатом — обычные весы. Встаешь на них, запоминаешь свой вес, а потом подставляешь его в формулу:

«Вес : 3 x 2 = количество воды».

Для наглядности вес можно перевести в количество ведер или трехлитровых банок: если ты весишь 24 кг, в тебе 16 кг воды, или 5 трехлитровых банок да еще одна литровая. В процессе жизнедеятельности человек постоянно теряет воду и должен все время пополнять ее запас. Но кроме того, что он пьет жидкости, получает воду с овощами и фруктами, с другими пищевыми продуктами, надо еще мыться и стирать. Ученые подсчитали, что современный горожанин в среднем использует в день 300—400 л воды, то есть сорок ведер.

После таких измерений ничего не остается, как только руками развести: «Без воды — ни туды, ни сюды» (как пел водовоз в старом фильме «Волга-Волга»). Не будет воды, ничего не будет — ни медуз, ни картофеля, ни человека.
И поэтому девиз «Вода — для будущего», под которым проходил праздник в Тимирязевском музее, обретает под собой мощную аргументированную базу. После «плутаний» по семейному лабиринту это ясно любому малышу.

Редакция благодарит замдиректора Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева Татьяну Зубкову и заместителя заведующего отделом музейной педагогики Лидию Васильеву за помощь в подготовке публикации.

Фото Иосифа Фурмана

 

Рейтинг@Mail.ru