Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Вот труба над нею дым

Игровое занятие для детей от пяти лет

В группу к детям «прилетает» Баба Яга, вся в саже, кашляет.

Баба Яга: Ой, думала, я погибну!

Педагог: Баба Яга, ты откуда? Что с тобой?

Баба Яга: Я из своей сказочной страны к вам в гости летела, в вашу «Школу волшебников».

Педагог: Да ты посмотри на себя в зеркало: ты вся в саже и кашляешь…

Баба Яга: Подлетела я к вашему городу, а у вас тут что делается...

Педагог: Что же у нас такое делается?

Баба Яга: Кругом черным-черно. Звери тундры, что недалеко от города живут, разбегаются, кто куда. А некоторые уже кверху лапками лежат, задыхаются. Беда какая!

Педагог: Неужели в тундре снег растаял?

Баба Яга (сердито): Почему растаял? Зима еще стоит.

Педагог: Так почему же тундра черная?

Баба Яга: Почему-почему! Теперь я знаю, почему: мимо труб летела. Ох, и много же их у вас в городе!

Педагог: Ребята, о каких это трубах Баба Яга речь ведет?

Дети: Это заводские трубы, из которых идет дым.

Баба Яга: Вот-вот. Заводские. Дым валит из них чернющий. Он и делает снег черным. А пахнет так, что дышать нечем. Слезы текут, кашель нападает (кашляет). До сих пор вздохнуть не могу. Закрыть нужно все ваши заводы! И зачем их только понастроили? Только природу портят.

Дети: Заводы нужны, чтобы выплавлять металлы.

Баба Яга: Ну и пусть выплавляют металлы. А дым-то зачем пускать? Сажа-то тут при чем?

Дети: Металлы выплавляют в плавильных печах. А когда печь работает, то всегда идет дым.

Баба Яга: Так что же, нельзя работу печей остановить?

Дети: Нет, нельзя.

Баба Яга: Почему?

Дети: На заводах работают наши папы. Если печи перестанут гореть, им негде будет работать. Если печи остановить, то не будет металла. А металла не будет — из чего тогда машины и самолеты делать?

Баба Яга: Так, по-вашему, работу печей останавливать нельзя, а тундру и зверей губить можно?

Дети: Тоже нельзя. Нам и тундру, и зверей жалко.

Педагог: Я вот что думаю: если завод должен работать, а весь вред — от дыма заводских труб, нужно что-то с этим дымом делать.

Баба Яга: Полечу-ка я за своим другом Змеем Горынычем. Он тут быстро порядок наведет. Как дунет из своих трех голов, сразу весь дым отгонит!

Педагог: Так что же получается? Змей Горыныч от нас дым отгонит и этот дым к другим людям и зверям полетит?

Дети: Нет, это не правильно. Так делать нельзя.

Баба Яга: Тогда нужно этот дым ловить и в бочки прятать. Подлечу на ступе к трубе, наберу бочку дыма, потом другую...

Дети: Баба Яга, пока ты будешь со своими бочками возиться, большая часть дыма в воздух вылетит.

Педагог: Даже если ты и сумеешь дым в бочки запаковать, куда ты эти бочки потом денешь?

Баба Яга: В тундре в рядок поставлю.

Педагог: У нас заводы работают постоянно. Трубы постоянно выбрасывают в воздух дым. Представляешь, что за рядок у тебя получится?

Дети: Ты бочками всю тундру заставишь.

Баба Яга: Ну, не знаю… Как же сделать, чтобы заводы работали, и тундра не страдала, и животным хорошо было?.. Пусть волшебники из вашей школы помогут.

Педагог: Только сначала нам надо хорошенько рассмотреть этот дым — виновник несчастий.

Баба Яга: Пусть мое наливное яблочко вам покажет этот ужасный черный дым.

Педагог (детям): Помните волшебные слова?

Дети:

Яблочко, катись, катись,
Труба с дымом покажись.

На экране (на доске) появляется изображение городской трубы и выходящего из нее дыма. На рисунке видны вкрапления сажи — множество черных точек.

Педагог: Кто из вас расскажет о дыме?

Дети: Дым черный, грязный, густой; выходит из трубы клубами.

Педагог: Из чего этот грязный дым состоит?

Дети: Из сажи, грязи, вредных веществ.

Педагог: Сажа и грязь сразу бы падали вниз и не распространялись так далеко. Почему дым поднимается вверх и плывет, как облако?

Дети: Печи горят, и дым из них выходит горячий. Вот он и стремится вверх, как любой пар.

Баба Яга: И правда: когда я летела мимо трубы, заметила, что дым горячий. Мне жарко стало.

Педагог: Горячий воздух легкий и поэтому он поднимается вверх. Что же будет, если этот черный дым будет постоянно выходить из трубы?

Дети: Черные тучи закроют солнце, сажа покроет листья, траву, цветы и не будет пропускать к ним воздух и свет. Олени не смогут щипать ягель, куропатки не найдут ягоды. Без света и воздуха все погибнет.

Появляется изображение экологической катастрофы: гибель тундры.

Педагог: Так что же делать, ребята? Пусть так и валит черный дым в небо? Пусть отравляет тундру?

Дети: Нет!

Педагог: Может быть, мы можем разделить дым… На что? Как вы думаете?

Дети: На чистый воздух и сажу.

Педагог: Как же нам отделить чистый воздух от сажи? Как можно сделать любой предмет чистым?

Дети: Помыть, подмести, пропылесосить, протереть.

Педагог: Помыть, подмести, пропылесосить можно твердый предмет, а газ?

Дети: А газ помыть и подмести нельзя.

Педагог: А как очистить жидкость от твердых частичек? Например, чай?

Дети: Процедить через ситечко, чтобы твердые частички чая не попали в чашку.

Педагог: Может быть, и дым можно процедить?

Дети: Дым не льется, он летит.

Педагог: Летит, как птица, как бабочка. Тогда его поймать можно. А чем бабочку ловят?

Дети: Сачком.

Педагог: Ситечко и сачок. Чем они похожи? И для чего они нужны?

Дети: У ситечка и у сачка есть сеточка, которая задерживает то, что ловят.

Педагог: Что остается в ситечке или сачке?

Дети: Чаинки, бабочки, жучки, рыбки. А воздух и жидкость пропускаются.

Педагог: Что здесь нам нужно пропустить и что оставить?

Дети: Пропустить нужно чистый воздух, а сажу оставить.

Педагог: Как же нам задержать сажу?

Дети:

— Нужно надеть на трубу ситечко.
— Натянуть сетку или марлю.
— Ситечко нужно опустить пониже, можно пристроить его прямо внутри трубы. Дым из трубы будет выходить чистым.

Педагог: Вот видите, ребята, можно сделать так, что заводы будут выпускать металл, но сажа не будет загрязнять тундру.

Баба Яга: Ну, ребята, вы молодцы! Я бы никогда не догадалась так усовершенствовать заводскую трубу. Полечу, всех в тундре успокою. До свидания! (Садится на метлу и «улетает».)

Педагог предлагает детям нарисовать усовершенствованную заводскую трубу. Можно сделать сравнительный рисунок двух труб — той, что загрязняет пространство вокруг себя, и той, что оснащена очистительными приспособлениями.

Примечание: В роли Бабы Яги может выступать кукла. Педагог может быть одет в костюм волшебницы, если обыгрывается тема «Волшебной школы». Но тогда и дети — маленькие «волшебники» — должны иметь какие-то атрибуты, указывающие на «волшебный» характер их занятий.

Педагоги детского сада № 71 «Антошка», г. Норильск

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru