Вот труба — над
нею дым
Игровое занятие для детей от пяти лет
В
группу к детям «прилетает» Баба Яга, вся в саже,
кашляет.
Баба Яга: Ой, думала, я погибну!
Педагог: Баба Яга, ты откуда? Что с
тобой?
Баба Яга: Я из своей сказочной
страны к вам в гости летела, в вашу «Школу
волшебников».
Педагог: Да ты посмотри на себя в
зеркало: ты вся в саже и кашляешь…
Баба Яга: Подлетела я к вашему
городу, а у вас тут что делается...
Педагог: Что же у нас такое
делается?
Баба Яга: Кругом черным-черно.
Звери тундры, что недалеко от города живут,
разбегаются, кто куда. А некоторые уже кверху
лапками лежат, задыхаются. Беда какая!
Педагог: Неужели в тундре снег
растаял?
Баба Яга (сердито): Почему
растаял? Зима еще стоит.
Педагог:
Так почему же тундра черная?
Баба Яга: Почему-почему! Теперь я
знаю, почему: мимо труб летела. Ох, и много же их у
вас в городе!
Педагог: Ребята, о каких это трубах
Баба Яга речь ведет?
Дети: Это заводские трубы, из
которых идет дым.
Баба Яга: Вот-вот. Заводские. Дым
валит из них чернющий. Он и делает снег черным. А
пахнет так, что дышать нечем. Слезы текут, кашель
нападает (кашляет). До сих пор вздохнуть не
могу. Закрыть нужно все ваши заводы! И зачем их
только понастроили? Только природу портят.
Дети: Заводы нужны, чтобы
выплавлять металлы.
Баба Яга: Ну и пусть выплавляют
металлы. А дым-то зачем пускать? Сажа-то тут при
чем?
Дети: Металлы выплавляют в
плавильных печах. А когда печь работает, то
всегда идет дым.
Баба Яга: Так что же, нельзя работу
печей остановить?
Дети: Нет, нельзя.
Баба Яга: Почему?
Дети: На заводах работают наши
папы. Если печи перестанут гореть, им негде будет
работать. Если печи остановить, то не будет
металла. А металла не будет — из чего тогда
машины и самолеты делать?
Баба Яга: Так, по-вашему, работу
печей останавливать нельзя, а тундру и зверей
губить можно?
Дети: Тоже нельзя. Нам и тундру, и
зверей жалко.
Педагог: Я вот что думаю: если завод
должен работать, а весь вред — от дыма заводских
труб, нужно что-то с этим дымом делать.
Баба Яга: Полечу-ка я за своим
другом Змеем Горынычем. Он тут быстро порядок
наведет. Как дунет из своих трех голов, сразу весь
дым отгонит!
Педагог: Так что же получается?
Змей Горыныч от нас дым отгонит и этот дым к
другим людям и зверям полетит?
Дети: Нет, это не правильно. Так
делать нельзя.
Баба Яга: Тогда нужно этот дым
ловить и в бочки прятать. Подлечу на ступе к
трубе, наберу бочку дыма, потом другую...
Дети: Баба Яга, пока ты будешь со
своими бочками возиться, большая часть дыма в
воздух вылетит.
Педагог: Даже если ты и сумеешь дым
в бочки запаковать, куда ты эти бочки потом
денешь?
Баба Яга: В тундре в рядок поставлю.
Педагог: У нас заводы работают
постоянно. Трубы постоянно выбрасывают в воздух
дым. Представляешь, что за рядок у тебя получится?
Дети: Ты бочками всю тундру
заставишь.
Баба Яга: Ну, не знаю… Как же
сделать, чтобы заводы работали, и тундра не
страдала, и животным хорошо было?.. Пусть
волшебники из вашей школы помогут.
Педагог: Только сначала нам надо
хорошенько рассмотреть этот дым — виновник
несчастий.
Баба
Яга: Пусть мое наливное яблочко вам покажет
этот ужасный черный дым.
Педагог (детям): Помните
волшебные слова?
Дети:
Яблочко, катись, катись,
Труба с дымом покажись.
На экране (на доске) появляется
изображение городской трубы и выходящего из нее
дыма. На рисунке видны вкрапления сажи —
множество черных точек.
Педагог: Кто из вас расскажет о
дыме?
Дети: Дым черный, грязный, густой;
выходит из трубы клубами.
Педагог: Из чего этот грязный дым
состоит?
Дети: Из сажи, грязи, вредных
веществ.
Педагог: Сажа и грязь сразу бы
падали вниз и не распространялись так далеко.
Почему дым поднимается вверх и плывет, как
облако?
Дети: Печи горят, и дым из них
выходит горячий. Вот он и стремится вверх, как
любой пар.
Баба Яга: И правда: когда я летела
мимо трубы, заметила, что дым горячий. Мне жарко
стало.
Педагог: Горячий воздух легкий и
поэтому он поднимается вверх. Что же будет, если
этот черный дым будет постоянно выходить из
трубы?
Дети: Черные тучи закроют солнце,
сажа покроет листья, траву, цветы и не будет
пропускать к ним воздух и свет. Олени не смогут
щипать ягель, куропатки не найдут ягоды. Без
света и воздуха все погибнет.
Появляется изображение
экологической катастрофы: гибель тундры.
Педагог: Так что же делать, ребята?
Пусть так и валит черный дым в небо? Пусть
отравляет тундру?
Дети: Нет!
Педагог:
Может быть, мы можем разделить дым… На что? Как вы
думаете?
Дети: На чистый воздух и сажу.
Педагог: Как же нам отделить чистый
воздух от сажи? Как можно сделать любой предмет
чистым?
Дети: Помыть, подмести,
пропылесосить, протереть.
Педагог: Помыть, подмести,
пропылесосить можно твердый предмет, а газ?
Дети: А газ помыть и подмести
нельзя.
Педагог: А как очистить жидкость от
твердых частичек? Например, чай?
Дети: Процедить через ситечко,
чтобы твердые частички чая не попали в чашку.
Педагог: Может быть, и дым можно
процедить?
Дети: Дым не льется, он летит.
Педагог:
Летит, как птица, как бабочка. Тогда его поймать
можно. А чем бабочку ловят?
Дети: Сачком.
Педагог: Ситечко и сачок. Чем они
похожи? И для чего они нужны?
Дети: У ситечка и у сачка есть
сеточка, которая задерживает то, что ловят.
Педагог: Что остается в ситечке или
сачке?
Дети: Чаинки, бабочки, жучки, рыбки.
А воздух и жидкость пропускаются.
Педагог: Что здесь нам нужно
пропустить и что оставить?
Дети: Пропустить нужно чистый
воздух, а сажу оставить.
Педагог: Как же нам задержать сажу?
Дети:
— Нужно надеть на трубу ситечко.
— Натянуть сетку или марлю.
— Ситечко нужно опустить пониже, можно
пристроить его прямо внутри трубы. Дым из трубы
будет выходить чистым.
Педагог: Вот видите, ребята, можно
сделать так, что заводы будут выпускать металл,
но сажа не будет загрязнять тундру.
Баба
Яга: Ну, ребята, вы молодцы! Я бы никогда не
догадалась так усовершенствовать заводскую
трубу. Полечу, всех в тундре успокою. До свидания! (Садится
на метлу и «улетает».)
Педагог предлагает детям нарисовать
усовершенствованную заводскую трубу. Можно
сделать сравнительный рисунок двух труб — той,
что загрязняет пространство вокруг себя, и той,
что оснащена очистительными приспособлениями.
Примечание: В роли Бабы Яги может
выступать кукла. Педагог может быть одет в костюм
волшебницы, если обыгрывается тема «Волшебной
школы». Но тогда и дети — маленькие «волшебники»
— должны иметь какие-то атрибуты, указывающие на
«волшебный» характер их занятий.
Педагоги детского сада № 71 «Антошка», г.
Норильск
Рисунки Владимира Семеренко
|